Житейские истории

«Больше нигде в мире не покатаетесь бесплатно на таком виде транспорта, как моя метла»

13:57 — 5 января 2011 eye 2147

Местную Ведьму, подсказывают мне, следует искать в районном доме культуры. Она работает там вот уже двадцать восемь лет. Вылетающей из дымохода ее никто не видел, однако верхом на метле в людных местах появляется частенько. Обычно в сопровождении своего помощника — чумазого Черта.

А вот и дружная парочка. Солоха — в красных ботинках и цветастом платке, замысловато повязанном на голове, — заливается смехом, а рядом, держа под мышкой рожок серебристого месяца, семенит юркий Чертик.

 — Свят, свят, какой страшный! — невольно вырывается у меня.

 — Яке життя, такi й чорти! — тут же «успокаивает» женщина с метлой.

«Люди, бывает, на ровном месте исчезают, а потом находятся»

- Это правда, что у вас здесь есть заколдованные места, где человек может запросто потеряться? Нечистая сила водит там несчастного, как ей вздумается, затемняя его разум и заслепляя глаза. Подскажите, благочестивая Солоха, как мне не попасть туда?

 — Правду люди говорят, — присаживаясь в кресло в зрительном зале дома культуры, отвечает Ведьма — красивая статная диканьчанка пятидесяти трех лет Мария Петрова.  — У нас существуют параллельные миры, как мне кажется. Один из них находится рядом с моим домом. Заблудиться там, на маленьком клочке земли, где установлен почтовый ящик, — раз плюнуть. Мне самой приходилось трех человек оттуда выводить. «Та де це я є?» — не понимают люди, топчась на одном и том же месте.

Недалеко от автостанции тоже опасно ходить. Однажды мы — двадцать пять артистов — возвращались с концерта, и водитель автобуса остановился возле хаты сватов директора нашего дома культуры Галины Александровны, как раз на гиблом месте. Директор должна была занести к родичам какие-то вещи. «Я быстренько», — пообещала она. Стоим минут двадцать, а ее все нет. Идем к сватам. «Так Галина Александровна ушла давно», — ошарашили нас хозяева дома. Но куда она могла уйти, почему мы ее не видели, если наш автобус стоял в пяти метрах от ворот? Ничего не понимая, едем в дом культуры. И тут нам навстречу из своего кабинета выходит директор. «Почему вы уехали, не дождавшись меня?» — спрашивает нас возмущенно.  — Пришлось вызывать такси». Мы доказываем, что честно ждали ее почти полчаса, а она — что не видела автобуса…

А в Балясном — это село в Диканьском районе — у нас как-то исчез участник художественной самодеятельности. Концерт закончился, а его нет. Где его только не искали! Словно сквозь землю человек провалился. Решили возвращаться домой. И тут, только выехали за Балясное, видим: идет навстречу Анатолий Иванович. Говорит, ему показалось, что автобус уехал без него. Однако почему он шел в село, а не из села, так и не смог объяснить.

- А луну над Диканькой в ночь перед Рождеством действительно черти воруют?

 — Ой, спросили меня! Да мне некогда на небо смотреть, я ж работаю в этот вечер, единственная кормилица в семье.

- Нечистый, вижу, у вас хоть и страшный, но какой-то щупленький?

 — Это у меня уже пятый Черт, и все были маленькие. А сейчас вообще Чертиха. Мои бывшие партнеры поразъехались из Диканьки, пришлось Светлане Бородай, работнице дома культуры, влезать в «кожу» нечистой силы.

- Интересно, сколько метел вы сменили за 28 лет?

 — Не считала. Как сотрется, так и выбрасываю. Она ж у меня без работы не стоит. К нам приезжает много туристов, и все просят показать сценку из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», на праздники приглашают в рестораны и кафе. Особенно детям нравится, да и взрослым тоже, когда я катаю их на своей березовой метле. Говорю: «Нигде в мире на таком транспорте, как у меня, бесплатно не покатаетесь!» В этом году у меня новенькая метла, с осиновым черенком. Ее неделю назад муж сделал.

- Столько лет играть одного и того же персонажа! Не надоело?

 — Ни капельки! Солоха — это мой жизненный образ, моя маска. А в маске легче жить. Я такая же, как она, выкручусь из любой ситуации, хоть правдами, хоть неправдами. С мужчинами справляюсь — боятся они меня.

«Будь я помоложе, бросил бы все и поехал хоть в Петербург на заработки. На родине нет работы для кузнеца»

- До того как вы переоделись в Ведьму, я заметила, что у вас длинные распущенные черные волосы. Не пытался ли кто-нибудь сводить с вами счеты, обвинив в колдовстве?

 — Нет, ведь темными делами я никогда не занималась. Даже гадать не умею. Хотя моя бабка была мастерицей по этой части. Бросит карты — и всю правду скажет, что будет. Мы жили тогда на исчезнувшем уже хуторе Сивцы близ Диканьки, и родичи ходили к бабушке узнать свою судьбу. А вот мне она не захотела передать дар, помню, говорила, что это страшно — заглядывать в будущее. Хотя, скажу вам честно, у меня это немного получается. Я однажды ходила к местной гадалке, так сама рассказала ей о том, что меня ждет, а она только поддакивала. Еще я умею «видеть» людей.

- Может быть, тогда попробуете предсказать будущее «ФАКТАМ» по фотографии нашего главного редактора вот на этом календарике на 2011 год?

 — (Всматривается в фото. ) Газета всегда будет процветать, поскольку ее возглавляет человек слова и дела. Вижу: его поступки и решения взвешенны, он знает, чего хочет, и в тоже время романтик по натуре. Кстати, я очень люблю «ФАКТЫ», раньше выписывала, а сейчас покупаю, как только есть деньги.

Если с чертовщиной в Диканьке все в порядке (говорят, здесь каждая третья женщина — ведьма, а мужчины, особенно если перебирают спиртного, превращаются в настоящих бесов), то кузнецов под стать народному умельцу Вакуле из бессмертного произведения Гоголя — раз-два и обчелся. Раз — это 48-летний Юрий Ткаченко, а два — его младший брат 46-летний Анатолий.

 — Бросил бы все и поехал на заработки, хоть в Петербург! — вздыхает Анатолий.  — Да годы уже не те. А на родине нет работы для кузнеца. В последнее время практически не поступают заказы. Потому что простой люд становится все беднее и беднее, а богатых в нашем селе нет. Теперь разве что какая-нибудь фирма попросит изготовить кованые решетки на двери. Почему мы с братом в кузнецы пошли? Более десяти лет назад, когда все в стране пришло в упадок, остались, считай, без денег. Он работал сварщиком, я — слесарем, в общем, мужики мы с умелыми руками, поэтому и решили освоить новое для себя дело. Но частную фирму даже не пытались открывать, а пошли кузнецами в мастерскую по изготовлению металлических изделий при одной организации. Если бы Вакула видел, в каких условиях мы работаем, он, наверное, сильно удивился бы. А уж Оксана точно на смех бы подняла. Потому что не только в Диканьке, но и во всем районе нет ни одной кузницы. Ни горна, ни пневмомолота, как раньше.

- Тогда как же вы работаете?

 — Да я ж говорю, что руки есть. И молотки, слава Богу. Работаем в приспособленном помещении, имитируем кузнечное дело. Вместо горна, в котором когда-то использовали уголь, применяем сварочные резаки, которые работают на газе. А что делать?

Собственно, поэтому современное кузнечное искусство в Диканьке и не представлено. Зато экскурсантам гиды с гордостью показывают украшенный цветами железный сундук с большим замком — уникальный экспонат историко-краеведческого музея.

 — Это высокохудожественное произведение времен Гетманщины, — рассказывает местный краевед Василий Скорик, — было передано Троицкой церкви помещиками Кочубей, жившими тут более двухсот лет. Как гласит народная легенда, этот сундук по их заказу изготовил именно Вакула. А уже в церкви кузнец усовершенствовал его оформление: выковал накладные украшения в стиле позднего барокко.

Именно такой сундук Вакула приготовил в подарок любимой дивчине Оксане, как упоминал Гоголь в своих «Вечерах… », однако той захотелось чего-то лучшего — царских черевичек.

Возможно, жители Диканьки, носящие фамилию Вакуленко, ведут свой род именно от того талантливого кузнеца, которого увековечил Николай Васильевич? Сами они именно так и утверждают.

«Встреча Рождества в хуторском шинке с гоголевскими героями и с хорошей закуской обойдется в 300 гривен»

Побывать в этой местности и проехать мимо хутора Прони было бы большим грехом. Он стоит прямо на трассе Полтава — Гадяч, и путешественники с удовольствием сюда заворачивают, чтобы почувствовать атмосферу, в которой жили гоголевские герои.

 — Это именно тот хутор, на котором в канун Рождества происходили невероятные события, описанные Гоголем, — утверждает директор культурно-развлекательного комплекса «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Пронях Владимир Удовиченко.  — И хотя его название писатель нигде не упоминает, но это легко угадывается. В переписке с матушкой и друзьями писатель говорит о первом хуторе, расположенном на старом тракте около Диканьки, в котором жил казак Пронь.

Сегодня в Пронях осталось 25 хат и нет ни одного хуторянина. Брошенные нынче дома были построены уже в послевоенные годы: в Великую Отечественную советские катюши уничтожили не только врагов, но и маленький населенный пункт.

Колорит гоголевского времени воссоздан в культурно-развлекательном комплексе, который действует уже семь лет. Едва ступишь за его ворота, как ноги сами несут тебя в пляс. Потому что на заезжем дворе постоянно звучит задорная украинская музыка. Все организованные группы туристов, о приезде которых хозяева знают заранее, встречают возле «тракта» казаки на бричке, запряженной парой вороных. А на пороге шинка добавляют праздничного настроения народнi музики.

Особая достопримечательность стилизованного хутора — воссозданная камора семейства Кочубей, которой уже свыше двухсот лет, а также перенесенная из села Чернечий Яр (в Диканьском районе) и отреставрированная столетняя хата, принадлежавшая деду Владимира Удовиченко. Посетители могут выбирать, где им лучше присесть отдохнуть. То ли в четырех залах большого шинка (один из залов здесь выполнен в стиле диканьских вечеров — с «летающими» под потолком ведьмой и чертом), то ли в двух глинобитных хатах, где потрескивают дрова в печках. Многие хотят верить, что в ночь под Рождество здесь действительно вылетают из дымоходов ведьмы.

 — Увы, свободных мест уже не осталось, — разводит руками Владимир Васильевич в ответ на мой вопрос, можно ли заказать столик на шестое января.  — Нужно было заранее планировать празднование Рождества, ведь мы можем за один вечер принять только двести человек. А люди-то едут сюда из всех уголков Украины: из Полтавы, Харькова, Днепропетровска, Донецка, Запорожья… Не только семьями, но и целыми коллективами.

- И во сколько обойдется встреча праздника на хуторе близ Диканьки?

 — В 300 гривен с человека. Это чтобы посидеть за накрытым столом часов до трех-четырех ночи.

- Кутью подаете?

 — А как же! Кутья и узвар — обязательно. А еще в меню борщ, капустняк, деруны, картошка по-казацки «От Вакулы», галушки хуторянские с мясной подливкой, вареники с разными начинками… Ну и, естественно, чарочка под хорошую закуску. Можно попробовать также казацкого кулеша, сваренного на открытом огне. Театрализованное действо с участием гоголевских героев «Ночь перед Рождеством» тоже входит в программу культурного отдыха, а также выступление артистов областной филармонии, «битва» конных казаков на саблях с элементами джигитовки…

Пока в Пронях ожидают наплыва гостей, я, не надеясь попасть сюда на Святки, заказываю порцию вареников. Сразу хочу предупредить тех, кто еще только собирается побывать на хуторе: порции здесь рассчитаны не на слабаков. Мне принесли в глиняной миске всего четыре вареника. Но каждый из них был с мою ладонь! На вопрос, как делается такое воздушное тесто, шинкарка выдала секрет: при замесе нужно использовать только сыворотку хорошего домашнего молока.

Ну а с тем, что вареники сами запрыгивают в миску со сметаной и оттуда — в рот, Гоголь, думаю, явно преувеличил. Я такого не наблюдала. Хотя чем черт не шутит в Рождественскую ночь на хуторе близ Диканьки!