В субботу завершил свою работу 61-й Берлинский международный кинофестиваль. Жюри под председательством популярной актрисы Изабеллы Росселини определило победителей. К сожалению, фильм российского режиссера Александра Миндадзе «В субботу», который снимался в Украине и рассказывает о том, что происходило в Припяти 26 апреля 1986 года, остался без наград, хотя и входил в тройку фаворитов фестиваля.
Триумфатором «Берлинале-2011» стала драма иранского режиссера Асгара Фархади (на снимке вверху) «Надер и Симин разводятся» , которая как лучший фильм получила главный приз — «Золотого медведя». Кроме того, «Серебряным медведем» был награжден весь актерский ансамбль, снимавшийся в картине.
Итог был в принципе предсказуем. Таким способом жюри и организаторы «Берлинале» еще раз выразили свою поддержку иранскому режиссеру Джафару Панахи, который был арестован у себя на родине после того, как дал согласие войти в состав жюри фестиваля. Его кресло на протяжении всех конкурсных показов оставалось пустым. Решили не искать замену для Панахи. Более того, в Берлине была устроена ретроспектива его фильмов, которая прошла при полных залах. 38-летний Асгар Фархади подписал петицию в поддержку оказавшегося в немилости коллеги. И сам стал опальным у себя на родине.
Поэтому, когда после демонстрации «Надер и Симин разводятся» оказалось, что это по-настоящему сильный, глубокий фильм, стало ясно, что Фархади без приза не останется. Но до последнего дня фестиваля сохранялась интрига, кто получит «Золотого медведя» — иранская драма или венгерская? Мэтр венгерского кинематографа Бела Тарр привез в Берлин удивительный фильм «Туринская лошадь». В его основу положен исторический факт. В 1889 году на площади в Турине философ Фридрих Ницше увидел, как пожилой мужчина нещадно хлещет обессилевшую лошадь, которая отказывалась идти дальше. Ницше подбежал к животному и обнял за шею. Философ со слезами умолял старика не бить лошадь. Несколько человек с трудом оттащили хорошо одетого господина в сторону. Фридрих потерял сознание. А когда дома очнулся, выяснилось, что он лишился рассудка. Философа поместили в
Тарр дает возможность увидеть эту странную историю глазами хозяина лошади и его дочери. Старая кляча — их единственная кормилица. Пожилой туринец с покалеченной рукой занимается извозом. И бьет он лошадь не из-за того, что жесток, а потому, что ему нужно доставить пассажира на место. В противном случае придется вернуть деньги. После инцидента на площади лошадь больше не выйдет из сарая, где ее держат. Для мужчины и его дочери это означает упадок, смерть, конец света.
Критики в один голос утверждали, что венгр снял глубокую притчу, величественную в своей библейской простоте. Европейская пресса твердила: лучшего претендента на «Золотого медведя» просто нет! 55-летний Бела Тарр к тому же заявил, что «Туринская лошадь» — его последний фильм.
Однако желание поддержать иранских кинематографистов оказалось сильнее. Венгерский фильм получил Гран-при - второй по значимости приз «Берлинале». Тарр был настолько расстроен, что не скрывал эмоций, получая награду. Некоторые даже сочли его грубым. Статуэтку Беле вручал член жюри фестиваля, культовый канадский режиссер и оператор Гай Мэддин. Венгр бросил ему в лицо: «Ты соврал!» и ушел со сцены, отказавшись произносить благодарственную речь. Что обещал Мэддин Тарру и не сделал, так и осталось загадкой. Приз за лучшую режиссуру получил немец Ульрих Келер за фильм «Сонная болезнь», который пресса сочла скучным.
(На фото слева) Популярная немецкая актриса Диана Крюгер, известная по фильмам «Сокровища нации» и «Троя», появившаяся на церемонии закрытия «Берлинале-2011», вызвала ажиотаж среди репортеров
Самыми обсуждаемыми работами, представленными на «Берлинале-2011», стали внеконкурсные документальные ленты «Пещера забытых снов» Вернера Херцога и «Ходорковский» Кирилла Туши. Херцог, за которым давно уже закрепилась репутация эксцентрика, добился разрешения снимать в закрытой для всех, кроме ученых, французской пещере Шове, где в 1994 году были обнаружены древнейшие наскальные рисунки. Их авторы жили примерно 35 тысяч лет назад. А Херцог утверждает, что именно этих пещерных людей следует по праву считать изобретателями формата 3D!
Стены в пещере неровные, рельефные. Рисунки выпирают и вдруг проваливаются. При определенном освещении и угле просмотра очевиден эффект объемности изображения. А один из древних художников нарисовал лошадь с восемью ногами. Таким образом он пытался передать бег животного. Вот вам и начало кинематографа, считает Вернер Херцог.
Кирилл Туши и его фильм «Ходорковский» стали главным скандалом «Берлинале-2011». Немецкий режиссер с российскими корнями работал над лентой более пяти лет, рискуя при этом жизнью, как он считает. И за неделю до мировой премьеры единственная смонтированная и подготовленная к показу копия была украдена из берлинской студии! Туши склонен верить полиции, которая считает эту историю обычным криминалом. Западная пресса увидела в
В интервью Би-би-си Кирилл Туши рассказал, что не ставил перед собой «задачу выяснить, кто прав и кто виноват в истории с Ходорковским». «Я не хочу дискуссии в черно-белых тонах. И не пытайтесь задавать мне вопрос, на чьей я стороне. Я не собираюсь геройствовать. Всего-навсего хочу начать дискуссию о Ходорковском. Считаю, что необходим диалог между Западом и Россией, и надеюсь, что мой фильм может стать одним из элементов такого диалога » — подчеркнул режиссер.
Больше всего Кирилла удивило отношение многих известных россиян к его желанию снимать фильм о Ходорковском. Например, политик Григорий Явлинский посоветовал Туши сделать картину о русской природе. А если непременно хочется показать русский характер, то лучше взять в качестве героя человека, который умер лет этак 150 назад.
«Если я начал дело, то привык доводить его до конца, — говорит Туши. — Я был по-немецки пунктуален и педантичен. Настойчиво запрашивал разрешения на все съемки, поездки, интервью Не мог себе даже представить, насколько сложным окажется этот проект. Сначала думал снять игровой фильм, но российская действительность оказалась куда ярче любой постановочной картинки! Представьте себе, приезжаем мы в Читу, в четыре утра выходим из поезда, а на платформе стоит какой-то тип и громко говорит по мобильному телефону: «Вижу трех человек на платформе!» Забавно, правда? А дальше, прямо как у Джеймса Бонда: до самого дома за нами следовала машина с притушенными фарами. Я понял так, что это было местное отделение ФСБ »
Совсем страшно режиссеру стало, когда в Лондоне погиб Александр Литвиненко. «Друзья звонили мне по нескольку раз в день. Советовали паковать вещи и возвращаться в Германию. Но я продолжил работу » — говорит Кирилл.
С Ходорковским он разговаривал всего один раз, минут десять. Удача улыбнулась уже в самом конце работы над фильмом. Судья неожиданно дал разрешение на интервью. Было это в прошлом году, когда Ходорковского доставили в Москву для проведения второго судебного процесса над ним. «Оператора со мной не было, так что снимал я сам. Вооруженные охранники за спиной время от времени постукивали меня по плечу — мол, время подходит. После многих лет размышлений я вдруг забыл все свои вопросы » — вспоминает Туши. Собравшись с мыслями, Кирилл задал главный, как ему кажется, вопрос: «Михаил Борисович, почему вы вернулись в Россию?» Бывший миллиардер улыбнулся и ответил, что не хотел оставлять в заложниках своего партнера и друга Платона Лебедева, которого арестовали несколькими месяцами раньше. А еще хотел доказать свою правоту в суде, и что умный человек всегда находит выход из ситуации, а мудрый в нее не попадает. «Возможно, я оказался недостаточно мудрым » — сказал Ходорковский с улыбкой. Этими словами и заканчивается фильм Кирилла.