Вице-премьер-министр и руководство «Укрзалiзницi» провели выездное совещание, посвященное подготовке железных дорог к скоростным пассажирским перевозкам в период проведения Евро-2012
Заканчивается год. А значит, все меньше времени остается до Евро-2012. Сейчас Украина активно готовится к этому событию. И нужно отметить, что стране понадобятся не только стадионы и гостиницы. Необходимо также обеспечить быструю и комфортную доставку болельщиков в города, где будут проходить матчи. Именно этой задаче было посвящено выездное совещание вице-премьер-министра Украины Бориса Колесникова с руководством «Укрзалiзницi», которое состоялось «на колесах» — в поезде Киев — Львов. Как оказалось, уже вскоре Украина получит сразу несколько новых скоростных железнодорожных маршрутов. Рассказать об этом подробнее «ФАКТЫ» попросили вице-премьер-министра Украины Бориса Колесникова.
- Насколько выполнима задача организации в кратчайшие сроки быстрой и комфортной доставки пассажиров в города проведения Евро-2012?
— Когда Хрущев поручил конструктору Туполеву создать сверхзвуковой реактивный пассажирский самолет Ту-144, тот ответил, что для этого придется построить новую страну. Мы сейчас тоже строим новую страну в части скоростного движения поездов. И первый шаг — это именно организация скоростного движения поездов между городами, участвующими в чемпионате Евро-2012.
Мы уже заказали производство десяти современных скоростных поездов. Сейчас нам нужно в кратчайшие сроки организовать реконструкцию и модернизацию железнодорожного участка Киев — Львов и создать максимально безопасные условия для следования скоростных поездов.
От Киева до Львова поезд будет двигаться со скоростью 160 километров в час. Поэтому одна из основных задач — создание условий для максимальной безопасности на всем маршруте и особенно в населенных пунктах.
Для этого нужно строить новые путепроводы, а станции оборудовать специальными запретно-барьерными устройствами, которые будут препятствовать подходу людей к краю платформы во время движения поезда. Кроме того, планируется построить заграждения вдоль железной дороги в населенных пунктах.
Благодаря реконструкции железной дороги мы предложим людям европейский транспортный сервис. Сев во Львове в поезд в 6 утра, человек к 11 часам выйдет на Киевском вокзале.
- И когда планируется пустить скоростной поезд Киев — Львов?
— В мае 2012 года. Причем скоростные поезда будут курсировать между четырьмя городами: Киевом, Львовом, Харьковом и Донецком. Наибольшую протяженность имеет маршрут Киев — Донецк. Поезд будет в пути 5 часов 30 минут. А самый короткий маршрут — Киев — Харьков. Время в дороге — 3 часа 30 минут. На этом маршруте железнодорожный транспорт может составить конкуренцию пассажирской авиации. Судите сами: чтобы доехать от центра Киева до аэропорта Борисполь нужен час, еще два часа уходит на регистрацию и перелет, да и потом, чтобы добраться из харьковского аэропорта в город, тоже требуется около часа. На скоростном поезде вы быстрее доедете от центра Киева до центра Харькова. При этом немаловажно, что билет в вагон второго класса будет стоить как минимум втрое дешевле, чем на самолет. Кстати, и на львовском маршруте скоростной поезд почти не уступает самолету по времени, затраченному на дорогу.
- Отразится ли появление этих скоростных поездов на общей ситуации с пассажирскими перевозками в стране?
— Ежегодно в Украине железная дорога перевозит 50 миллионов пассажиров. Для сравнения: только эти десять новых скоростных поездов смогут перевозить 5 миллионов человек в год. Нужно учесть, что такие составы экономически гораздо выгоднее традиционных пассажирских. Но мы не собираемся на этом останавливаться. Задача Украины — с помощью корейских партнеров построить и пустить 90 скоростных поездов и организовать скоростное движение по всей стране.
- Но ведь по железной дороге передвигаются не только пассажирские поезда.
— Чтобы реализовать наши планы, необходимо полностью разделить грузовой и пассажирский транспортные потоки. Кстати, это улучшит и грузовые перевозки, так как товарные поезда пойдут по параллельным веткам.
- Сколько потребуется времени, чтобы организовать скоростное пассажирское движение по всей стране?
— Думаю, что в семь лет можно уложиться. А до зимней Олимпиады 2022 года точно успеем. Понимаете, ведь проблема не только в поездах. Можно наладить производство и тридцати составов в год, но наши дороги пока не готовы к скоростному движению. Многие участки нуждаются в комплексной модернизации. В том числе участок от Киева до Львова. Вот с него мы и начнем. Причем сделаем это в кратчайшие сроки, до весны следующего года. Фактически каждый второй километр колеи будет отремонтирован.
- А почему вы сотрудничаете именно с корейской компанией Hyuindai, а не с одним из украинских заводов?
— Во-первых, в Украине не производят скоростных поездов. Дело в том, что у нас не делают вагоны из алюминия и нержавеющей стали. А без этого скоростное движение просто невозможно. Правительство готово рассматривать предложения от любого отечественного производителя, но это должен быть готовый продукт, а не чертежи. Корейцы такой продукт нам предложили. Hyuindai оказалась единственной компанией, готовой поставить скоростные поезда к Евро-2012 и организовать в дальнейшем производство еще 90 поездов такого класса. Во-вторых, корейский банк дал нам кредит на десять лет под 4,8 процента годовых. Ни один украинский банк не в состоянии предложить подобных финансовых ресурсов.
Хочу еще раз подчеркнуть, что мы расположены к сотрудничеству с украинскими производителями. Любой отечественный завод может разработать скоростной поезд и сделать экспериментальный образец. Если модель окажется готовой к массовому производству, правительство окажет финансовую помощь. Мы готовы погасить разницу между западной и украинской процентными ставками.
- Какова главная задача железнодорожников на следующий год?
— Задача проста — максимально учитывать желания заказчиков. У нас их всего два — пассажиры и грузоотправители. Насколько мы сможем учесть их интересы, настолько успешной будет украинская железная дорога.