Мир

Ходорковский слушает приговор сидя и с улыбкой

14:24 — 27 декабря 2010 eye 667

Как сообщали fakty. ua, сегодня Хамовнический суд Москвы признал виновными Михаила Ходорковского и Платона Лебедева по второму уголовному делу. Судья Виктор Данилкин должен был начать оглашение приговора еще 15 декабря, однако, без объяснения причин, перенес все на 27 число.

Данилкин приехал в суд в 7. 30 по московскому времени. К 10. 00 туда же доставили в бронированной машине Ходорковского и Лебедева. К этому моменту у здания суда собралось около 200 человек, требовавших освобождения бывших бизнесменов.

Судья заявил, что подсудимые руководили организованной преступной группой, совершавшей злодеяния в нефтяном комплексе России с целью личного обогащения. В частности, в приговоре указывается, что Ходорковский и Лебедев регистрировали подставные компании в оффшорных зонах и занимались легализацией имущества, добытого преступным путем. По нескольким значительным эпизодам дела Данилкин прекратил уголовное преследование бывших миллиардеров «в связи с истечением сроков давности». Тем не менее, из приговора следует, что бывший глава нефтяной компании «ЮКОС» Ходорковский и банкир Лебедев таки похитили у дочерних компаний «ЮКОСа», отмыли и присвоили около 30 миллиардов долларов.

Подсудимые спокойно восприняли обвинительный вердикт. Им разрешили слушать приговор сидя. Лебедев читал книгу, Ходорковский перебирал листы бумаги, исписанные от руки, и улыбался. На судью они даже не взглянули.

Оглашение приговора занимает достаточно много времени. По первому уголовному делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева судья зачитывал текст приговора на протяжении двух недель с небольшим. Нынешнее дело гораздо объемнее. Так что наказание, определенное им судом, Михаил и Платон узнают уже в январе, скорее всего, после всех праздников.

Их адвокаты уже заявили, что будут обжаловать решение Хамовнического суда. Вадим Клювгант, защищающий интересы Ходорковского, подчеркнул: «Это заведомо ложное и несправедливое обвинение. Этот приговор – позор для нашей страны, которая в XXI веке демонстрирует такое «правосудие». Клювгант выразил мысль о том, что судья Данилкин «не был свободен в принятии своего решения». Адвокат Лебедева Константин Ривкин обратил внимание журналистов на то, что приговор полностью совпадает с обвинительным заключением, представленным прокуратурой. Юрист сделал вывод, что и наказание, очевидно, будет назначено в полном соответствии с требованием прокурора – 14 лет лишения свободы. Ходорковский и Лебедев уже отсидели более семи лет. Так что Данилкин может оставить их за решеткой еще на шесть лет с лишним.

Михаил Ходорковский и прежде заявлял, что не верит в оправдательный вердикт. Тем не менее, в своем последнем слове обвиняемый подчеркнул: «За исходом этого процесса следят миллионы глаз. Следят с надеждой, что Россия все-таки станет страной свободы и закона, где закон будет выше чиновника. Где поддержка оппозиционных партий перестанет быть поводом для репрессий. Где спецслужбы будут защищать народ и закон, а не бюрократию от народа и закона. Где права человека не станут больше зависеть от настроения царя. Где суд будет зависеть только от права и Бога. Если хотите, называйте это совестью…»

Сторонники Ходорковского поняли, что его ждет обвинительный приговор после прямой линии Владимира Путина 16 января. Премьер-министр России, отвечая на вопрос о справедливом суде над бывшим владельцем компании «ЮКОС», жестко отрезал: «Вор должен сидеть в тюрьме!» А потом добавил, что суд установил виновность Ходорковского. При этом Путин не уточнил, какое дело он имеет в виду – первое или второе.

24 января президент России Дмитрий Медведев дал интервью ведущим российским телеканалом – Первому, «России», НТВ. И позволил себе не согласиться с премьер-министром по ряду важных вопросов. Глава государства говорил уверенно, при этом избегал шуточек в стиле Путина. Говоря о деле Ходорковского, Медведев косвенно согласился с теми, кто обвиняет главу российского правительства в оказании давления на суд: «Ни президент, ни любое иное должностное лицо, состоящее на государственной службе, не имеет права высказывать свою позицию по этому делу, или по какому-то другому делу до момента вынесения приговора!»

Продолжая тему оппозиции, президент России фактически «ее легитимизировал в России», считает известный политолог Алексей Воробьев. Если Путин предложил оппозиции «выражать свое мнение за углом общественного туалета» и обозвал российских либералов «интеллигентами с бороденками», то Медведев назвал Гарри Каспарова, Бориса Немцова, Михаила Касьянова, Эдуарда Лимонова «перспективными политиками», которые вполне могут в будущем стать «депутатами, премьерами, президентами». При этом он снова вступил в полемику с Путиным. «К ним можно по-разному относиться, но это публичные люди», -- сказал Медведев, намекая на недопустимость оскорблений в адрес оппозиционеров.

Президент России также подверг критике правоохранительные органы в связи с последними событиями в стране: криминальный разгул на Кубани, убийство болельщика «Спартака» в Москве и спровоцированные этим преступлением массовые беспорядки. Особенно досталось милиции и спецслужбам за негласную конкуренцию и подсиживание друг друга, а также за коррумпированность. Медведев напомнил, что в 2010 году в стране за взятки были осуждены 2700 человек. Из них около 2000 – работники милиции, прокуратуры и судов.