Интервью

Александр Роднянский: «Провинциализм и лоховство — вот что происходит на украинских телеканалах»

9:37 — 27 января 2011 eye 835

Успешный телевизионный продюсер Александр Роднянский последние несколько лет в основном занимается кино. Он ежегодно выпускает картины, многие из которых сразу же попадают на кинофестивали. Так случилось и с работой Александра Миндадзе «В субботу». Лента вошла в список основных претендентов на главный приз «Берлинале». Параллельно Роднянский работает над проектом «Сталинград» с Федором Бондарчуком, картиной «Елена» с Андреем Звягинцевым и завершает съемки «Белой гвардии». Актеры десятисерийной саги режиссера Сергея Снежкина на две недели приехали в Киев, чтобы отснять последние кадры киноромана. Александр Роднянский провел в родном городе всего два дня, между поездками в Америку и Италию.

«Игра в кинематограф очень опасна»

- Говорят, к нам в Киев вы, Александр Ефимович, прямо из Голливуда пожаловали?

 — Вот уж не собирался вам об этом говорить.

- И тем не менее…

 — Скажем, это неизбежное движение, если вы профессионально занимаетесь кино. При огромном количестве усилий, энергии и инвестиций отечественные фильмы преодолевают границы и путешествуют чрезвычайно ограниченно. Без международных рынков наша киноиндустрия не выживет. А что можно сделать для того, чтобы зарубежный зритель захотел увидеть твое кино? Попытаться приблизить наше кино психологически к этому зрителю, облегчить его восприятие — построить мостик. Актеры, язык, универсальная история. При этом понятно, что уже полвека диктует стандарт англоязычный мир: то, что смотрят Соединенные Штаты, интересно всему западному миру. Единственное, что можно в этой ситуации нам сделать, — пойти навстречу мировой индустрии: интернационализировать проекты, построенные на своем материале, или локализовать материал чужой. Этим я и пытаюсь заниматься, развивая несколько международных проектов, включая «Сталинград».

- Очередной патриотический русский фильм?

 — Надеюсь, это первое впечатление от названия. «Сталинград» по жанру скорее ближе к Майклу Бею (»Перл-Харбор», «Остров», «Армагеддон», «Трансформеры»), а не к Никите Михалкову. Сильная человеческая история, разворачивающаяся на фоне беспрецедентной Сталинградской битвы. Режиссер Федор Бондарчук. Сложнопостановочный международный проект, в котором будут играть три мировые знаменитости. В том числе наш с Федором давний товарищ, замечательный немецкий артист (под него специально написана роль) Тиль Швайгер, сыгравший у Квентина Тарантино в «Бесславных ублюдках». Правда, у Тиля принципиальное нежелание играть нацистов, но наш персонаж — такая же жертва войны, как и все остальные. Объемный характер, вызывающий подчас уважение и сочувствие. Будет в картине и азиатская звезда, ведь один из персонажей — советский кореец. И очень известный американский актер в одной из двух главных ролей. Веду переговоры. Композитор — Анджело Бадаламенти, постоянный соавтор фильмов Дэвида Линча, которому очень понравился сценарий, написанный петербургским журналистом Ильей Тилькиным.

- Картина уже в производстве?

 — Да, идут кастинги актеров, подбираются объекты съемок. Фильм будет производиться совместно с «Сони Пикчерз» на двух языках: русском и английском. Группа профессионалов во главе с Винсентом Пэйсом, отвечающая за формат 3D, работала над «Аватаром». Съемки продлятся четыре месяца: с сентября по декабрь. Сценарий — непростое сочетание человеческой драмы, военного экшн и «романа воспитания» (главные герои практически мальчишки и девчонки). Как всегда в большом американском кинематографе, надо найти и соблюсти единственно верные пропорции жанровых элементов.

- Кто сыграет главную женскую роль?

 — В «Сталинграде» две героини, 18-летние девушки. Ищем их среди своих актрис. Мне кажется, нужны дебютантки. Я сторонник варианта, в котором, кроме уже упомянутых знаковых фигур — трех больших актеров, остальные совсем неизвестны. И Федор, и Сергей Мелькумов, мой друг и партнер, придерживаются подобной точки зрения.

- По сути, это ваш первый по-настоящему международный кинопроект?

 — Первый с американской амбицией. А европейских было много, включая «Восток-Запад» Режиса Варнье, «Солнце» Александра Сокурова, да и фильм Андрея Звягинцева «Елена», который заканчиваем сейчас. В России попыток с американскими перспективами было немного, последняя — «Щелкунчик» Андрона Кончаловского.

- Который на Западе, кстати, успеха не имел.

 — К сожалению, и дома тоже. Ну, слушайте, игра в кинематограф очень опасна. Никто не застрахован от поражения. И то, что я так уверенно излагаю, никоим образом не является гарантией успеха. Но только если воюешь, у тебя появляется шанс на победу. Вот и все.

- Значит, Кончаловскому просто не повезло?

 — Он что-то важное недодумал в картине, переоценил своих зрителей. Фильм провис между двумя аудиториями — детской и семейной. «Щелкунчик» с его политическими антифашистскими аллюзиями — уж точно фильм не для детей, но при этом излишне аттракционный для взрослых. Увы, никто из нас не застрахован от аналогичных ошибок. Но, учитывая наш собственный и чужой опыт, попытаемся сделать «Сталинград» картиной, понятной своей и зарубежной молодой аудитории.

- Вам не кажется, что после «Утомленных солнцем-2» Никиты Михалкова эта тема может показаться зрителю отработанной?

 — Нет. Не смущало же братьев Коэнов, что до них было снято тысяч десять вестернов? Сейчас они сделали творчески свежую «Железную хватку», собравшую уже только в Америке 150 миллионов долларов. Я вообще не верю в темы, а лишь — в полноценность и силу истории. То, что вы называете темой, для меня не более чем предлагаемые обстоятельства. Война как предлагаемые обстоятельства трагична и полна невероятных историй, но у нас, в отличие от Михалкова, нет идеологических посланий и проповедей. Я с уважением отношусь к Никите Сергеевичу и люблю его первые «Утомленные солнцем». Но не являюсь поклонником второй картины. Согласен с вами, история с «Предстоянием», конечно, напрягающая. Мы об этом много говорим. Поэтому и дадим понять аудитории, что ее никто не будет идеологически грузить. У нас нет генералов, маршалов, Сталина. Это «окопная» история про узнаваемых сегодня людей, оказавшихся на грани выживания. Или даже за гранью. Сложная картина, чего уж говорить…

«Голливуд — сложнейшая система, где делаются и теряются огромные деньги»

- И все-таки не она предмет ваших частых поездок в Голливуд.

 — Нет, я развиваю несколько проектов и нашел сценарий, который мне безумно нравится. Его написал Билли Боб Торнтон, блистательный артист, сценарист и режиссер, бывший супруг Анджелины Джоли. Очень необычная драма, действие которой происходит в 1969 году в одном из южных штатов. Она написана для десяти замечательных артистов. Среди них близкие друзья Билли Боба Роберт Дювалл, Деннис Куэйд и Пирс Броснан. История о семье, войне и любви. О причудливости судьбы и избирательности смерти. На днях я рассказал ее Александру Миндадзе, и он, сам выдающийся сценарист, наш классик, не без зависти сказал: «У них сейчас такой же расцвет литературы для кино, как у нас был в конце 60-х годов».

- Голливудское кино предполагает совершенно иные денежные затраты, измеряемые миллионами.

 — Подчас оно не дороже, чем снимается у нас. Просто в России и Украине мы часто такие неадекватные, «выпавшие» из реальности люди. Делаем фильмы, часто не понимая, есть ли у них своя аудитория, рынок. Не несем ответственности за чужие деньги и даже за свои. Это ужасно стыдно и неприятно. На фоне скромных американских независимых проектов. Скажем, отличная картина «Король говорит», номинированная на «Оскар» в двенадцати категориях (я уверен, что премию за лучшую мужскую роль получит Колин Ферт) и коммерчески успешно демонстрируемая в кинотеатрах США, снята примерно за десять миллионов долларов. Это значительно дешевле, чем многие российские картины.

За последние полтора месяца я несколько раз был в Лос-Анджелесе. Постоянно встречаюсь с людьми, стараясь по ходу «образовываться». Мне раньше казалось, что я достаточно компетентен во множестве индустриальных вопросов. Ничего подобного. Голливуд — сложнейшая, глубоко скрытая система, где делаются и теряются огромные деньги. Только на прошлой неделе у меня было 47 встреч за пять дней — с продюсерами, режиссерами, инвестбанкирами, авторами, юристами, агентами… Надо учиться.

- Отлично выглядите для столь напряженного графика.

 — Ну да, да… Мотаюсь постоянно туда и обратно. Но я люблю Лос-Анджелес. Там все крутится вокруг кино. Разговоры только об этом, подобных городов в мире нет. Прихожу в фитнес-зал в пять утра, а он уже забит! Все жители города рано встают и рано ложатся спать. По будням в семь вечера рестораны забиты, а в полдесятого уже все пусто. У одного из лучших продюсеров Джефри Катценберга первые летучки в будние дни проходят в шесть утра, в субботу — в семь. Они намного больше работают, чем мы. Безусловно, получая достойные деньги. Но в какой-то момент ты вдруг понимаешь, что они работают для того, чтобы делать свое замечательное дело, а не только, чтобы зарабатывать. Банально звучит, но правда…

- Похоже, мы вас «потеряли» навсегда.

 — Перестаньте. Я просто хочу попробовать.

- В конкурсную программу Берлинского кинофестиваля вошла картина режиссера Александра Миндадзе «В субботу», где вы стали продюсером. Думаете, «Медведя» возьмете?

 — Миндадзе — сильный претендент на награду. Я был на Берлинском кинофестивале в разных качествах, раза четыре — со своими фильмами в качестве продюсера, раза три — как режиссер, был членом жюри. И фестиваль, думаю, знаю. «Берлинале» — не пафосный, не гламурный фестиваль. А «В субботу» — сильная история, необычно рассказывающая о первом дне после взрыва на Чернобыльской атомной электростанции. Глазами одного растерянного молодого комсомольского функционера. Это второй режиссерский фильм Миндадзе и большая его удача.

«Сегодняшняя аудитория злая, недоверчивая»

- Вы ведь давно мечтали снять кино о Чернобыле.

 — И я, и директор «Бавария-фильм» Маттиас Эссе. Мы даже связывались с ним по этому поводу еще лет шесть назад. Просто у меня, как и у всех киевлян, есть и свои семейные воспоминания, связанные с 26 апреля 1986 года. Моя мама проснулась ночью после взрыва и увидела, как напротив, в доме ЦК комсомола, в машины грузятся семьи с вещами. В тот же день я отправил жену и ребенка, которому было девять месяцев, в Одессу. А сам 1 мая поехал в Чернобыль на съемки. Понятно, в моей голове остался безостановочный поток картинок. И так или иначе я возвращался к истории Чернобыля. И Эссе хотел по своим, каким-то личным причинам. Кстати, «Бавария-фильм» не делает такое авторское кино, как «В субботу». Это их первый опыт, они ужасно гордятся картиной и отправляются на фестиваль с драйвом.

- Украина тоже «приложила» руку к производству картины?

 — В сопродюсерах «В субботу» значится Олег Кохан. Нам остается лишь надеяться, что он окончательно выполнит свои достаточно сдержанные финансовые обязательства.

- Наконец-то и Киев дождался съемок «Белой гвардии». Это уже последние сцены?

 — Сейчас завершается съемочный период. Нам нужна была киевская зима, но в прошлом году она оказалась «выборной», а нам не хотелось, чтобы люди с винтовками, в шинелях ходили во время предвыборной кампании. А потом бы еще петлюровцы въехали в жупанах. Представляете картинку? Поэтому мы сняли большие сцены в Выборге под киевские улицы. Затем работали в павильонах в Петербурге. Сейчас будем снимать на Софиевской площади, Андреевском спуске, улице Десятинной в Киеве. Очень верю, что «Белая гвардия» станет одним из лучших фильмов талантливейшего режиссера Сергея Снежкина. Это история не про милых киевских людей, а о трагическом разломе, потере своего мира, страны.

- Судя по всему, телевидение вас больше не интересует…

 — В смысле телеканалов? Нет. Признаться, в прошлом году я согласился помочь сделать «Пятый» в России, считая это замечательной возможностью создать не похожий ни на какой другой канал. Для интеллигентного, содержательного и актуального телевидения у меня идеи были и есть. А для развлекательного телевидения — уже никаких.

- Они закончились на СТС?

 — Тогда у меня была вера в приоритет частных ценностей, в важность развлекательного телевидения как альтернативы идеологическому и как следствие — в ситком как жанр, в романтические сериалы, в импровизационные шоу, которые развились потом в «Большую разницу». А сейчас… Заниматься телевизионной рутиной не хочу. Я всегда смотрел на телек как на возможность коммуникации, но наличие интернета резко изменило правила игры. В конце концов я успешно построил две большие телекомпании. Идей на третью в нынешних условиях, сказать честно, нет. Телевидением нужно заниматься, когда ты веришь, что можешь что-то изменить и у тебя есть драйв, потому что сегодняшняя аудитория злая, недоверчивая, во многом хамская и презирающая все, что связано с культурой. Задеть ее можно только сильным эмоциональным переживанием.

- У нас теперь все больше поют да танцуют.

 — Для меня это необъяснимо. Притом, что мне нравятся несколько проектов, особенно те, которые делает Бородянский на СТБ. Это качественно, стильно. Но почему все одновременно этим увлеклись?! Необъяснимо… Много провинциального и лоховского на украинских каналах. Да и на российских тоже. Но они как-то разнообразнее…

- Нам не хватает вас.

 — Перестань… Надо быть частью большого мира, открываться новому. Звучит ой как просто, а на самом деле ежедневная хирургическая операция.

- Вам просто говорить.

 — Просто? Мы же понимаем, что я говорю о «светлой стороне Луны» своей жизни. Темная бывает тоже. Я в состоянии адекватно оценить то, что имею. И никогда не испытывал чувства зависти.

- Да вы счастливый человек!

 — Абсолютно! В этом смысле — точно.