Алла Пугачева называла его «богом сцены», Майя Плисецкая лишь ему доверяла свои сольные концерты в Нью-Йорке и Париже, а Филипп Киркоров тратил сумасшедшие деньги, чтобы заполучить его декорации
Художник Борис Краснов считается сегодня одним из самых знаменитых сценографов на постсоветском пространстве. Он востребован не только в России или родной Украине, но и по всему миру. В Париже, Нью-Йорке, Берлине идут спектакли, поставленные его фирмой «Краснов дизайн», он оформлял первый всемирный фестиваль циркового искусства «Золотой медведь» на Красной площади в Москве и церемонию открытия шестого чемпионата мира по легкой атлетике в Афинах. Среди клиентов Бориса Краснова звезды первой величины, именно он начинал вместе с Аллой Пугачевой ее «Рождественские встречи». В общем, Краснов знаменит, желанен и востребован. Борис Аркадьевич признается, что именно это для него в работе главное. Лукавит? Может, и нет...
— С наступающим вас, Борис Аркадьевич! Как настроение накануне юбилея?
— Назовем его одним словом — бодрое. Закончился 2010 год, в течение которого были осуществлены всевозможные проекты. Самые глобальные из них, наверное, «Expo-2010» в Шанхае и открытие Года России во Франции. Да много чего было...
— Даже не верится, что вам 50.
— Как сказал Александр Розенбаум, возраст — это состояние души. Конфликтующее с телом иногда. На сколько я себя ощущаю? Иногда на 70, но чаще на 30. Все зависит от ситуации и настроения. Ну, еще от того, сколько выпил накануне.
— И много можете принять на грудь?
— Я никогда не пил, я выпивал. А как иначе? В нашей стране по-другому нельзя. Да и на всем постсоветском пространстве тоже. Есть, конечно, и другие способы поражения организма, но они гораздо хуже и уж точно вредны для здоровья.
— Наверняка вы не раз могли переехать в Европу и «сесть» на легкое красное вино?
— Да нет. Мне там нечего делать. Не наш рынок. Место, где я мог бы работать со своим размахом, это Америка. Правда, сейчас интересным для меня становится Китай. Их рынок быстро развивается, особенно в плане нашей профессии. Сейчас такое время настало, что мне даже не приходится мечтать о каких-то проектах, настолько все стремительно и интересно происходит вокруг. Дай Бог, чтобы мне хватило сил поддерживать существующие проекты, не заглядывая далеко вперед.
— Надо признать, многие до сих пор считают вас украинским художником.
Закончив Киевский художественный институт, имел за спиной уже 18 спектаклей. Мой первый оформленный спектакль «Ромео и Джульетта» шел пять лет в Доме культуры Авиазавода в Святошино. Учителями в художественной школе и в Киевском художественном институте у меня были превосходные мастера — график Валентин Гордейчук, акварелист Лев Призант, художник Подеревянский. А ввел в профессию знаменитый художник, работавший в Театре имени Ивана Франко, Даниил Лидер. Он учил, какой должен существовать у театральных художников подход к работе: сначала надо родить образ, а потом уже подбирать под него фактуру, детали и необходимый исторический материал. В общем, в те времена, когда я постигал мир искусства, меня окружали настоящие глыбы. Другое дело, что они писали на коммунистические темы, но все равно это было талантливо. Украина дала миру много великих художников.
— Но чтобы состояться, вы все-таки уехали в Москву.
— В Киеве сложно заниматься творчеством, это уж абсолютно точно. Я с трудом попал в Театр имени Леси Украинки. Помню, как Ада Роговцева доказывала руководству: «Этого мальчика нельзя отпускать, его нужно держать в театре». Я ведь в театр пришел снизу. За меня директора театра просили цеха костюмеров, столяров и пошива одежды. Занимал я должности исполняющего обязанности главного художника и художника по костюмам, а в 1987 году по направлению Министерства культуры Украины поехал в Москву, в Театр Ленинского комсомола, на двухгодичную стажировку. И остался там навсегда. Когда пришел к руководству Театра имени Леси Украинки и сказал, что еду на стажировку, мне ответили: «Езжай, но обратно мы тебя не возьмем». А я и не вернулся. Теперь в Украине работаю очень редко. Конечно, если приглашают, приезжаю. Но это происходит нечасто.
— Как думаете, почему?
— Не знаю, спросите у своих.
— Наверное, дороги вы слишком для наших?
— Я вас умоляю. Смету определяет идея. Вопрос лишь в том, чего хочет заказчик. Поэтому все адекватно. Не думайте, что в Москве кто-то сильно любит платить деньги. Люди везде одинаковы. Если бы басни про меня и мои заоблачные цены были правдой, никаких заказов я бы не имел. Просто все мои декорации выглядят мощно и дорого. Мы не воруем, а реализуем заду-манное.
— Последнее время вы мало работаете на эстраде.
— Но это не значит, что делаю это специально. Кто хочет, тот со мной работает. Именно я занимался прощальным концертом Аллы Пугачевой. Но это, скорее, была моя внутренняя потребность, важный момент альянса с Аллой Борисовной. Ведь наши отношения — целая история. Недавно сделал потрясающий концерт в Кремле Елене Ваенге. Помню ее с первых шагов на эстраде, в свое время помогал по дружбе. Сейчас, когда она уже оперилась, просто пришла ко мне в офис и по-деловому сказала, что хочет быть лучшей певицей страны. Поэтому ей нужен Борис Краснов.
— А вы, значит, как неизменно сопутствующий этому атрибут...
— Ну такой, знаете, набор получается. По-моему, это нормально: звезда, сольное шоу и декорации от Краснова. Все лучшее.
— Многие в Киеве были удивлены, что концерт «Рождественские встречи», который Пугачева проводила в нашем городе год назад, оформляли не вы.
— Я даже не захотел объясняться по этому поводу с Аллой Борисовной. Почему-то она так решила. Хотя эскизы с декорациями «Рождественских встреч» были мои и идеи тоже. Одно время мы даже перестали общаться с Пугачевой, я избегал вопросов об этом. Теперь общаемся, но эту тему обходим стороной. Свои выводы я сделал. Наверное, Алла Борисовна тоже. Но ничего, мы перешагнули через все и идем дальше. Думаю, причина в возрасте. Были бы помоложе, наверняка завелись бы.
— Тем более, у вас уже другие герои...
— Как говорится, кто любил, тот любить уже не сможет. Что сгорело, того не подожжешь. Такого горения сердец, рвения и истории, которая была у нас с Аллой, в моей жизни уже не произойдет никогда.
— Говорят, иногда вы работаете даже без гонораров?
— Это случается редко, в основном, когда речь идет о театральных постановках. Сейчас делаю с Трушкиным спектакль для Геннадия Хазанова. Так вот, гонорара у меня нет. Просто идут какие-то авторские отчисления, и мне этого вполне достаточно. На жизнь хватает.
— И на увлечения?
— По-прежнему собираю белые молочники, даже не знаю их точное число. Оно давно перевалило за тысячу. А что касается отдыха для души... Я так часто переезжаю с места на место, что смена «декораций» помогает мне восстанавливаться. За последний год был в Сингапуре, Гонконге, Шанхае, Германии, несколько раз в Париже. Все и не упомнишь.
— Силы где берете для работы в столь напряженном графике?
— Просто должна быть мотивация твоих усилий. С годами приходит понимание потребностей собственного организма. Я, например, уже не могу проводить дни и ночи без сна, как в студенческие годы. Если сегодня не выспался, то вечером не буду работать или тусить допоздна. Надо к себе прислушиваться и подходить к здоровью по-умному.
— Но банкет-то по случаю юбилея закатите?
— Честно скажу, не знаю и половины того, что планируется у меня на юбилее. Наверное, будут поздравления, множество сюрпризов. Ну и банкет, конечно, закачу. Небольшой, пока на тысячу сто человек.
— Ого!
— Ну а что делать? Общаюсь с таким количеством людей, что выбора не остается. Приглашены многие друзья, и это не обязательно звезды. Я далеко не со всеми знаменитостями дружу. Кстати, некоторые из гостей не смогут приехать. Потому что сейчас такое странное время, затишье после новогодних праздников. Многие еще в Майами нежатся. Я же недельку отдохнул в Праге, мне этого достаточно.
— О подарке каком-то мечтаете?
— Ой, я вас умоляю! На этом нельзя зацикливаться. Нужно планомерно идти по жизни и думать только о том, что делаешь. Звания, награды, премии, успех приходят к тебе автоматически.
— Вы счастливый человек?
— Даже не знаю. Скорее, нет. Потому что маюсь от чувства постоянной неудовлетворенности. Это то, что ведет меня по жизни. Не путайте с самоедством. Просто мне все время хочется чего-то лучшего, совершенства. А удается воплотить лишь
*На фото слева направо: Валерий Меладзе, Глюкоза, Филипп Киркоров и Борис Краснов преклоняются перед талантом Аллы Пугачевой.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»