Наука и технологии

Все новые автомобили в Европе отныне обязаны иметь фары дневного света

17:24 — 11 февраля 2011 eye 1490

Ходовые огни, в отличие от ближнего света, не влияют на расход топлива и не разряжают аккумулятор, но окупятся они лишь после 40 тысяч километров пробега

Украина — одна из немногих стран Восточной Европы, где водителей не заставляют постоянно ездить с включенным ближним светом (хотя в проекте новых Правил дорожного движения есть такой пункт). А вот у наших соседей это считается серьезным нарушением. В Польше водителя, забывшего включить днем фары, могут оштрафовать на 50 евро. В Словакии — на 65, в Эстонии — на 190 евро (единственное исключение — Греция, где днем вообще нельзя включать свет). В конце прошлого года еще более сурово к этому вопросу стали относиться в России: ездить в светлое время суток с зажженными фарами там теперь заставляют не только по загородным трассам, но и по городским улицам. Нарушителей могут оштрафовать на сумму порядка 200 гривен.

Вообще же моду на включенный днем свет еще в начале 1970-х годов завели шведы. Они первыми заметили, что автомобиль с зажженными фарами привлекает к себе больше внимания. Вдобавок другие водители и пешеходы замечают такую машину раньше. Впрочем, по мере распространения «моды на свет» по всей Европе у нее появились и свои противники. Часть экспертов заявили, что водители со временем привыкают к зажженным фарам, теряя прежнюю «остроту восприятия». Мало того, автомобилисты начинают меньше обращать внимание на любые другие, «не обозначенные» светом объекты, например, на пешеходов или велосипедистов.

Тем не менее правило «ближнего света» прижилось почти по всей Европе. В Украине одно время также пытались ввести подобное новшество, но этому помешал большой автопарк дряхлых «жигулей» и прочих «нашемарок». Постоянно включенный свет чреват для «старичков» разрядкой аккумулятора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем временем проблема повышенного расхода топлива (а фары современного автомобиля «съедают» примерно 0,2 литра бензина на сто километров пробега), а также лишней нагрузки на электросеть не давала покоя и европейцам. Ее решение было найдено недавно с появлением светоприборов на диодах. Диодные фары потребляют в десять раз меньше мощности по сравнению с обычными, а служат намного дольше. Как результат, с этой недели европейские автопроизводители в обязательном порядке должны ставить на все свои новые автомобили, кроме обычных и противотуманных фар, дневные ходовые огни (у них, в отличие от галогенных ламп, резкий холодный цвет). Владельцы машин с дневными фарами смогут не включать ближний свет в светлое время суток. Вместе с тем хозяевам автомобилей, выпущенных до 2011 года, дополнительно устанавливать ходовые огни не придется. Они, как и прежде, обязаны ездить с ближним светом.

Понятно, что украинских водителей новые требования не касаются. Но эксперты считают, что включенные днем фары — это такой же элемент безопасности, как и пристегнутый ремень. Он нужен в первую очередь не государству или ГАИ, а нам самим. Ведь, по статистике, «подсвеченные» автомобили реже попадают в аварии. Установить дневные ходовые огни в некоторых случаях можно, даже не обращаясь в сервис. Стоимость комплекта от известного производителя колеблется в пределах 100-300 долларов. Увы, в качестве замены ближнего света ходовые огни окупятся не скоро. По расчетам экспертов «За рулем», это произойдет примерно после 40 тысяч километров пробега. Так что ставить ходовые огни или ездить с ближним светом, каждый должен решать сам. Главное, не использовать в качестве замены противотуманные фары. Их можно включать только в условиях действительно плохой видимости, а в ясную погоду противотуманки из-за своего рассеянного пучка света слепят других водителей.

Многие украинские автолюбители уверены, что фары нужно включать только ночью. Но это не так. В Правилах дорожного движения четко сказано, что водитель обязан использовать ближний свет не только в темное время суток, но и в условиях недостаточной видимости (например, в туман, снегопад, сильный дождь) независимо от степени освещенности дорог! За нарушение предусмотрен штраф от 425 до 510 гривен.