Политика

Посол Норвегии в Украине Олав Берстад: «Санта-Клаус — это американизированный персонаж. А у нас ждут в гости доброго гнома Юлениссена»

19:09 — 23 декабря 2010 eye 734

В Норвегии, как и в других скандинавских странах, к 25 декабря — Рождеству Христову — начинают готовиться за четыре недели до праздника. Последний месяц перед Рождеством называют адвентом, что в переводе с латинского означает «пришествие». Говорят, что раньше во время адвента запрещали даже жениться — верующие должны были духовно готовиться к приходу в этот мир Спасителя. А еще говорят, что в Норвегии, в городке Савалене, находится самая любимая резиденция Санта-Клауса…

«На востоке Норвегии рождественские блюда готовят в основном из свинины, на западе — из баранины, а на севере — из рыбы»

- Господин посол, а вы лично знакомы с Санта-Клаусом? — поинтересовались «ФАКТЫ» у Чрезвычайного и Полномочного Посла Норвегии в Украине Олава Берстада (Фото).

 — Санта-Клаус — это американизированный персонаж. У нас же традиционно ждут Юлениссена — маленького доброго гнома, который целый год живет на ферме, а на Рождество приходит в гости к людям. Чтобы зима и весь год были хорошими, его обязательно нужно угостить. Хозяева варят кашу и оставляют гному на отдельной тарелочке. Эта традиция уходит корнями еще в дохристианское время.

Что же касается Санта-Клауса, то до 70-х годов прошлого века столица Норвегии Осло считалась его главной резиденцией! Специальный человек весь год отвечал на письма, адресованные Санта-Клаусу… Потом, видимо, у нас решили, что это — ненужные расходы и… упразднили должность Санты. Письма отправляли адресантам или вообще оставляли их без ответа. И образовался вакуум. А финны, у которых теперь есть свой Санта-Клаус — Йоулупукки — эту идею подхватили…

- Юлениссена у вас принято угощать кашей. А чем обычно хозяева балуют на Рождество своих родных и близких? Есть ли в Норвегии какие-то традиционные рождественские блюда?

 — Это зависит от региона страны. Например, в восточной части Норвегии для приготовления рождественских блюд используют в основном свинину. На западе, откуда родом и я, — баранину. Причем самую разнообразную: свежую, сушеную, соленую… А на севере страны, конечно же, рыбу.

- И, наверное, самую вкусную — известную во всем мире норвежскую селедочку…

 — … которую чаще можно попробовать не у нас, а в Украине, России, Голландии, Германии (смеется)… Настолько велики объемы нашего экспорта селедки!

Конечно же, все семьи украшают дома к Рождеству, готовят подарки друг другу. А еще в этот праздничный день подают на десерт сладкую рисовую кашу с миндалем. Тот, кто находит в своей тарелке орешек, получает дополнительный приз. Обычно это сладости, например, марципановые свинки.

- Где вы планируете праздновать Рождество?

 — В прошлом году мы с семьей ездили в Норвегию, а на это Рождество хотим остаться в Киеве. Здесь, в Украине, со мной живут супруга и две наши дочки — 10 и 9 лет. Они учатся в международной школе на Печерске, преподавание там ведется на английском языке. Девочки также занимаются спортом, танцами и музыкой.

- Какие из этих увлечений разделяете вы?

 — Чаще всего я работаю у них водителем (смеется). А в свободное время люблю бегать. Когда тепло, катаюсь на велосипеде, зимой — на беговых лыжах.

- Семьей, наверное, больше занимается супруга. А в свободное время она работает женой посла?

 — И жалуется при этом, что за эту работу государство ей ничего не платит (смеется). Моя супруга по образованию эколог. В Украине она занимается реализаций проектов в сфере экологии. Это, в частности, обучение персонала и внедрение очень простой методологии улучшения экологической и энергетической ситуации на предприятиях. Такая разработка внедряется в Херсонской и Днепропетровской областях.

- Это ее разработка?

 — Нет, проекты создавали норвежские инженеры. А она — эколог. Кстати, моя супруга родилась в России.

- И где же вы с ней познакомились?

 — В Москве, году в 1994-м. Я в то время работал в посольстве советником по вопросам экологии и энергетики. Мы организовали курсы по экологически чистому производству в России, а она также занималась этими вопросами.

- Вы сразу предложили ей выйти замуж?

 — Очень быстро! Я понял, что это мой шанс в жизни!

- С ответом она не тянула?

 — Во всяком случае раздумывала недолго (улыбается).

«Я начал изучать чрезвычайно сложный русский язык и… практически забыл французский и немецкий»

- Русский язык вы выучили до знакомства с будущей супругой?

 — Русский я начал учить еще в Норвегии. Продолжал заниматься им и когда служил в армии, и когда учился в университете. Дело в том, что я собирался быть археологом, а не дипломатом. Даже стажировался в Ленинграде в 1976 году. В детстве мечтал стать либо археологом, либо военным летчиком, а попал в дипломатию. Такое в жизни тоже случается. Все началось с того, что мои университетские друзья устроились в министерство иностранных дел. Я подумал, что такой вид деятельности может быть интересным, сдал экзамены и приступил к работе…

Что касается языков, то в школе я учил английский, немецкий и французский. Когда начал заниматься чрезвычайно сложным русским языком, то… практически забыл французский и немецкий (улыбается). Читаю, но разговаривать уже сложно. Поскольку работал по три года в Турции и Азербайджане, то немного разбираюсь и в этих языках.

- А как у вас с украинским?

 — Я вважаю, що вiльно розумiю i читаю українською. Але не можу сказати, що вiльно розмовляю…

- Свое первое назначение в ранге посла помните?

 — Это было двенадцать лет назад: в 1998 году я открывал наше посольство в Азербайджане.

- И как вам, жителю суровой, холодной Норвегии, работалось в горячем азербайджанском климате?

 — Очень даже неплохо. Горячей та пора была и в прямом и переносном смысле. Бурно развивались норвежско-азербайджанские отношения, потоком шли инвестиции… Плюс в это же время появилась теория известного путешественника Тура Хейердала, что жители скандинавских стран, в том числе и норвежцы, являются выходцами из Азербайджана. Меня, как археолога и историка, она очень заинтересовала. Все три года работы в Азии я занимался этой гипотезой, искал и находил ответы на разные вопросы. Теория, конечно же, интересная, но она оказалась, скажем так, слишком абстрактной.

- Господин посол, а во время археологических экспедиций лично вам удалось сделать какое-нибудь открытие?

 — Когда учились в университете, мы, конечно же, ездили на раскопки в Норвегии. Во время одной из них удалось найти небольшую погребальную урну с костями. Она датировалась, вероятно, вторым веком нашей эры. Помню, как только руководитель раскопок поднял ее, урна выпала из его рук и… разбилась. Это была катастрофа! Мы, студенты, так и замерли…

Знаете, мне до сих пор очень интересно участвовать в экспедициях и раскопках. Я даже в Украине продолжаю этим немножко заниматься. В Черниговской области есть село Шеставица, где уже несколько лет подряд проводятся этнические фестивали. Приезжают туда и археологи. Они занимаются исследованием периода Киевской Руси. Я знаком с руководителем экспедиции, и уже два раза приезжал к ним. Ведь археология очень увлекательное занятие: сочетание физического труда и надежды найти что-то интересное. Какую-нибудь керамику, например. Или просто пообщаться со знающими людьми, почувствовать себя членом команды…

- А нет ли у вас случайно какой-нибудь археологической коллекции?

 — Коллекции нет, но я открою вам маленький секрет. В свое время я работал в Турции, а на ее территории очень много древних строений и руин. Так что три-четыре осколка керамики из Анатолии (древняя цивилизация на территории современной Турции.  — Авт. ) у меня есть.

«Когда работал вице-консулом в Новом Орлеане, на меня напал грабитель с пистолетом»

- Вы много путешествовали по миру?

 — Объездил практически всю Европу. Долго работал в Турции, Азербайджане, Норвегии. Бывал в Японии, дважды работал в США… В Украине я уже четыре года. Знаете, работа дипломата очень интересная и, можно сказать, привилегированная. Мы встречаемся с интеллигентными людьми, которые хотят или могут что-нибудь сделать, как-то повлиять на события. Но, конечно, ситуации возникали разные. Когда работал вице-консулом в Новом Орлеане, пережил даже попытку уличного ограбления. Мужчина вытащил пистолет и направил его на меня… Но все обошлось — мне удалось сбежать. Я пошел в полицейский участок, рассказал о случившемся. Полицейские вызвали медиков. Врач скорой помощи поинтересовался, что со мной произошло, а когда узнал, где я прогуливался, то лишь развел руками: «Вы либо сумасшедший, либо иностранец». Оказалось, этот район города очень неблагополучный в криминогенном отношении…

Второй эпизод тоже связан с США. Когда я работал в Луизиане, то купил себе каяк — небольшую лодочку с веслами. Мне очень нравилось в одиночестве плавать среди полузатопленных деревьев. Там царила такая неповторимая атмосфера… И вдруг рядом с лодкой из воды высовывается голова аллигатора! Это было так внезапно, что стало для меня настоящим шоком! Лодку он, к счастью, не перевернул, но все равно было очень страшно…

- Читала, что Норвегию называют царством фьордов, троллей и рыбаков. А еще наслышана о фантастически красивых ландшафтах. Ну просто рай для туристов…

 — Я хорошо знаю свою страну и полностью согласен с этим мнением. Похожие пейзажи можно увидеть, например, на Аляске, в Северной Канаде или в Новой Зеландии, но для европейцев мы значительно ближе (улыбается). И инфраструктура у нас на уровне. Правда, многим туристам не нравятся высокие цены. Особенно на то, что в других странах стоит намного дешевле: пиво, вино, сигареты, рестораны, бензин… Но пейзаж, ландшафты у нас действительно уникальные!

- А почему у вас такой дорогой алкоголь?

 — Это государственная политика. Почему? Таким образом мы боремся за здоровье нации. Лет двести назад в норвежских деревнях процветал алкоголизм. А в 1820 году наш парламент запретил гнать самогон. Потом общественные организации начали проводить активные антиалкогольные кампании.

- Возможно, следующий мой вопрос не совсем корректный, но все же… А какие спиртные напитки предпочитаете вы?

 — Акевит. Это наш национальный напиток. Как, например, ваша горiлка. Крепость — чуть больше сорока градусов, а готовится он на основе… картофеля и специй. Акевит идеально сочетается с тяжелыми мясными блюдами из баранины или свинины. Кстати, этот напиток подают и к рождественскому столу. Еще мне нравятся украинские коньяки и горiлка.

- А как вам наша национальная кухня?

 — Да, коне-ечно. Сало…

- Вы прямо как щирий українець...

 — Люблю вареники. В нашем доме постоянно готовится борщ. Знаете, мне очень нравятся ваши ужины и обеды, во время которых звучит масса тостов, люди активно общаются… Норвежские ужины более формальны… Но, конечно же, до тех пор, пока алкоголь не начнет действовать (хохочет)…

- Господин посол, может, вы и сами умеете готовить?

 — Да, есть три-четыре основных блюда. Но самое любимое — баранина в капусте. К капусте и мясу добавляю немножко муки, воду, специи. А потом кладу картофель. Получается великолепное норвежское блюдо.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО,  «ФАКТЫ»