Интервью

Наталья Варлей: «Когда Вицин, Никулин и Моргунов, взявшись за руки, перекрыли дорогу, в моей машине действительно… отказали тормоза»

15:42 — 25 января 2011 eye 3719

«Спортсменка, комсомолка и просто красавица» Наталья Варлей — частая гостья в Киеве. В этот раз актриса приехала, чтобы вместе с украинским актером Владимиром Горянским отобрать талантливых ребят для учебы в своей творческой мастерской. Кастинги продлятся до конца августа. Всего пять счастливчиков получат возможность учиться бесплатно (обучение для российских студентов стоит 5 тысяч долларов в год). Занятия начинаются как обычно, 1 сентября. Кроме преподавания, Наталья Варлей играет в театре, пишет стихи. Свободное время проводит на даче, где у нее живет больше десяти кошек. Давать интервью актриса, на счету которой 61 роль в кино, не любит. Говорит, что журналисты слишком все перекручивают. Но в Киеве Наталья Владимировна разговорилась. Кажется, она совсем не изменилась. Все та же Нина из «Кавказской пленницы»: со светящимися глазами, лучезарной улыбкой и такой же прической.

«Теперь точно не буду покупать соленья на рынках»

- Наталья Владимировна, как себя чувствуете? Российская пресса писала, будто вы нуждаетесь в операции.

 — У меня все замечательно. Слухи о моем недуге слишком преувеличены. Специально накупила желтых газет и журналов, чтобы в поезде полистать. Такого о себе начиталась! Моя жизнь и творчество практически не имеют отношения к тому, что написано. Реальные факты обрастают подробностями, которых и в помине не было. Развенчивать все это у меня нет ни сил, ни желания.

- Что же с вами произошло на самом деле?

 — Банальное отравление. В новогоднюю ночь я работала в Ялте, вела праздничный вечер в одном из отелей. Возвращаясь домой, зашла на рынок купить чего-то поесть в дорогу. Поскольку держала рождественский пост, взяла капусту и морковку по-корейски, которые и съела в поезде. Приехав в Москву, почувствовала недомогание, поэтому сразу вызвала «скорую». Меня госпитализировали с отравлением. На Рождество врачи отпустили домой, но потом пришлось снова отдаться им в руки, чтобы полностью обследоваться и убедиться: все в порядке. Теперь точно не буду покупать соленья на рынках. Это может быть весьма опасно.

- А до этого вы пережили еще одну неприятность — «ледяной» дождь в Москве и Подмосковье.

 — Меня этот природный катаклизм застал на даче. Вернувшись 25 декабря из Киева, сразу поехала на дачу. Там было так красиво, не могла налюбоваться тихой погодой и заснеженным лесом. А ночью проснулась от странного звука, похожего на громкий хрустальный звон. Оказывается, «ледяной» дождь уже прошел и налип на ветках сосульками. Они колыхались на ветру и звенели. Утром я вышла во двор и ужаснулась — все мои березки стояли с оборванными ветками, а два молодых деревца сломались пополам. Я аж расплакалась. Во время летней жары и смога я за ними так трепетно ухаживала, каждый день поливала.

- Не могу удержаться от комплимента. Вы прекрасно выглядите.

 — Да что вы говорите, ведь я же после поезда. Немного устала. Признаюсь, очень сложно в жизни не взрослеть. Старость начинается с нежелания себя расшевелить — там, внутри, но Господь говорил: «Будьте как дети». Важно сохранить в своем сердце ребенка, а в душе — чистоту. Надо жить, чувствовать и сопереживать. И поменьше зацикливаться на возрасте. За свой внешний вид благодарю родителей и Бога. Но к современным косметологическим методам поддержания красоты отношусь весьма положительно. В том числе и к пластической хирургии. Правда, в том случае, если это действительно необходимо. Еще не видела, чтобы после пластической операции актриса стала моложе и лучше. Получаются, может быть, и красивые, но совершенно другие лица. Вот Танечка Догилева была убеждена, что ей необходима пластика. В результате Таня стала совершенно другой, но ей нравится. А мне жалко. Утеряна ее изюминка. Или Лена Проклова с ее необычайной внешностью, интересным профилем, с таким красивым носом… Теперь это другой человек. Как-то мы с ней говорили об этом, и Лена сказала: «Моей семье нравится». В этом деле главное не переборщить, чтобы чувствовать себя комфортно. Я пока не готова лечь под нож. Мне кажется, лучше, чем сотворила природа, не может сделать ни один пластический хирург.

Наталья Варлей отлично выглядит благодаря спорту и здоровому образу жизни

- Как поддерживаете форму?

 — Вместе с внуком посещаем фитнес-клуб, занимаемся на тренажерах, плаваем в бассейне. Любим вместе в кино ходить. У мальчика столько воспитателей, помимо меня (смеется). И родители, и дядя… Мне в свое время было нелегко воспитывать двоих сыновей. По большому счету, приходилось это делать одной. У мальчиков был замечательный пример. Их дед  — моряк, капитан и настоящий мужик.

- Правда, что вашего внука обокрали?

 — Это давняя история, которая произошла еще в мае. На Женю напал в подворотне вооруженный ножом бандит. Отобрал куртку, часы, мобильный телефон и солнцезащитные очки. Как только преступник исчез из виду, внук сразу бросился домой, мы тут же вызвали милицию. Составили фоторобот, благо, Женя запомнил приметы бандита — на груди татуировка в виде головы льва. Грабителя нашли через несколько часов после случившегося. Им оказался рецидивист. В результате ему дали шесть лет.

«Уже на второй день после премьеры «Кавказской пленницы» поклонники лезли ко мне через балкон»

- Наталья Владимировна, на вашем счету множество ролей в кино и театре, вы сочиняете стихи, преподаете. Не возникало желания самой снять кино?

 — В первую очередь я актриса. Режиссерских амбиций у меня нет и никогда не было.   Достаточно того, что на площадке могу подойти к режиссеру и сказать: «Эту роль я вижу иначе и хочу привнести в этот образ вот это». Признаюсь, современные режиссеры не всегда прислушиваются. Я и не настаиваю, и без того есть куда направить свою энергию.

- Режиссеры влюблялись в вас?

 — Безусловно, режиссер в какой-то степени должен быть влюбленным в своего артиста. Даже не в него, а в героя, которого актер играет. Как Пигмалион в свое творение, ничего личного. И эта влюбленность проходит за пределами съемочной площадки.

- Наверняка, в Нину из «Кавказской пленницы» были влюблены все советские мужчины?

 — Уже на второй день после премьеры поклонники лезли ко мне через балкон, а письма приходили мешками, особенно из мест лишения свободы. Сначала я честно отвечала, но потом поняла, что не могу это делать физически.

- На роль Нины пробовались почти 500 актрис. Чем вам удалось покорить Гайдая?

 — На самом деле я не хотела сниматься в кино. Боялась, что актерство помешает моей работе в цирке. Ведь я выходила на манеж с самим Леонидом Енгибаровым! Собственно, благодаря ему и попала в кино. По его рекомендации режиссер Юнгвальд-Хилькевич взял меня в картину «Формула радуги». На съемках на Одесской киностудии меня заметила ассистент Леонида Гайдая Татьяна Семенова. Я получила приглашение на пробы на Мосфильм. Очень переживала, ведь на эту роль претендовали и Настя, и Марьяна Вертинские, Вика Федорова, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева… Наверное, Гайдая покорила моя раскованность. Когда он спросил: «Наташа, а вы можете надеть купальник и выйти?», я не раздумывая сделала это. А что такое для меня купальник? Я же гимнастка, и купальник — моя рабочая форма.

- Какие отношения сложились у вас с режиссером?

 — Сначала Гайдай производил впечатление человека серьезного, неулыбчивого, без чувства юмора, мстительного и страшно обидчивого. А на самом деле обладал очень тонкой душой и удивительным чувством юмора. Недаром же ему удалось снять столько блистательных комедий, радующих уже не одно поколение. Вот серьезное кино у него получалось хуже. Леонид Гайдай просто мечтал снять драматический фильм про любовь. Когда заканчивал работу над фильмом «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в котором я озвучивала героиню американской актрисы Келли Макгрил, уже были задумки новой картины. И вот мы сидим на банкете по случаю окончания съемок, и Леонид Иович говорит: «Чего ж я снимал Келли? Нужно ведь было Наташу взять. В следующем фильме ты будешь играть главную роль!» К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Гайдай очень быстро угас и ушел из жизни.

«В реальной жизни меня тоже украли»

- Несмотря на то что вы сыграли в нескольких десятках картин, зрители ассоциируют вас в основном с Ниной.

 — Всегда чувствовала себя немного Ниной. Раньше носила длинные волосы, это для съемок в «Кавказской пленнице» меня подстригли. Через какое-то время я отрастила волосы, но поняла, что каре с челкой мне идет больше всего. Да так и удобнее. Кстати, сюжетная линия «Кавказской пленницы» повторилась в реальной жизни. Однажды меня действительно увезли в горы. В Кисловодске, куда я приехала на съемки в фильме «Большой аттракцион», меня не встретила машина съемочной группы, и я взяла такси, чтобы доехать до гостиницы «Нарзан». Водитель не признал во мне актрису и увез в горы. Я уже приготовилась к самому худшему. На тот момент знала только одну молитву — «Отче наш» — и постоянно ее шептала, прижимая к груди сумку, в которой был гонорар за предыдущую картину. Думала, вот сейчас вырвет из рук сумку, заберет деньги, а меня убьет. Но у него были другие планы. Он пытался меня изнасиловать. Дернул за сумку, откуда выпал мой паспорт. Таксист машинально потянулся за ним и вмиг изменился в лице. Вдруг начал сам себя бить по щекам руками и выкрикивать: «Я мерзавец! Подонок! Как я тебя не узнал? Почему сразу не сказала, что ты — кавказская пленница?»

- Обошлось без побега и погони?

 — Таксист отвез меня в гостиницу, извиняясь все время. А в фильме мне пришлось освоить многое. И машину водила, и на коне скакала, и в речку прыгала.

- Это было несложно с вашей цирковой подготовкой?

 — Снимали столько дублей, что можно было две серии сделать. Многое так и не вошло в картину.

- Читала, что в холодную горную речку вместо вас прыгала дублерша.

 — Я очень хотела выполнить все трюки сама, но Гайдай был категорически против: «Если бы это был финальный кадр картины, тогда «да». Режиссер не хотел рисковать актерами. Поэтому специально для прыжка пригласили дублершу. Как оказалось, девочка обманула съемочную группу, на самом деле она вообще никогда не прыгала. Просто хотела попасть на площадку, чтобы увидеть известных артистов. Сиганув в воду, чуть не утонула. В итоге в кадре прыгала я. Больше дублеров не приглашали. Экстремальным оказалось мое вождение по горной дороге. Помните кадр, где я еду на машине, а троица Вицин-Никулин-Моргунов, взявшись за руки, перекрыли мне дорогу? В этот момент отказали тормоза. Я чуть не раздавила знаменитых актеров. Хорошо, что у них реакция оказалась молниеносной и они успели отскочить. Я тогда так испугалась. Слава Богу, все закончилось хорошо.

- Съемки в фильме «Вий» не менее опасны. Было страшно?

 — Тогда я не думала об этом. В фильме «Вий» мне пришлось сыграть нечистую силу. Ни в коем случае не идеализирую свою героиню. Тогда мне было вовсе не страшно играть Панночку, ложиться в гроб. Сейчас очень сильно задумалась бы, прежде чем соглашаться. Ведь тогда я не была крещенной. Принимая православие, исповедовалась в этом. Играть нечистую силу в православном храме плохо. Но это роль, не более того. Читала в интернете, что после этой роли у меня в жизни все стало рушиться и последовали неудачи. Неправда все это.

- Кем бы стали, если бы не сложилась актерская карьера?

 — Даже не знаю. Может, в цирке осталась бы. А сейчас могла бы быть сестрой милосердия, помогать людям.