Над руководителями кредитного союза «Южный» в Киевском районном суде Симферополя начался суд. Уголовное дело насчитывает 77(!) томов
«ФАКТЫ» уже не раз писали о том, что, расследуя аферы руководства кредитного союза, результатом чего стал арест его основателя, депутата Верховного Совета Крыма Сергея Казаченко и его заместителей, правоохранители распутали «гениально простую» схему присвоения 64 миллионов гривен, принадлежащих вкладчикам «Южного». О новых нюансах этого резонансного дела нашему корреспонденту рассказал начальник следственного управления крымской милиции Александр Гончаров.
— Когда мы стали заниматься этой аферой, то обратили внимание на такой факт: в отношении одной из вкладчиц прокуратура еще в позапрошлом году возбудила уголовное дело по заявлению самого Казаченко, — говорит Александр Гончаров. — Женщина взяла кредит на 100 тысяч гривен и не вернула. Мы обратились в «Южный», чтобы нам выдали ее кредитное дело. Оказалось, что его нет. Как и кассовых документов, подтверждающих выдачу денег. «Пропали», — объяснили в офисе. Такая же ситуация сложилась и с кредитными делами многих других заемщиков. Мы поинтересовались у Казаченко, почему он не обращается в милицию, как работает без документов. «Хотели восстановить документацию своими силами, провели внутреннее расследование, но ничего не получилось», — такая у них была версия.
Затем грянул кризис, вкладчики стали массово обращаться в кредитный союз с заявлениями о том, чтобы им вернули их деньги. Тогда Казаченко (кстати, лишь незадолго до своего ареста) обратился за помощью в милицию. К начальнику главка ходил на прием, ко мне, вот на этом стуле сидел. Так складно рассказывал, какой он хороший, как хотел сделать благое дело для стариков. А те стали с перепугу забирать свои вклады. К тому же, говорил Казаченко, из офиса «Южного» украли документы и обворовали кредитный союз. Несколько ранее руководитель их евпаторийского филиала действительно была осуждена за то, что присвоила себе около десяти миллионов гривен из денег вкладчиков. Словом, получалось, что руководители кредитного союза — самые настоящие жертвы. На что я ему сказал: «Сергей Васильевич, а куда смотрели вы? Даже если исходить из того, что мы уже знаем о ситуации, никаких учетов в вашей организации не велось. То есть, как минимум, халатность в ваших действиях явно просматривается». Он ушел отсюда разочарованный, так как не нашел поддержки.
Когда следователи более подробно изучили стиль работы «Южного» и поняли, что это — обычная финансовая пирамида, то решили рискнуть и задержали двух ближайших к Казаченко руководителей союза.
— Вскоре они стали давать показания, — рассказывает Александр Гончаров. — Некая Чабанова (фамилии фигурантов дела изменены. — Авт. ), будучи как бы кассиром-бухгалтером «Южного», рассказала, как выдавала деньги его руководителям на приобретение автомобилей, квартир, командировочные и представительские расходы. По словам Чабановой, она полагала, что Казаченко и его заместитель Зайцев законно берут эти суммы, поэтому она все оформляла официально, а они расписывались за получение денег. Кстати, сам Казаченко называл Чабанову своей «правой рукой».
Когда вкладчики стали еще активнее требовать возвращения депозитов — обращались по этому поводу в правоохранительные органы, жаловались во все инстанции, устраивали пикеты, — Казаченко решил, как говорится, «замести следы». Летом 2009 года он вместе с водителями в течение нескольких дней свозил на территорию своей общественной приемной в Симферополе (Казаченко в то время был депутатом Верховного Совета Крыма. — Авт. ) всю документацию кредитного союза «Южный». По словам очевидцев, документы находились в полимерных мешках (их было около 20 штук) и коробках. Сложили их в сарае во внутреннем дворе. Затем по указанию Казаченко водитель и охранник сожгли эти документы в металлической бочке. Чабанову, которая первая обеспокоилась состоянием дел — мол, деньги берете, а чем людям платить будем, Казаченко успокаивал: «Вот победим на выборах (за счет вкладчиков «Южного» Казаченко финансировал возглавляемую им политическую партию. — Авт. ), к нам придут сильные спонсоры, начнут инвестировать партию, мы войдем во власть, раскрутимся и тогда рассчитаемся с вкладчиками». Однако на выборах его партия потерпела фиаско. Единственное, чего добился сам Казаченко, — попал в парламент Крыма и стал председателем постоянной комиссии по вопросам приватизации. Естественно, этого было недостаточно, чтобы вернуть деньги вкладчикам. А тут еще кризис начался. И он, чтобы «замести следы», решил избавиться от документов. Чабановой же объяснил: «Нет документов, нет и дела».
После задержания Чабанова почти месяц хранила молчание на допросах. Даже работники прокуратуры ставили в вину следователям, мол, задержали женщину, практически ничего не имея против нее. Но профессиональное чутье не подвело милиционеров. Осознав, в конце концов, что руководство кредитного союза может свалить всю вину на нее, Чабанова написала «явку с повинной» и во всем призналась.
— Хотя Казаченко и уговаривал Чабанову в случае чего брать всю вину на себя — дескать, если я останусь на свободе, мне будет легче тебя «вытащить», женщина все же не прислушалась к его увещеваниям, победил здравый смысл, — говорит Александр Гончаров. — Она призналась следователю, что у нее есть документы, подтверждающие, что именно Казаченко и его заместитель Зайцев забирали деньги вкладчиков и тратили их на свои нужды. Кстати, суммы, полученные от вкладчиков, просто складывались в банковскую ячейку, а не «работали», как должны бы. Оказалось, когда по поручению Казаченко жгли документацию, Чабанова успела (тут, очевидно, сработал инстинкт самосохранения) упаковать в пластиковые мешки расписки и расходные ордера с подписями Казаченко и Зайцева и увезти их из Симферополя. Позже она закопала мешки с ордерами и расписками в огороде на своей даче в поселке Черноморском. Наши сотрудники выехали туда и откопали документы. Если откровенно, мы и не ожидали, что получим такие доказательства, которые потом легли в основу обвинения, выдвинутого Казаченко и Зайцеву. Расписок и расходных ордеров было на сумму около трех миллионов гривен! Таким образом у нас появилась возможность задержать руководителей кредитного союза. Кстати, когда ко мне на личный прием приходили вкладчики «Южного», многие недоумевали: при чем тут Казаченко? Во всем виновата Чабанова, мы ей деньги в руки давали. Приходилось объяснять людям, что не важно, кто брал их деньги физически, главное, кто ими распорядился потом.
— Зайцева задержали быстро, в Симферополе, — продолжает Александр Николаевич. — А Казаченко искали три дня по всему Крыму. Поняв, что случилось, он исчез, выключив все телефоны, даже жена не знала его местонахождение. Задержали его уже в Евпатории. Там Казаченко проживал в одном из пансионатов. Знакомый, у которого он остановился, купил ему билет на киевский поезд, уже и такси вызвал. Когда Казаченко садился в машину, чтобы ехать на железнодорожный вокзал, наши сотрудники его задержали. Как потом выяснилось, у него уже была открыта виза в США.
- Прямо настоящий детектив
— Казаченко, конечно, был в шоке. Ведь его взяли в самый последний момент. Никаких показаний он так и не дал. Но это его право. Наверное, считает, что так легче будет защищаться в суде. Статья, которая ему вменяется, предусматривает лишение свободы на срок до 12 лет.
К счастью, на компьютерах, изъятых правоохранителями при обыске офиса кредитного союза, осталась база данных, которую экспертам удалось восстановить. Проверив деятельность «Южного» за два последних года — 2007-й и 2008-й, следователи выявили полную сумму задолженности перед вкладчиками и сумму задолженности заемщиков перед кредитным союзом. Первая цифра составила 64 миллиона 903 тысячи. А сумма по невозвращенным кредитам — 80 миллионов 604 тысячи гривен! Выходило, что существует масса недобросовестных заемщиков, которые не выплачивают взятые кредиты. Следователи и эксперты начали устанавливать личности заемщиков. И хотя в компьютерном варианте все они значились под кодами, цифры удалось расшифровать. Но, когда конкретных граждан стали приглашать на беседу в следственное управление, оказалось, что 90 процентов из них о данном кредитном союзе вообще ничего не слышали!
— Люди, которым якобы выдавались кредиты, о них знать не знали, — говорит Александр Гончаров. — Проанализировав, что могло их всех объединять, следователи выяснили, что почти все они являются частными предпринимателями и все обращались в одну и ту же штемпельно-граверную мастерскую, где изготавливали печати для своих предприятий. Для этого сдавали в мастерскую документы — копии паспорта и идентификационного кода. Штемпельно-граверная мастерская, как оказалось, принадлежала «Южному торговому дому» и находилась в том же здании, что и кредитный союз. А учредителем «Южного торгового дома» был Казаченко. Когда в мастерской изъяли журналы с перечнем клиентов и сопоставили со списком заемщиков КС «Южный», то они практически совпали. Выяснилось, что по распоряжению Казаченко в мастерской копии документов клиентов снимали в двух экземплярах, один из которых передавали в кредитный союз. На них и оформлялись фиктивные договора. Реально же кредиты взяли очень немногие, потому что условия были невыгодные — под 60 процентов годовых. Основная масса кредитных договоров в «Южном» была фиктивная. С их помощью руководители организации оформляли расходование средств вкладчиков на собственные цели.
Чтобы распутать данную преступную схему, крымским милиционерам пришлось трудиться не один месяц. И все это под «аккомпанемент» недовольных вкладчиков, которые постоянно упрекали правоохранителей в бездеятельности.
— Мы проделали колоссальную работу, — рассказывает Александр Гончаров. — Например, назначили почерковедческую экспертизу около 1000(!) расписок. Да, они маленькие, но каждую надо было проверить. Потерпевших по делу проходит около двух тысяч человек! Всех нужно было допросить, признать потерпевшими, гражданскими истцами, сделать копии документов — членских книжек, договоров, согласовать с теми данными, которые сохранились в компьютерах. Хотя часть вкладчиков к нам еще не дошли. Всего их в кредитном союзе было две с половиной тысячи. В связи с тем, что основная масса вкладчиков — это люди преклонного возраста, некоторые уже, к сожалению, умерли.
Уголовное дело по махинациям руководителей КС «Южный» насчитывает 77(!) томов. Как утверждают работники канцелярии суда, такого объемного документа за последние годы к ним не поступало.
- Удалось выяснить, на что были потрачены деньги вкладчиков? — спрашиваю у Александра Николаевича.
— Вторую половину расследования посвятили как раз разыскиванию этого имущества. Параллельно успокаивали вкладчиков, которые нас торопили, мол, быстрее направляйте дело в суд. Сложно было, но мы все же нашли очень много — изъяли и наложили арест на имущество на общую сумму 12 миллионов 800 тысяч гривен. Например, в Белогорском районе обнаружили что-то типа базы отдыха «Казачья застава», которую Казаченко построил на деньги вкладчиков, стоимостью 3,5 миллиона гривен. Нашли несколько квартир — в Евпатории, Джанкое, Симферополе, которые также приобретались за деньги вкладчиков. И много другого имущества, которое надо было оценить, оформить документацию. И все же вкладчики очень интересные люди, — улыбается Александр Николаевич. — После того как мы арестовали Казаченко, многие из них приходили и заявляли: «Что вы сделали? Зачем арестовали Казаченко?» — «Так вы же сами этого требовали», — говорю им. — «А как он нам теперь деньги вернет? Выпустите его на три дня, приставьте к нему милиционера, пусть Казаченко с нами рассчитается, а потом вы его назад в камеру посадите» Из-за юридической безграмотности нашего населения подобные финансовые пирамиды, точнее, аферы, наверняка, еще будут появляться. Есть и другая категория вкладчиков, которые считают: государство виновато в том, что вообще допустило существование такой организации, как КС «Южный». Хотя, по большому счету, их никто не заставлял нести туда свои деньги. Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
P. S. На днях «ФАКТЫ» сообщили, что небезызвестный Сергей Мавроди готовит новую пирамиду, но уже в интернете, рассчитывая привлечь в нее миллионы россиян. «Строитель» сомнительных финансовых схем недолго оставался без дела после того, как вышел на свободу. Свое новое детище он назвал МММ-2011. Тем, кто вновь поверит Сергею Мавроди, он обещает 20 процентов дохода от вложенных средств в месяц, а пенсионеры и инвалиды могут рассчитывать даже на 30 процентов. Причем сам Мавроди как бы остается в стороне. Все расчеты участники пирамиды производят между собой через электронную систему.