Принятые Верховной Радой изменения к Закону «О рекламе» запрещают партиям популяризировать себя под видом распространения социально значимой информации
Наконец-то европейские нормы, регулирующие деятельность рекламистов, будут более полно реализовываться в Украине. В Европе борьба с негативными социальными явлениями — алкоголизмом, наркоманией, абортами и т. п. — уже давно ведется с помощью рекламы не только государством, но и различными общественными организациями. У нас же многие получившие власть политики под прикрытием социальной рекламы зачастую просто популяризуют себя и «свою» политическую силу.
Недавно принятые изменения к Закону «О рекламе» должны четко определить, что является социальной рекламой, а также урегулировать деятельность общественных организаций и политических партий в этой сфере. Для этого вводится обязательная ссылка на источник социально значимой информации в случае, когда им является орган государственной власти, местного самоуправления или их должностные лица. А вот если социальную рекламу заказывает общественная организация, то такая ссылка необязательна. «Социальная реклама, исходящая от государственных органов, не должна информировать о политических партиях, их программах, деятельности, руководителях или рядовых членах, — говорит глава подкомитета по вопросам рекламы парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Елена Кондратюк. — Не будет считаться социальной такая реклама, которая содержит социальные инициативы, но побуждает голосовать на выборах за или против кого-либо».
В период между выборами популяризацию политических сил предлагается осуществлять на общих основаниях с отдельными исключениями, поскольку некоторые «общие требования» к рекламным объявлениям могут сделать невозможным размещение партийной пропаганды. Последняя же должна быть четко отделена от других видов информации и иметь достоверную ссылку на источник.
Агитационные объявления разрешается распространять не только политическим партиям, но и простым гражданам. Однако средства, которые избиратель может потратить на эти цели, ограничиваются размером в 200 минимальных зарплат. Кстати, это половина суммы, которую частное лицо, согласно законодательству, может внести в избирательный фонд политической силы. Важно также, что законом запрещается размещение информации от имени, но без согласия пропагандируемой партии или партийного блока и определяется, когда недопустимо имитировать или копировать в рекламе партийную символику. Но все же самое главное — принятый закон призван существенно ограничить в Украине скрытую политическую рекламу.