Украина

Вице-премьер-министр Сергей Тигипко: «Работающим пенсионерам ни отменять, ни ограничивать пенсию не будут»

15:11 — 14 февраля 2011 eye 3741

16 февраля должны состояться парламентские слушания законопроекта о пенсионной реформе

«Пенсионные революции», прокатившиеся почти по всей Европе, наконец достигли нашей страны. Закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» уже прошел общественные слушания. И в среду — 16 февраля — будет обсуждаться в парламенте. По-прежнему ли правительство намерено повышать пенсионный возраст? Отменят ли спецпенсии и пенсии работающим пенсионерам? Эти вопросы «ФАКТЫ» переадресовали вице-премьер-министру Украины Сергею Тигипко.

«После реформы сведения о зарплате за любые пять лет до 2000 года станут учитывать только по желанию человека»

 — Сергей Леонидович, говорят, после общественных слушаний правительство вообще отозвало законопроект…

 — Ой, что только не говорят… Законопроект правительство не отзывало. А вот что касается его доработки, то после совещания с премьер-министром будет принято решение: станем ли мы вносить поправки, отзывая закон, или же мы их сможем учесть в рабочем порядке — после первого чтения.

— И много поправок?

 — Пока что есть около десяти позиций, которые нужно рассмотреть. Например, необходимо обсудить вопрос о том, какой процент зарплаты будут составлять пенсии госслужащих и к ним приравненных научных работников, журналистов. Законопроект предполагает уменьшить пенсионные выплаты с нынешних 90 до 80 процентов заработка. Однако нам предложили оставить действующий коэффициент замещения для низкооплачиваемых категорий. То же касается и коэффициента замещения для военнослужащих.

— А для обычных пенсионеров есть новости?

 — Что касается обычных пенсий, то был поднят вопрос о том, заработки за какой именно период нужно принимать во внимание при их назначении.

— В проекте сказано: учитываются только зарплаты с 1 июля 2000 года, которые находятся в системе персонального учета взносов.

 — Да. Но было предложено дать людям возможность по их желанию дополнительно предоставлять данные о заработках за любые пять лет до 2000 года.

— То есть, как и сейчас, будут принимать во внимание заработки за два периода.

 — Нет. Сегодня подача справок за пять лет до 2000 года является обязательной. А после реформы сведения за этот период будут учитываться только по желанию человека.

— Так почему бы не оставить все, как есть: справка за период и до 2000 года, и после?

 — Есть две большие проблемы. Первая: за последние десять лет многие предприятия просто исчезли. Людям фактически негде брать справки за пять лет до 2000 года. Им приходится бегать по архивам, делать запросы в другие города.

Вторая проблема — это то, что сведения, указанные в таких справках, невозможно проверить. Очень много злоупотреблений: существуют специальные компании, занимающиеся, скажем так, «изготовлением» справок с высокими заработками для назначения пенсии. Бывали случаи, когда люди приносили документы, заверенные печатями предприятий, которые никогда не существовали. Понимаете, у нас создано поле для мошенничества, и потом людям выплачиваются пенсии, которых они не заработали, в ущерб другим.

«Если женщина уйдет на пенсию в 55 с половиной лет, ей заплатят на 2,5 процента больше, если в 56 лет — на 5 процентов, если в 58 — на 15 процентов»

 — Были вопросы и по поводу увеличения пенсионного возраста, — продолжает Сергей Тигипко.

— О! Они были у всех!

 — Да, шаг непопулярный, но неизбежный. Почти все страны Европы за последние три-четыре года увеличили пенсионный возраст. Причем как для мужчин, так и для женщин. Например, Эстония, которую я недавно посетил, уже подняла возраст выхода на пенсию до 63 лет. И изучает возможность увеличить его до 65 лет.

— Ну, это совсем радикально.

 — Да. Мы не будем делать столь резких шагов. Более того, намерены еще смягчить грядущие преобразования. В частности, предлагается увеличить переходной период для военнослужащих-контрактников: повышать выслугу лет с 20 до 25 лет на протяжении не пяти, а десяти лет.

Также мы хотим сделать постепенным переход для мужчин-госслужащих: увеличить им пенсионный возраст с 60 до 62 лет не одномоментно с

2013 года (как предусмотрено законопроектом), а на протяжении четырех лет, ежегодно повышая его на полгода.

— То есть мужчины-госслужащие до 62 лет вообще не смогут уйти на пенсию?

 — Смогут. В 60 лет. И им будут платить обычную пенсию — по закону о пенсионном страховании. А вот уже в 62 года они получат право на пенсию госслужащего.

— Что-то мы все о мужчинах да о мужчинах. А как же женщины, которым повышают пенсионный возраст на целых пять лет? Это положение осталось?

 — Осталось, пенсионный возраст для женщин будет увеличен с 55 до 60 лет. Внедрять это мы будем постепенно — на протяжении десяти лет, каждый год повышая пенсионный возраст на полгода.

— Кстати, а почему женщинам пенсионный возраст увеличивают, а мужчинам — нет?

 — По многим причинам. Например, у мужчин обычно пенсия выше, чем у женщин. Так, по итогам 2010 года средняя пенсия мужчин составила 1327 гривен, а женщин — 872 гривни. И это во многом обусловлено тем, что у женщин меньше стаж. Выходя на пенсию позже, они смогут обеспечить себе выплаты повыше.

Кроме того, давайте не забывать о тех компенсациях, которые мы предлагаем женщинам за повышение пенсионного возраста.

— О каких компенсациях идет речь?

 — Всем женщинам, родившимся с 1 февраля 1956 года по 31 июля 1960 года, то есть тем, кто уйдет на пенсию во время переходного периода, за каждые шесть месяцев более позднего (начиная с 55-летнего возраста и до 60 лет) выхода на пенсию будет установлена надбавка в размере 2,5 процента.

То есть если женщина уйдет на пенсию в 55 с половиной лет, она будет получать на 2,5 процента больше. Если в 56 лет — на 5 процентов, если в 58 — на 15 процентов. Вышедшие на пенсию в 60 лет могут получить надбавку до 25 процентов.

— Хочу уточнить, это проценты начисленной пенсии или минимальной?

 — Начисленной. Допустим, насчитают женщине пенсию 1000 гривен. Значит, за выход на полгода позже надбавка составит 25 гривен, на год — уже 50 гривен, на 5 лет — 250 гривен.

— А если, уйдя на пенсию, она продолжит работать, надбавку все равно будут платить?

 — Эту надбавку будут платить независимо от того, работает женщина или нет.

«Все изменения, предусмотренные реформой, не касаются людей, уже вышедших на пенсию. Ни одна выплата не будет уменьшена»

— Кстати, о работе: по стране усиленно курсируют слухи, что работающим пенсионерам перестанут платить пенсии. Или оставят только половину.

 — Пенсии работающим пенсионерам ни отменять, ни ограничивать не будут. Всем им положена полная пенсия — та, которую начислили. Исключение составляют только госслужащие и десять категорий лиц, которые к ним приравнены.

— Им не будут платить пенсию?

 — Будут. Но пока они работают, им станут выплачивать обычную страховую пенсию. И только после увольнения люди получат право на полную пенсию по закону о госслужбе.

— Это касается новых пенсионеров или также тех госслужащих, которые уже на пенсии?

 — Нет. Все изменения, предусмотренные пенсионной реформой, не касаются людей, уже вышедших на пенсию. Ни одна выплата не будет уменьшена.

— Сохранится ли возможность каждые два года проводить перерасчет работающим пенсионерам?

 — Да, хотя с этим у нас есть определенные проблемы. Дело в том, что люди, которые после выхода на пенсию трудоустроились и проработали два года, после перерасчета получают намного больше, чем те, кто работу найти не смог. И это не потому, что их стаж увеличился на два года. Проблема в самом механизме перерасчета.

Как при назначении, так и при перерасчете пенсий применяется средняя зарплата за предыдущий год. А ведь она у нас ежегодно увеличивается на 300-500 гривен. Поэтому те, кто подал документы позже, остаются в выигрыше исключительно за счет удачной «статистики». И это не совсем справедливо.

— Вы собираетесь это как-то исправить?

 — Да. Мы предлагаем норму, при которой и назначение пенсий, и их перерасчет работающим людям будет производиться с учетом средней зарплаты не за один, а за три года до выхода на пенсию.

— Многие считают, что для проведения реформы достаточно упразднить все большие пенсии…

 — А мы и вводим ограничение для всех без исключения пенсий. Максимальная выплата будет составлять 12 минимальных пенсий. В настоящее время это около 9 тысяч гривен. Но это положение коснется только тех пенсионеров, которые выйдут на заслуженный отдых после проведения реформы.

— Значит, максимальным размером не будут ограничивать пенсии тех спецпенсионеров, которые уже на заслуженном отдыхе?

 — Ограничить уже назначенные пенсии нам запрещает 22 статья Конституции Украины. И это подтвердил в 2007 году Конституционный суд: ранее назначенные льготы и гарантии не могут быть уменьшены.

— Много ли людей сейчас получают пенсии выше максимального размера?

 — Не так много, как кажется. Из почти 14 миллионов пенсионеров только у 3 тысяч 872 человек пенсия превышает 10 тысяч гривен. Кроме того, нельзя не отметить, что из них 870 человек — это Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Украины и другие люди, имеющие особые заслуги перед Родиной.

Для того чтобы сократить разрыв, высокие пенсии не будут индексировать. Понятно, что пенсионная реформа должна восстановить социальную справедливость. Но могу сказать, что во многих странах Европы существуют специальные пенсии. Подобным образом стимулируют военных, прокуроров, госслужащих и пока не могут от таких выплат отказаться. Впрочем, европейцы постепенно переводят стимулы в сектор заработной платы.

— То есть?

 — Чтобы удержать специалистов на той же военной или государственной службе, в бюджетном секторе, им необходимо предложить большую зарплату, способную конкурировать с частным сектором. Тогда и специальных пенсий не понадобится: у людей будет высокая пенсия за счет высоких зарплат.

— Ну до высоких зарплат в бюджетной сфере нам еще далеко. Зато законопроект предусматривает выплату бюджетникам пособия при выходе на пенсию.

 — Вы правы. Врачам, учителям и работникам культуры, которые заняты в бюджетной сфере, при выходе на пенсию предусмотрена выплата пособия в размере десяти пенсий. Сейчас мы также рассматриваем возможность распространить это на учителей и врачей, работающих в социальных службах.

— Когда вы говорите «учителей», имеется в виду только преподавательский состав или все работники школы: библиотекари, воспитатели, завхозы, повара?

 — Все категории сотрудников, которые по действующему законодательству имеют право на пенсию по выслуге лет.

— Понятно. Кстати, о спецпенсиях. Может, их стоит финансировать из бюджета, чтобы не выплачивать за счет простых людей?

 — В бюджет тоже платят обычные люди. Вся наша казна — это деньги налогоплательщиков. Мы хотим вынести на обсуждение другой вопрос — перенести на бюджет доплату до минимальной пенсии. Дело в том, что у нас в стране существует минимальный порог выплат, меньше которого люди не получают. С 1 января это 750 гривен. И если человеку при его заработке и стаже полагается пенсия в размере 500 гривен, то мы все равно ему платим 750 гривен. А ведь у нас огромная проблема с предпринимателями: поскольку они не платили взносы в Пенсионный фонд, то им по закону начисляют пенсию в размере 200-300 гривен. А получают они, как все, не ниже 750 гривен. Возникает вопрос: кто покрывает разницу? Мы с вами. Потому и предлагается переложить суммы доплат на бюджет. В 2011 году они могут составить около 25 миллиардов гривен.

— Ничего себе! Фактически сумма дефицита Пенсионного фонда за 2010 год.

 — Совершенно верно. Только одним этим решением мы можем сделать Пенсионный фонд бездефицитным. Беда в том, что такие деньги еще нужно найти в бюджете…

— Когда можно ждать старта пенсионной реформы?

 — Чем раньше, тем лучше. В среду, 16 февраля, у нас пройдут парламентские слушания. С учетом всех пожеланий и предложений мы надеемся уже вскоре провести первое чтение законопроекта. А в марте принять его в окончательном варианте.

— То есть с 1 апреля уже можно ожидать перемен?

 — Не исключено.

— И те женщины, которые рассчитывали выйти на пенсию весной…

 — … возможно, выйдут на заслуженный отдых осенью. На полгода позже и с немного более высокой пенсией.