Пресс-секретарь Госкомлесхоза Украины Андрей Солимов рассказал «ФАКТАМ», как правильно выбрать лесную красавицу, чтобы не нарваться на радиоактивное деревце
Не все успели запастись новогодними елками, многие откладывают покупку лесной красавицы на последние дни, когда будет немного свободного времени.
А тем временем в СМИ появились «страшилки» о том, что Киев якобы наводнен «чернобыльскими» елками. Но ведь, чтобы беспрепятственно вывезти из Чернобыльской зоны КамАЗ лесных красавиц — это около 150 елок, надо иметь как минимум транспортную накладную. Зато вырубленные втихаря три-пять елочек, привезенные в столицу на электричке, вполне могут оказаться на стихийном рынке.
Подзаработать на новогодних праздниках норовят все, в том числе торговцы, лесники, да и те, кто живет недалеко от леса. На улицах столицы полно торгующих «из-под полы» дешевыми лесными красавицами. На стихийном рынке можно встретить даже клейменные елки с документами.
Так, возле остановки пригородных электричек у станции метро «Святошин» под мостом елочки предлагают два мужичка в засаленных фуфайках. При первом же требовании предъявить документы на товар показывают «сертификат», демонстрируя размытое клеймо на срубе деревца. Откуда елки — ответить затрудняются, при этом возмущаются: «Не нравится — не бери! У нас в час пик их, как горячие пирожки, разметают по 120 гривен за штуку! А придут милиционеры, мы отойдем в сторонку, переждем полчаса и опять вернемся. Для нас это единственная возможность заработать».
Есть еще одна интересная схема: к продавцу елочного базара подходят доброжелатели, предлагая партию «подставных» елочек, иногда даже с документами и клеймами, но гораздо дешевле уже выставленных на продажу. Что должно заставить сезонного продавца отказаться «от добычи»?
— В этом году мы планируем продать около 1 миллиона 200 тысяч елок, — рассказал «ФАКТАМ» пресс-секретарь Госкомлесхоза Украины Андрей Солимов. — Спрос на живые ели растет, поэтому мы собираемся увеличить площади под плантации деревьев, предназначенных для новогодней продажи.
Конечно же, миллион легальных елок — это капля в море. А поскольку спрос рождает предложение, возможность купить предновогоднего «кота» в мешке в виде неизвестно откуда взявшейся елки вполне реальна.
— Когда экологи призывают не рубить елки к Новому году, я в ответ требую не дарить женщинам цветы к Восьмому марта, — продолжает Андрей Солимов. — Ведь торговля елками во многом схожа с цветочным бизнесом. Как ввели в 1937 году «моду» на кремлевскую елку, так с тех пор этот бизнес развивается по своим законам. Никто не вырубает перед Новым годом украинские леса. Для этих целей существуют плантации — в Украине их пять тысяч гектаров! Елочки растут три-девять лет и продаются оптом. Мы пытались заняться розничной продажей, но это невыгодно.
По словам Андрея Солимова, люди стали меньше воровать елки в лесах, если сравнивать с 1990-ми годами. И хоть штраф за несанкционированную вырубку дерева невелик — около 150 гривен, законом предусмотрено также возмещение причиненных убытков. В прошлом году оно составило два миллиона гривен.