Культура и искусство

Режиссер фильма «Весна на Заречной улице» Марлен Хуциев: «Слова песни о заводской проходной поначалу так раскритиковали, что автор стихов Алексей Фатьянов даже плакал»

18:59 — 10 января 2011 eye 5215

Состоялась премьера цветной версии легендарной советской мелодрамы

Одна из самых популярных советских мелодрам «Весна на Заречной улице» стала цветной. На премьерный показ обновленного культового фильма из Москвы приехал создатель картины Марлен Хуциев. Полную версию цветной ленты режиссер-постановщик смотрел впервые. Кстати, на одной из аллей Одесской киностудии до сих пор висит потертая табличка с названием «Заречная».

«Прекрасное далеко!» — с грустью вздыхали после просмотра представители старшего и среднего поколения. «Вполне современный фильм в стиле ретро», — принимала ленту молодежь, не видевшая черно- белый вариант. Премьерный показ завершился бурной овацией.

«Удивительная атмосфера чего-то светлого, присутствующая в картине, рождалась прямо на съемочной площадке»

 — Сегодня чувствую себя дебютантом, — признался 85-летний режиссер Марлен Хуциев (на фото) — Я долго преподавал во ВГИКе, но каждый раз, переступая его порог, ощущаю себя студентом. Так и сейчас. Приехав в Одессу, первым делом направился к Куряжу — легендарному общежитию киностудии. Но оно встретило меня темными окнами и облупившимися стенами. Я не был здесь с 1982 года, поэтому очень волновался. Хотя родился в Тбилиси, именно в Одессе начинал свой творческий путь. И нынешний приезд значит для меня невероятно много.

- Почему так долго не приезжали?

 — Трудно объяснить… Сначала грянула перестройка, потом мы оказались в разных государствах. То, что сейчас живем не в одной стране, просто разрывает сердце. Одесса родной город для меня, хотя моя карьера здесь не совсем гладко складывалась. Во время съемок фильма «Два Федора» поссорился с тогдашним директором Одесской киностудии Александром Горским. Он был не прав по отношению ко мне, но на него давили «сверху». Министерство культуры Украины заставило из картины кое-что вырезать, а меня серьезно оштрафовали, фактически лишив авторского вознаграждения. Партийцы усмотрели в фильме страшный пессимизм: мол, война уже закончилась, а я заставляю зрителей переживать снова. Терзали меня нещадно.

- Я слышал, что именно Горский предложил вам снять «Весну на Заречной улице».

 — Это правда. После Великой Отечественной Одесская киностудия стала базой, куда приезжали снимать фильмы многие. Горский пригласил нас с Феликсом Миронером в Одессу и доверил полнометражную картину. Это и была «Весна на Заречной улице». Работать парой было одним из условий Горского. Феликс был высокоодаренным человеком в области литературы. Много интересных вещей написал, будучи еще студентом.

Работали мы дружно. Музыкой занимался я, потому что у Феликса было совсем плохо со слухом (смеется). Снимали фильм будто в шутку, играючи. Удивительная атмосфера чего-то светлого, нового, присутствующая в картине, рождалась прямо на съемочной площадке. Первые кадры сняли с бутылкой шампанского, а в дальнейшем ни один вечер не обходился у нас без гитары, водки и разговоров до трех часов ночи. Часто шутили друг над другом.

«Ожидая даму, Феликс купил коньяк, а мы выпили его и в бутылку налили чай»

- На шутки не обижались?

 — Никогда. Чаще других доставалось Феликсу, поскольку он был слишком доверчивым, простодушным. Как-то Миронер ждал даму, купив бутылку коньяка. Мы ее похитили и опустошили, а в пустую емкость налили чай, аккуратно закупорив. Феликс это дело просек, но виду не подал — не хотел, чтобы мы торжествовали. А в Запорожье у нас была режимная съемка: герой Рыбникова дожидается учительницу у деревянной калитки. Материал нужно было сразу отправить в Одессу. Закончив снимать, мы написали на столбике мелом слово из трех букв. И тут же: «Ах, как это! Ассистенты, куда вы смотрели?» Феликс дал команду вернуть материал, паника была страшная… Потом мы, конечно, признались.

Дня не проходило без розыгрыша. Однажды снимали в доменном цеху (этот эпизод не вошел в картину), и Миронер, который был тогда сильно простужен, высморкался в огромный ковш. Увидев это, мы подозвали горнового и попросили подыграть нам. Горновой подходит к Миронеру, кладет руку ему на плечо и говорит: «Что ж ты наделал, брат! Теперь вторым сортом целая партия металла пойдет!» Феликс возьми и прими это всерьез…

- Это тогда вас стали величать Мартеновичем вместо Мартыновича?

 — Вы даже об этом знаете? «Весна на Заречной улице» стала для нас своего рода экзаменом на зрелость. Мы спорили, искали, но делали это уверенно, не пытаясь идти на компромисс. Чтобы снять кадр, где идет дождь, когда едет учительница, нам понадобилась пожарная машина, распылявшая воду. Можно было без этого обойтись, но у нас был принцип: все свои задумки претворять в жизнь.

- Правда, что первое название картины — «Улица молодости»?

 — Нет. Так сначала называлась лента «Градостроители», сценарий которой безжалостно «зарубили» в Киеве. Вокруг «Весны на Заречной улице» много мифов. Говорили, что музыку к фильму писал Тодоровский, а композитор Борис Мокроусов ее просто обработал. Ничего подобного. Эта композиция была в спектакле Театра имени Вахтангова «Макар Диброва» (пьеса о шахтерах Александра Корнейчука). Спектакль сняли с репертуара, и прекрасная мелодия осталась бесхозной.

Коля Рыбников, исполнитель главной роли в «Весне… », потрясающе пел, и мы решили, что в фильме непременно должна быть песня. Текст написал мой друг — замечательный поэт Алексей Фатьянов. Кстати, когда он принес стихи про заводскую проходную в журнал «День поэзии», их так раскритиковали, что поэт аж заплакал.

- Говорят, с тех пор эта песня стала гимном сталеваров?

 — Более того, ее исполняли сразу четыре президента. «Когда весна придет, не знаю… » пел под гитару президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в свое время осваивавший профессию металлурга. Исполнял ее и президент Украины Леонид Кучма. В День металлурга «Заводскую проходную» пел на «Криворожстали» Виктор Янукович. А на всероссийском празднике поэзии и песни, проходившем на родине Алексея Фатьянова, композицию из «Весны на Заречной улице» исполнял Владимир Путин.

«Из-за низкого качества черно-белой пленки белые рубашки красили в желтый цвет»

- Не опасались, что колоризация «убьет» картину?

 — Нет, хотя сомнений не скрывал. Признаться, не ожидал, что для представления того, как должна выглядеть одежда персонажа, нужно видеть кусочки реальной материи. Один кусок проверили, другой посмотрели. Когда снимают черно-белую картину, не всегда думают о том, как костюм будет выглядеть в реальной жизни. Тогда из-за качества пленки было принято белые рубашки красить в желтый цвет.

Начало фильма решили оставить в черно-белом варианте, чтобы с первых кадров цвет не раздражал. Долго думали, как соотнести зеленые насаждения, натуру, доменный цех… Полагались не только на мою память, архивы и мастерство художницы по костюмам Натальи Моневой, но и приносили ткани тех времен. Ясное дело, люди привыкли к старому фильму. Если картину любят, очень сложно что-то менять. Но проект удался. Подтверждением этому стали слова моего друга — оператора Одесской киностудии Вадима Костроменко: «Это не отцвеченная картина. Она словно так и была снята». Вадиму можно верить, он из того поколения. Теперь я спокоен.

 — Один только подготовительный период к восстановлению фильма занял больше года, — рассказал «ФАКТАМ» исполнительный директор московского объединения «Крупный план» Ярослав Семенов.  — Сначала творческо-производственная группа собрала максимально возможное количество информации, имеющей непосредственное отношение к киноленте. Были направлены запросы в государственные и студийные архивы Украины и России и получены уникальные фотографии актеров, монтажные листы и режиссерский сценарий. Удалось раздобыть афишу пятидесятых годов, а в Одесском областном архиве выдали копию разрешительного удостоверения на фильм, без которого его прокат попросту не состоялся бы.

Колоризация (работа, в ходе которой в черно-белое изображение добавляется цвет) ленты подобного качества обходится примерно в миллион долларов. Но, помимо колоризации, осуществлена и качественная реставрация картины. Это очень сложный и трудоемкий технологический процесс, начинающийся с восстановления негатива. Были искусно убраны царапины, разрывы, следы грязи и склеек, химические пятна и пленочное «зерно». Стала неоценимой помощь, оказанная специалистами Госфильмофонда России. Путем многоэтапной специальной очистки пленку подготовили для сканирования, предшествующего цифровой реставрации. Процесс сканирования старой пленки оказался настолько сложным, что вместо полагающихся по техническим нормам пяти дней занял 35 рабочих смен.

 — В общей сложности через руки специалистов прошло сто двадцать тысяч кадров! — дополняет главный редактор «Крупного плана» Александр Айзенберг. — Так же скрупулезно восстановили звуковую дорожку фильма. В итоге Госфильмофонд России получит на хранение высококачественную черно-белую цифровую копию «Весны на Заречной улице». Подцветили же ленту согласно сложной технологии, запатентованной американской компанией «Legend Films». Самое главное, что руководил трудоемкими работами, длившимися полтора года, сам Марлен Хуциев.