История современности

Актриса Любовь Тищенко: «Когда Сергей Филиппов умер, в газете отказались напечатать некролог, сославшись на то, что этот актер… никому не известен»

0:00 — 24 апреля 2010 eye 3589

Исполнилось 20 лет со дня смерти выдающегося артиста театра и кино, создавшего незабываемые образы в комедиях «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Карнавальная ночь»

Замечательный артист Игорь Дмитриев как-то сказал о Сергее Филиппове: «Нужно быть талантливым актером, чтобы в маленькой роли успеть сыграть все. Он блистательно умел это делать. Его роли помнят, а тексты повторяют до сих пор».

Сергей Николаевич, казалось, очень торопился жить. Его запои и загулы не раз становились темой обсуждения в актерской среде. Но случилась беда — болезни посыпались на Филиппова, как из рога изобилия. Несмотря на следовавшие одна за другой операции, Филиппов продолжал сниматься. Когда все же наступил необратимый момент прощания с большим кинематографом, знаменитый актер, сыгравший в кино более 100 ролей, оказался всеми забыт.

Однажды Михаил Боярский ехал на своей машине, увидел идущего куда-то больного Сергея Филиппова и предложил подвезти. Выяснилось, что Сергей Николаевич направлялся на вокзал, чтобы сдать купленный ранее билет и получить за него небольшую сумму денег. Потрясенный Боярский попросил Филиппова посидеть в машине, а сам зашел за угол, выбросил билет, отсчитал деньги и, вернувшись, отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный Филиппов спрятал купюры и сказал: «Миша, откладывай деньги сейчас. Потом мы никому не нужны… »

О выдающемся артисте «ФАКТАМ» рассказывает актриса Любовь Тищенко, которая ухаживала за Сергеем Филипповым в последние годы его жизни.

«Иногда он терял рассудок. Мог встретить меня на пороге в чем мать родила»

- Однажды профком киностудии «Ленфильм» выдал мне два рубля и поручил проведать Филиппова, — вспоминает Любовь Григорьевна.  — Не скажу, что Сергей Николаевич обрадовался моему приходу. Последняя жена Филиппова Антонина Георгиевна была не очень хорошей хозяйкой, поэтому в их квартире всегда царил беспорядок. По этой причине Сергей Николаевич даже врачей не любил пускать в свой дом. Телефон у них не работал. Казалось, сошлись два абсолютно одиноких человека. Сергей Николаевич очень трепетно относился к своей жене, ласково называл ее Барабулькой. Когда она умерла, Филиппов замкнулся в себе и вообще прекратил общение с внешним миром. Читал художественную литературу, слушал симфоническую музыку, в которой, казалось, просто растворялся, напрочь забывая обо всем на свете. Филиппова трудно было вытянуть на улицу. Люди сразу узнавали его, просили автограф. А иногда даже нахально требовали. Однажды Сергей Николаевич не выдержал и подрался с одним из наглецов. После того неприятного эпизода он старался избегать поклонников. Да и не в чем ему было выходить на улицу — ни одежды, ни обуви (он, кстати, носил ботинки 47 размера, где такие купишь в те перестроечные годы?). Денег у Филиппова тоже не было. Приходилось продавать мебель, посуду, книги.

Сергей Николаевич предпочитал лежать дома на диване. Доживать. Часто отказывался от еды. Тогда на выручку приходил его старый друг еще со времен балетного училища Константин Николаевич, который буквально заставлял Филиппова хоть что-то съесть. Они любили вместе вспоминать дела давно минувших дней. Филиппов жалел, что у него не сложилась балетная карьера.

- А с вами Филиппов любил поговорить «за жизнь?»

- Только если это было не в навязчивой форме. Он рассказывал мне, как голодал во время ленинградской блокады, как дрался за кусок хлеба. При его росте он весил тогда не больше 50 килограммов. Чудом выжил благодаря добрым людям.

- Сергей Николаевич снимался у многих известных режиссеров. Кто-то помогал ему?

- Насколько я знаю, никто. А просить Филиппов не любил. Пару раз звонил Гайдай, приглашал на съемки. Согласиться не позволяло здоровье — Сергей Николаевич часто ложился в больницу. Я приносила ему фрукты и сыр, иногда помогала медсестрам за ним ухаживать. У Филиппова очень болели руки. Простая процедура обрезания ногтей превращалась для него в пытку, потому что ногти были тонкими, как кожа. Нужно было срезать их очень осторожно.

Иногда Филиппов просто терял рассудок. Мог встретить меня на пороге своего дома в чем мать родила. Я пыталась его одеть, но тщетно. В ванной всегда лежала куча грязного белья. Я не могла навещать его часто, поэтому к моему следующему визиту грязной одежды всегда собиралось достаточно. Если я долго не приходила, Филиппов мог меня потом вообще не пускать, иногда даже накидывался с криком «Пошла вон отсюда! Зачем приперлась?!» Но я не обращала внимания. Понимала: это он так защищается. Кому приятно, когда чужие люди видят твою нищету?

«С первой своей женой и с сыном Филиппов не общался до конца жизни»

- Если не ошибаюсь, вы познакомились с Филипповым, когда он был в рассвете сил — в 1960-х годах.

- Сергей Николаевич пришел на «Ленфильм» на три года раньше меня, в 1965-м, сразу после того, как ушел из Театра комедии. Поначалу мы с ним просто здоровались. Но однажды оказались на съемках на юге. Наши гостиничные номера были рядом, и мы часто заходили друг к другу в гости. Филиппов любил травить анекдоты и байки. С ним было весело. Рядом всегда находилась жена Сергея Николаевича Антонина Георгиевна, жуткая ревнивица. Однажды разговор зашел об увлечениях. Я рассказала, что коллекционирую чашки. Филиппов пообещал подарить мне одну кружку, которую он привез из Европы. Но жена не позволила Сергею Николаевичу отдать ее мне. Так что отношения с супругой Филиппова у нас сразу не сложились.

Вскоре с Сергеем Николаевичем произошла неприятная история. Перед самым началом съемок фильма «12 стульев» у Филиппова стала прогрессировать опухоль головного мозга. Гайдай уже было передумал снимать Сергея Николаевича и пригласил на роль Кисы Воробьянинова Ростислава Плятта. Ростислав Янович блестяще прошел пробы, его утвердили. Но Филиппов заявил Гайдаю, что, несмотря ни на что, хочет сниматься. Леонид Иович был в замешательстве. Как объяснить ситуацию Плятту? Каким-то образом слухи дошли до Плятта, и тот благородно уступил роль Кисы Филиппову. В благодарность Гайдай доверил Ростиславу Яновичу читать текст от автора.

На съемках Сергея Николаевича мучили ужасные головные боли. Порой он из-за этого забывал слова. Сразу после съемок пришлось лечь на операционный стол. Ему сделали трепанацию черепа и удалили опухоль — к счастью, не злокачественную. Когда Сергей Николаевич пришел после операции на «Ленфильм», первым делом показал мне свою лысую голову. На макушке хорошо просматривалась впадина, затянутая тонкой кожей. Сам Филиппов видел в этом повод для шутки: мол, сколько мозгов удалили — и ничего, каким умным был, таким и остался.

Иногда Сергей Николаевич выпивал, хотя врачи ему запрещали — у Филиппова были удалены две трети желудка. Приходя в Дом кино с женой, он просил своих друзей отвлечь супругу и тогда спокойно пропускал рюмочку-другую коньячка. Как Антонина Георгиевна ни старалась, а уследить за мужем не могла. Ему всегда удавалось избавиться от ее плотной опеки.

- Почему у Филиппова не сложились отношения с сыном от первого брака?

- C первой женой Сергей Николаевич прожил больше десяти лет и расстался, потому что она эмигрировала в Америку. Филиппов не мог смириться с таким, как он считал, предательством. Полагал, что каждый гражданин должен быть верным своей родине. Сергей Николаевич хотел развестись, но не смог, ведь жена так и не приехала в СССР, чтобы подписать нужные бумаги (поэтому второй брак артиста был гражданским.  — Авт. ). До конца своих дней Филиппов не общался ни с ней, ни с сыном. Хотя сын и писал ему письма. Сергей Николаевич аккуратно складывал их в стопку, но… не распечатывал. После похорон Юрий приехал в Питер, поставил на могиле отца надгробный памятник. Он написал мемуары о папе под названием «Есть ли жизнь на Марсе?» (знаменитая фраза, которую произносил в фильме «Карнавальная ночь» герой Сергея Филиппова.  — Авт. ), снял о нем документальный фильм.

- Евгений Моргунов вспоминал о похоронах Филиппова: «Он умер один в своей квартире, и долгое время об этом никто не знал. Соседи обратились на «Ленфильм», но киностудия отказалась финансировать похороны. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. А на могиле написали его любимые стихи: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».

- К сожалению, у Сергея Николаевича не было ни костюма, ни даже ботинок, в которых мы могли его похоронить. На его сберкнижке не оказалось ни копейки. Мы обратились в одну из крупных газет с просьбой, чтобы о Филиппове напечатали некролог, но нам отказали, сославшись на то, что этот актер… никому не известен.

Филиппова похоронили на Северном кладбище Ленинграда рядом с Антониной Георгиевной, его второй женой. Проститься пришли лишь несколько человек. А уже на следующий день, откуда ни возьмись, появились люди, которые назвались друзьями Филиппова и начали растаскивать его вещи. Забрали все! Мебель, посуду…

Вот так закончилась жизнь великого актера. Мне его бесконечно жаль…

СПРАВКА «ФАКТОВ»

Сергей Николаевич Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в рабочей семье. В школе учился неважно, а в старших классах даже прослыл хулиганом. Как-то в отсутствие учителя он устроил химический опыт: смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. По всей школе распространился ужасный резкий запах, занятия были сорваны. В итоге горе-химика исключили из школы. Филиппов устроился учеником пекаря в частной пекарне, потом перепробовал еще несколько профессий, пока случай не привел его в балетную студию.

В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву — поступать в балетное училище при Большом театре. Однако там будущую звезду советского кинематографа не приняли, сославшись на отсутствие вакансий, и Филиппов поступил в эстрадно-цирковой техникум в Ленинграде. В 1933 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора оказалась очень короткой. Во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Филиппов поступил в эстрадный театр-студию.

В 1935-1965 гг. Сергей Филиппов был артистом Ленинградского Театра комедии. В 1965 году стал актером киностудии «Ленфильм». Наибольшую известность Филиппову принесли роли в фильмах «Укротительница тигров», «Карнавальная ночь», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию».

Сергей Филиппов был дважды женат, от первого брака имел сына. Умер 19 апреля 1990 года от рака.