Происшествия

«Травмированного мужчину так и доставили в больницу с деревянным колом, который торчал из шеи спереди сантиметров на тридцать, а сзади — на десять-пятнадцать… »

8:46 — 21 января 2011 eye 1676

После уникальной операции,проведенной в Черновцах, пациентуже ходит, разговаривает и принимает посетителей

Тринадцатое января оказалось по-настоящему знаковым днем для 39-летнего Анатолия Мендришоры из поселка Берегомет (Выжницкий район Черновицкой области). У него есть все основания считать эту дату вторым днем рождения. Ведь получить такую «уникальную» травму и остаться в живых — иначе как чудом не назовешь.

До самой операции пострадавший находился в сознании, хоть и в шоковом состоянии…

В тот день Анатолий пилил дома на циркулярке доски. Правилам личной безопасности селяне, к сожалению, не уделяют надлежащего внимания, и это обстоятельство едва не сыграло роковую роль. В какой-то момент длинная доска попала на вращающуюся циркулярку сверху, от нее отделился тонкий прямоугольный кол длиной около двух метров, который под действием центробежной силы на огромной скорости полетел в Анатолия. Острый конец деревянного «копья» с легкостью пробил шею мужчины и, отбросив его от станка, пригвоздил к земле. К счастью, рядом находились родственники, которые сразу бросились раненому на помощь. Убедившись, что Анатолий жив, они аккуратно отрезали верхнюю часть торчащего из шеи кола, оставив сантиметров тридцать, усадили мужчину в машину и повезли в районную больницу. Все это время пострадавший находился при памяти, хоть и в шоковом состоянии. Он не мог ни говорить, ни двигать шеей.

Когда Анатолия привезли в Выжницу, районные врачи самостоятельно оказать ему медицинскую помощь не отважились (с подобным случаем никто из них раньше не сталкивался), а связались с главным врачом Черновицкой областной клинической больницы Владимиром Ушаковым.

 — Главврач перезвонил уже мне, чтобы посоветоваться, как быть, — рассказывает заведующий отделением хирургии сосудов областной клинической больницы Дмитрий Домбровский.  — Учитывая, что кровопотеря остановлена и пациент транспортабельный, мы решили доставить его к нам. От Выжницы до Черновцов километров пятьдесят, Анатолия привезли сюда около одиннадцати часов ночи. Бригада врачей уже ожидала его в приемном отделении. Раненого так и доставили с обломком доски, который торчал из шеи спереди сантиметров на тридцать, а сзади — на десять-пятнадцать. Мужчина был в сознании, но не мог ни повернуть шею, ни кивнуть головой, поэтому на общие вопросы о самочувствии отвечал морганием глаз.

Пациента сразу отвезли на операцию, которую проводили три сосудистых хирурга, лор, анестезиолог, а также три медсестры. Первые сложности возникли в самом начале. Дать больному наркоз обычным способом было невозможно, поэтому лор сделал трахеостому — специальный надрез на трахее, через который ввели трубку для наркоза. После этого, собственно, и началась операция. Как выяснилось, прямоугольный кол (в поперечном разрезе его размеры составляли приблизительно два на три сантиметра) на скорости проник в шею, отодвинул сонную артерию в сторону и, отломав поперечный отросток четвертого шейного позвонка, вышел наружу. Если бы доска повредила сонную артерию, мужчина погиб бы на месте от потери крови. То, что это не произошло, можно считать настоящим чудом!

Суть операции состояла в том, чтобы вытащить доску, не повредив нервы, вены и артерии, которые в большом количестве проходят через шею. Что мы и сделали. Опасались, что возникнет кровотечение, вызванное каким-то закрытым повреждением, не диагностированным до операции. Но, к счастью, все обошлось. Аккуратно рассекая ткани, мы извлекли кол из шеи, после чего «эвакуировали» и отломанный отросток позвонка, который вернуть на место не представлялось возможным (организм может нормально функционировать и без него). Вот, собственно, и все…

«Первые ночи все время снился этот ужасный кол… »

На словах операция (которая длилась три часа) выглядит просто, на самом же деле она требует ювелирной точности, хладнокровия и колоссального напряжения сил. Несколько дней прооперированный находился в палате интенсивной терапии, а в понедельник его перевели в отделение сосудистой хирургии.

 — Анатолий уже ходит, разговаривает и принимает посетителей, — продолжает Дмитрий Борисович.  — Рана немного инфицировалась, ведь доска не была стерильной, поэтому мы назначили ему антибиотики. Думаю, скоро с инфекцией справимся. Другая сложность в том, что деревянный кол зацепил плечевое сплетение нервов, из-за чего возникли проблемы с подвижностью левой руки. Понадобится ли в связи с этим еще одно оперативное вмешательство, станет понятно позже… «ФАКТАМ» удалось пообщаться и с самим пациентом.

 — Я четко помню, как резал доску, как отлетел и ударил в шею кол, — говорит Анатолий.  — После этого отключился на несколько минут. Потом пришел в себя, помню, как ехал в больницу. Боль ощущалась, но несильная, куда большим был испуг. Я все время думал: скорее бы в больницу, чтобы мне чем-то помогли, чтобы не мучился так долго. Молился, думал о своих родных — жене и двух детях. Дочке чуть больше 13-ти, а сыну 12 лет… Потом осмотр в Выжнице, «скорая помощь», дорога в Черновцы. И наконец операционная… Сейчас чувствую себя нормально — хожу, ем. Рана еще не зажила, немного кровоточит и побаливает, но это не страшно. Первые ночи очень тяжело было спать, все время снился этот ужасный кол, теперь уже нет… Это Бог дал мне шанс уцелеть, а не погибнуть на месте. А потом передал в руки врачей, которые сделали все возможное и невозможное, чтобы сохранить мне жизнь. Пока живу, буду благодарен им…

Фото предоставлено хирургом Дмитрием ДОМБРОВСКИМ