С 29-летней киевлянкой Виталиной Бобровой (имя и фамилия изменены) ее жертвы знакомились по-разному — кто-то в кафе, кто-то на улице. Многие узнавали о ней через знакомых. Причем если еще пару лет назад инициатором знакомств была сама Виталина, то последние полгода люди находили ее сами. Услышав о человеке, который «имеет большие связи и помогает решать все вопросы», многие тут же записывали ее телефон. Какую именно должность она занимала, толком никто не знал. Ходили слухи, что она бывшая сотрудница столичной горадминистрации, а по совместительству брокер, и имеет выходы на любые инстанции, вплоть до министерств. Поэтому каждый день Бобровой был расписан буквально по часам — клиентов у нее было хоть отбавляй.
Виталина искала жертв по всему Киеву. Особенно ей везло с таксистами. Садясь в автомобиль, Виталина заводила с водителями душевный разговор и, разузнав, у кого какие проблемы, предлагала помощь.
— Причем абсолютно бескорыстную, — рассказывает один из пострадавших Иван. — Вы спрашиваете, не настораживало ли это. Все дело в том, что она умела мастерски убеждать. После пяти минут ее убедительного рассказа ты начинал верить всему, что она говорила. И хотя я не из доверчивых, мне тоже показалось, что она искренне хочет помочь. У меня были проблемы с банком — несколько лет назад взял в кредит автомобиль, но с приходом кризиса понял, что не в состоянии его выплатить. Сумма долга росла как на дрожжах, и я решил избавиться от машины. Был готов отдать ее бесплатно, перепоручив при этом кредит новому хозяину. Но где сейчас найдешь желающих связываться с банком, да еще и выплачивать немаленький долг? И тут знакомые порекомендовали мне некую Виталину Боброву, которая имеет выходы на многие банки. Позвонив ей, я в двух словах рассказал о своей проблеме. «Давайте встретимся, — с готовностью откликнулась Виталина. — По-моему, я знаю, что вам делать».
Своим внешним видом она не произвела на меня особого впечатления — обыкновенная женщина лет тридцати, довольно просто одета: джинсы, свитер, кожаная куртка. Одним словом, явно не преуспевающая бизнес-леди, которую я ожидал увидеть. Она внимательно меня слушала, задавала много уточняющих вопросов. А потом сказала: «Вам повезло — у меня есть люди, которые возьмут машину и переоформят кредит. Как брокер я прекрасно знаю всю эту процедуру. Вам достаточно будет подъехать со мной к нотариусу, и мы все устроим». Виталина пообещала, что вызвонит покупателей и организует нам встречу.
Но через несколько дней Виталина перезвонила и сообщила, что люди, которые должны забрать машину, уехали в командировку за границу. «Вы не волнуйтесь — они уже дали согласие, — заверила она. — Обещали перезвонить, как только вернутся». В течение следующих трех месяцев(!) Виталина с Иваном регулярно созванивались, однако людей все не было.
— Я не мог больше ждать — с каждым месяцем сумма долга перед банком увеличивалась, — продолжает Иван. — Уже начал искать другие варианты, когда Виталина наконец сообщила, что покупатели приехали. Ими оказались трое мужчин представительного вида, один из которых был директором фирмы, сдающей автомобили в аренду, двое других — его помощниками. Осмотрев автомобиль, бизнесмен утвердительно кивнул головой: мол, подходит, — и протянул мне конверт. Там было полторы тысячи долларов. За что мне сделали такой щедрый подарок, я так и не понял, ведь это он мне оказывал услугу, а не я ему. «Бери, бери, — сказал мужчина, заметив мое недоумение. — Тебе еще пригодятся». Затем мы поехали к нотариусу, где подписали договор о намерениях, и я выписал доверенность на фамилию, которую мне дал предприниматель. Бизнесмен и Виталина заверили, что в банке они уже обо всем договорились. «Сегодня мы забираем машину, а в течение десяти дней кредит будет переоформлен на меня, — сообщил бизнесмен. — Виталина в этом деле профи, она скажет тебе, что для этого нужно». С этими словами бизнесмен с помощниками сели в мой автомобиль и уехали. Виталина пообещала, что позвонит.
Но даже через две недели Ивану никто не позвонил. Поскольку на его звонки Виталина не отвечала, мужчина решил поехать в банк сам. И какого же было его удивление, когда он узнал, что о переоформлении кредита сотрудники банка слышат впервые.
— Мне объяснили, что это сложная процедура, при которой нужно заплатить банку 25 процентов стоимости автомобиля, пеню и написать заявление на имя руководства, которое должно дать согласие, — говорит Иван. — Начиная понимать, что меня развели, я позвонил Виталине. Она на удивление быстро подняла трубку. Узнав, в чем дело, взволнованно сказала: «Стойте на месте — я сейчас приеду». Мы вместе пошли в банк, но это не дало результата — Виталине сказали то же, что и мне. «Ничего не понимаю, — начала Виталина, как только мы вышли на улицу. — Раньше банк всегда шел на уступки. Но у меня есть для вас альтернативное предложение: пускай кредит будет оформлен на вас, а мужчина, который забрал машину, каждый месяц будет платить вам нужную сумму». Меня такой вариант устраивал. Виталина сказала позвонить ей в конце месяца — когда придет время платить за кредит.
Однако когда я позвонил, она сообщила, что отдыхает в Египте, поэтому в ближайшие десять дней ничем не сможет мне помочь. Выплачивать долг было по-прежнему нечем, и я решил поехать на фирму по аренде автомобилей, директор которой забрал мою машину. Увидев меня, он удивился: «Вашей машины у меня нет. На следующий же день после нашей встречи ее забрала Виталина». Cкорее всего, они были в сговоре.
— Я решил проверить, на чье имя выписал доверенность, и узнал, что такого человека уже много лет нет в живых, — продолжает Иван. — Указанный в доверенности номер паспорта и вовсе нигде не зарегистрирован, а адреса, по которому якобы проживает этот мужчина, не существует. Видимо, поняв, что я ее раскусил, Виталина начала игнорировать мои звонки. Мне удалось найти ее только под Новый год. Но разговора не получилось: она не знала, что мне сказать, а я еле держал себя в руках. Ситуация с кредитом и до того была катастрофической, а связавшись с этой Виталиной, я еще больше «запустил» задолженность и лишился машины.
В тот момент Иван еще не знал, что он лишь один из многочисленных клиентов, которых «кинула» Виталина. Большинство обманутых людей она продолжала кормить обещаниями, и они ей верили. Так, на протяжении трех месяцев мошенница водила за нос помощника водителя тепловоза Антона — малообеспеченного мужчину, чья мизерная зарплата уходит на содержание ребенка и прикованной к постели супруги. Несколько лет назад Антон взял в кредит недорогой автомобиль, чтобы подрабатывать таксистом. Однако нагрянувший кризис испортил все планы. У мужчины не получалось вовремя выплачивать банку нужную сумму и начал расти долг.
— С Виталиной меня познакомила приятельница, — вспоминает Антон. — Зная, что она работает брокером, я поинтересовался, как можно продлить срок кредита. «Все очень непросто, — нахмурилась Виталина. — Банк идет на уступки только своим людям. Сами понимаете, всем не поможешь Но раз уж вы мой знакомый, можете попасть в число «своих». Позвонив на следующий день, она попросила меня принести ей копию паспорта, идентификационного кода и 265 долларов — дескать, столько стоит эта процедура.
— Но откуда вы могли знать, что Виталина действительно брокер? Она предъявляла удостоверение?
— Я его не требовал. Она профессиональный психолог, если не сказать гипнотизер. Взяв у меня деньги, Виталина пообещала, что на днях в банке решат мой вопрос, и пропала. Когда через неделю мне наконец удалось ее вызвонить, Виталина замялась: дескать, у знакомых форс-мажор, поэтому придется еще немного подождать. Прошел месяц, а результата все не было. Мне пришлось залезть в долги — на одно только лечение жены уходили бешеные суммы. Когда перед Новым годом мне все-таки удалось вызвонить Виталину, она тяжело вздохнула и сказала: «Поверьте, я хотела вам помочь. Но кредитными делами занималась моя подруга, с которой мы поссорились. Поэтому ничего не получится». «То есть как? — опешил я. — А деньги?» — «Какие еще деньги? — невозмутимо спросила Виталина. — Я у вас ничего не брала!» И бросила трубку. С тех пор сколько ни пытался ее найти, бесполезно. Самое обидное, что у меня нет никаких доказательств того, что меня обвели вокруг пальца. Я ведь отдал ей деньги, не взяв никаких расписок.
Большинство потерпевших не обращались в милицию, потому что были уверены, что ничего не докажут. Первой написала заявление жительница Шевченковского района столицы Ирина, которой аферистка пообещала за тысячу гривен достать справку из опекунского совета.
— Чтобы взять в банке кредит под залог квартиры, в которой мы жили с моей несовершеннолетней дочкой, мне нужна была справка из опекунского совета, — рассказывает Ирина. — Но на ее оформление ушел бы как минимум месяц, а условия для кредита были настолько выгодными, что мы не могли ждать. И тут мне порекомендовали Виталину — дескать, она как бывший сотрудник горадминистрации поможет оформить такой документ за несколько дней. Виталина с готовностью согласилась помочь, сказав, что такая услуга будет стоить тысячу гривен. А дальше сработала по стандартной для аферистов схеме: взяла деньги и как в воду канула. Первое время, правда, брала трубку и постоянно рассказывала о каких-то неурядицах: мол, все сделаю, но чуть позже. Таким образом, мы отдали ей деньги, потеряли время и не смогли взять кредит.
Однако через год бурной деятельности у Виталины появилось большое число недоброжелателей. Клиентов по-прежнему было много, но среди ее знакомых поползли слухи о том, что она далеко не всегда держит слово. Узнав, что одна из ее клиенток уже успела обратиться в милицию, аферистка не на шутку заволновалась и решила «уйти в подполье» — пожить некоторое время у знакомой.
— Хотя мы с Виталиной и не были подругами, мне было неудобно ей отказать, — говорит киевская предпринимательница Марина. — Я знала ее уже года два — она постоянно приходила ко мне в кафе и рассказывала о том, как помогает людям. «Вокруг столько неблагодарных, — постоянно жаловалась она. — Людям делаешь добро, а они слова хорошего не скажут — будто бы я им что-то должна». Любила рассказывать о том, с какими влиятельными людьми она знакома. По ее словам, среди ее приятелей были даже мэр города и несколько его заместителей. Однажды она позвонила в слезах: «Мариночка, можно у тебя переночевать? Мы с мужем поссорились, я не могу больше здесь оставаться». Марина пообещала, что останется у меня на день, максимум на два, но даже через неделю не уехала.
Она закрывалась в комнате с телефоном, а выходя, начинала плакать — дескать, дело идет к разводу. Через месяц мне все это надоело. Я спросила, не собирается ли она искать себе новое жилье. «Да я бы вернулась домой, — неуверенно сказала Виталина. — Мы с мужем помирились, но сейчас скрываюсь от одного человека». Я начала расспрашивать, в чем дело. В результате Виталина неохотно призналась, что должна своему знакомому несколько тысяч гривен. Это кардинально меняло дело — я сказала, чтобы она ехала домой и отдала долг. Виталина вспылила, дескать, какое имею право ей указывать. В тот же вечер моя мама, которая с нами живет, призналась, что уже неделю пытается забрать у Виталины свои деньги. Оказывается, пока я была на работе, аферистка каждый день рассказывала маме о своих связях в банке и в конце концов уговорила ее купить внуку в кредит машину. Мама уже успела дать ей несколько тысяч долларов задатка. А когда увидела, что время идет, а оформлять кредит никто не собирается, и потребовала деньги назад, Виталина ей нахамила и сказала, что никто никогда не докажет, что она взяла эти деньги. Она успела «проехать по ушам» и моему 20-летнему сыну — ему она пообещала помочь с техосмотром, за что тоже взяла тысячу гривен. Разумеется, спускать ей такое с рук я не собиралась. Мы втроем написали заявления в милицию, после чего мне удалось разыскать еще девятерых потерпевших. Оказывается, со многими жертвами она знакомилась в моем кафе, подсаживаясь к ним за столик.
— Все говорят, что она не была похожа на обеспеченную женщину — довольно просто одевалась, ездила в общественном транспорте
— Мне кажется, на хорошую одежду и автомобиль у нее просто не хватало денег. Свои бешеные «заработки» мошенница тратила на выпивку — как я потом уже узнала, после каждой удачной аферы она шла в бар, где целую ночь развлекалась и спускала деньги. А знаете, почему ей все доверяли? Оказывается, кому-то она все-таки помогала, но только по мелочам и на первых порах. Могла, например, помочь оформить справку о доходах или больничный. Таким образом она втиралась к людям в доверие.
— Выходит, у нее все-таки были какие-то связи? — интересуюсь в Шевченковском райуправлении милиции Киева. — Ведь какие-то документы она все-таки оформляла.
— Не исключено, — ответили «ФАКТАМ» в милиции. — Но связей в министерствах, о которых она рассказывала своим клиентам, у нее точно не было. Она представлялась бывшей сотрудницей ГАИ или горадминистрации, но чаще всего называла себя банковским брокером. И хотя такой должности не существует, люди ей верили. Виталина хорошо продумывала план своих действий. Берясь за долгосрочные дела, которые нельзя решить за один день, она месяцами кормила людей обещаниями, а сама в это время уже вовсю обрабатывала их знакомых. Первое время аферистка осторожничала — брала не больше двух-трех тысяч гривен и при этом умело скрывалась. А со временем, очевидно, почувствовав безнаказанность, «кинула» одну предпринимательницу на 125 тысяч долларов. Пообещала ей помочь с оформлением кредита и пропала. К тому же успела внедриться в компанию предпринимательницы и «оказать помощь» еще нескольким бизнесменам.
За год Виталина «заработала» более 150 тысяч долларов! Перед тем как взять у человека деньги, она могла еще изрядно его «погонять» — просила собрать весь пакет документов, подготовить какие-то справки. Многим людям она так и не вернула их паспорта. Остается надеяться, что она не додумалась с их помощью взять в банках кредиты. Интересно, что на ней самой при этом висела задолженность по кредиту за квартиру. Но даже имея немалые деньги, она почему-то не погасила эту задолженность. Сама Виталина уроженка Донецка, но в последнее время они с мужем снимали комнату в Киевской области.
— А муж знал о «бизнесе» супруги?
— Похоже, нет. Задержание Виталины стало для него настоящим шоком — он и представить себе не мог, что в их доме бывали такие колоссальные суммы. Ведь они познакомились, когда Виталина была еще скромной официанткой. Потом она закончила юридический и экономический факультеты и, судя по документам, даже открыла какое-то предприятие, занимающееся ценными бумагами. Но оно, по всей видимости, быстро прогорело. При задержании Виталина старалась не показывать, что волнуется, но не могла даже прикурить сигарету — у нее дрожали руки. «Я ни в чем не виновата, — говорила. — Неужели не видно, что эти люди сговорились против меня? Вот так, делаешь им добро, а они как всегда »
Пока в деле насчитывается 12 потерпевших, однако в милиции уверены, что их может быть гораздо больше. На днях аферистку арестовали. Возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса Украины «Мошенничество». Виталине грозит от трех до восьми лет лишения свободы.