В украинской столице завершились съемки десятисерийной картины по роману Михаила Булгакова
Ровно две недели в столице Украины шли съемки последних кадров картины режиссера Сергея Снежкина и продюсера Александра Роднянского «Белая гвардия». Работа над фильмом была начата еще в марте 2010 года, но проходила в основном в съемочных павильонах Питера, Москвы и на натуре в Выборге. Экранизировать известный роман Михаила Булгакова Роднянский мечтал давно. «Я всегда любил этот роман за размах, эпичность, которые сочетаются со щемящей душу историей крушения мира в отдельно взятой семье Турбиных», — признавался Александр Ефимович. Еще в юношеские годы, изучая топографию «булгаковского» Киева, будущий продюсер с друзьями любил ходить тропами Николки и Алексея Турбиных, бежавших от входящих в город петлюровцев. «Я знаю, что десять лет назад опытные киевские гиды даже водили такие экскурсии — «по стопам» героев Булгакова, — рассказал Александр Роднянский. — Но мы с друзьями разведывали эти маршруты много раньше. А в студенческие годы в нашем театре института имени Карпенко-Карого ставили спектакль, где мне даже довелось сыграть Мышлаевского »
Съемки картины проходили в исторических местах Киева. Российский актер Константин Хабенский, исполнитель главной роли Алексея Турбина, с удовольствием прогуливался по Владимирской горке рядом с памятником князю Владимиру. Там же собрали и массовку — сотню красногвардейцев с точными копиями винтовок Мосина начала ХХ века. Кстати, оружие пришлось везти из Одессы — в Киеве не нашлось необходимых 350 штук.
В доме №13 на Андреевском спуске (ныне — музей Михаила Булгакова), где по книге и живет семья Турбиных, съемки не проводились. В картине появятся лишь часть Андреевского спуска и «булгаковский» дворик. Кстати, старинный спуск к Подолу на четыре дня съемок приобрел ретродетали. На многих окнах были повешены деревянные ставни, на домах — номера и вывески начала ХХ века, а рядом с музеем Булгакова декораторами был построен забор. Говорят, владельцы художественной мастерской, что расположена напротив Дома-музея Булгакова, попросили даже оставить им ставни, чтобы любопытные зеваки по ночам не заглядывали в окна первого этажа. А зевак на съемках было предостаточно — еще бы, столь массовых и масштабных съемок в самом центре Киева давно не было! В столице высадился настоящий звездный десант: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Евгений Стычкин, Евгений Дятлов. Кстати, Николку Турбина в проекте сыграл 20-летний сын Евгении Добровольской и Михаила Ефремова Николай Ефремов. Это его дебют в большом кино. Николай Михайлович, как уважительно обращался к нему режиссер Сергей Снежкин, — студент Щукинского училища. Посмотреть на сына в деле приехала и Евгения Добровольская, сыгравшая в фильме Ванду Лисович.
Звездных капризов российские актеры не проявляли, правда, избегали общения с прессой и не раздавали автографы. Жесткую дисциплину на площадке требовал Снежкин. Даже в самые холодные дни, когда пришлось снимать «лето», никто не позволил себе и глотка спиртного. Правда, испытание «летом» пришлось пройти только актерам второго плана, звезд пощадили. Тротуары и мостовую «отапливали» кипятком и солью, а актерам давали по глотку холодной воды — чтобы изо рта не шел пар.
Вся съемочная группа, включая исполнителей главных ролей, жила в отеле «Вознесенский» на Андреевском спуске. Лишь Федор Бондарчук, приехавший в Киев всего на сутки, попросил поселить его в самом центре. Кстати, он был единственным, кто предъявил требования и к еде: Федор сразу заявил, что предпочитает вегетарианскую пищу. Михаил Пореченков же, напротив, налегал на мясо, борщ и вареники. Всех членов съемочной группы кормили прямо на съемочной площадке — без особых изысков, но качественно и непременно с горячими блюдами. В меню были суп, салат, мясо или рыба с гарниром. Чай и кофе на площадке наливали постоянно.
Сергей Гармаш смотрелся весьма органично в образе петлюровского полковника Козыря-Лешко — с усами, в кожухе и военных галифе. Актер уверенно держался в седле, хотя рысак ему достался с норовом и пару кадров таки загубил, не выполнив команды наездника. Кстати, тридцать лошадей — породистых и холеных — продюсеры арендовали в частных конюшнях. Еда на съемочной площадке была и для них — в свободное время лошадки с удовольствием жевали специально привезенное сено и корм.
«Петлюровцев» во главе с Сергеем Гармашем и Артуром Смольяниновым снимали в музее народного быта Пирогово. Режиссер и продюсеры выразили благодарность дирекции музея, Академии наук Украины и лично академику Борису Патону за разрешение съемок в Пирогово. «Я благодарен Киеву и киевлянам за то, с каким пониманием и терпением они отнеслись к съемочному процессу, — сказал Сергей Снежкин. — Ведь без Киева мы обойтись никак не могли. В романе Булгакова Город — не просто среда обитания героев, это один из важных образов »
Последние съемочные дни «Белой гвардии» проходили на Софийской площади. Движение транспорта не перекрывалось, но пешеходная часть площади была оцеплена. В массовке задействовали 350 человек, пять вагончиков для актеров постоянно сопровождали работу. Свой вагончик был и у продюсеров проекта — Сергея Мелькумова и Александра Роднянского. В перерыве между съемками там отдыхали Федор Бондарчук, Сергей Гармаш и Игорь Верник.
После киевского периода съемок группе еще предстоит месяц напряженной работы в Питере. Закончить картину должны в начале весны, а ждать премьеры, похоже, придется до Нового года. В планах продюсеров не только десятисерийный телефильм, но и полнометражная картина для кинопроката.