Происшествия

Самоубийство мелитопольского вундеркинда: влияние секты или вера в переселение душ?

8:00 — 25 февраля 2011 eye 4783

Среди ежедневных сообщений о ДТП, трагедиях на железных дорогах, взрывах и обрушениях весть о суициде студента Запорожского национального университета могла бы пройти незамеченной, если бы не стало известно имя погибшего — Сергей Резниченко.

В свои 18 лет Сергей учился на четвертом(!) курсе, в начальной школе дважды перепрыгнув через класс и став выпускником в 15 лет. Что подтолкнуло неординарного юношу к такому поступку, пытаются понять окружающие…

«Он только по документам считался Сережей, а второе имя — Миша — получил при крещении»

Своего юного земляка в эфире интеллектуальной игры «Самый умный» мелитопольцы впервые увидели в декабре 2005 года. Симпатичный бойкий мальчуган тогда попал в тройку финалистов, что было нелегко, ведь блеснуть знаниями приезжают самые эрудированные ребята из Украины и России.

Телефон семьи Резниченко стали осаждать журналисты, желающие поговорить с призером, в том числе и автор этих строк, вот только напроситься на визит не удалось никому: мама вундеркинда сама была немногословной и решительно пресекла все попытки пообщаться с сыном. Удалось только узнать, что родители Сережи — педагоги по образованию и мама учила первенца говорить и читать практически одновременно, используя свою особую методику.

 — Миша был очень одаренным, — вспоминает его бывший классный руководитель из гимназии № 5 Елена Черкашина. И, спохватившись, поясняет: — Ну, вы же знаете, что он только по документам считался Сережей, а второе имя — Миша — получил при крещении? Так его и называли у нас, и тетрадки он тоже подписывал Мишей. У него были сверхспособности! Он участвовал в олимпиадах и конкурсах, очень много читал, в сочинениях писал не цитаты из учебников, а свои мысли. При этом Миша учился в одном классе с ребятами старше его на два года. Читал интересные книги, которых его товарищи просто не понимали. Я даже думала, что поступать будет на филфак, однако он выбрал экономику.

Сначала я видела его в передаче «Самый умный», когда он был еще школьником, а потом — прошлой осенью, уже студентом университета. Мне было интересно, кто же с ним в этот раз приехал на игру, потому что ребенком его ни мама, ни папа не сопровождали, по крайней мере, операторы передачи никогда их не показывали, хотя всегда демонстрируют, как переживает в зале «группа поддержки». И в студенчестве Мишу, видимо, поддерживали только друзья.

Он настолько свободно вел себя с ведущей программы Тиной Канделаки, так увлеченно рассказывал о своих интересах и даже о личной жизни, что я решила: слава Богу, у Миши-Сережи все нормально, он уже в провинциальный Мелитополь не вернется… Я радовалась, что для него началась другая жизнь: богатая университетская библиотека, друзья-студенты, любимая девушка. Была уверена, что его стопроцентно оставят на кафедре или отправят в Киев. И вдруг такое страшное сообщение! Что побудило — не могу понять. Несчастная любовь? Но Сережа не был настолько романтиком, он был прагматиком и еще с младших классов знал, чего хочет в этой жизни и кем будет. Он умел и выигрывать, и проигрывать, при этом всегда вел себя достойно. Может, ему слегка не хватало любви, внимания? Быть вундеркиндом и опережать свой возраст нелегко: сложно строить отношения в классе, потому что дети разные, некоторым не нравится чужая уверенность в себе. С точки зрения физиологии тоже нехорошо — он слишком рано повзрослел, забрали у него чуть-чуть детства…

 — Мальчик был необыкновенно силен в математических, точных науках, и, обратив на это внимание еще в седьмом классе, я начала готовить его к конкурсам, — охотно рассказывает преподаватель физики Галина Лобач.  — Он стал победителем на городской олимпиаде юных физиков и по рейтингу прошел на областную. Правда, в первый день, когда сдавали теорию, растерялся и выступил гораздо хуже своих возможностей. Зато во второй день, экспериментальный, собрался, мобилизовался и занял бесспорно первое место, равных ему просто не было! В итоге ему досталось обидное 4-е место, потому что до «бронзы» не хватило всего полбалла…

Сережа рос добрым и отзывчивым, правда, некоторый барьер между ним и соучениками поставило его двойное имя. Но это сугубо личное… Кстати, в моем первом выпуске 85-го года учился его папа — Сергей Резниченко-старший. Он тоже хорошо успевал, но отдавал предпочтение языкам и после школы поступил в педагогический университет на романо-германскую филологию. Помню, мы так этим гордились! Сначала он работал в университете, а потом, кажется, в бизнес ушел… И тоже со временем стал сторониться остальных, на школьные встречи не приходил.

«Во время урока Сергей мог читать под партой более интересную, чем учебник, книжку»

Способный мальчик вскоре продолжил учебу в гимназии Ь 10. О причинах перевода талантливого ребенка педколлективы предпочитают не распространяться. Но, насколько стало известно «ФАКТАМ» из источников, заслуживающих доверия, на теле мальчика учителя заметили следы домашнего «воспитания», и родители, избегая расспросов, в срочном порядке забрали его документы…

 — Так как Сережа был младше остальных на два года и невысокого росточка, мы его всем классом «усыновили», — рассказывает классный руководитель Татьяна Слюсарь.  — Это был очень дружный коллектив, к мальчику все относились хорошо. Но у Сережи были свои чудачества — например, на уроке он читал под партой что-то более ему интересное, чем учебник. А когда у его одноклассников появились свои подростковые шутки и увлечения, он оставался на вторую смену и играл с ровесниками и младшими детьми, которые смотрели на него с восторгом. Со временем мы заметили, что Сергею становится труднее, потому что он впитывал много знаний, но, как бы это сказать, не раскладывал по «полочкам». Кроме того, на таком предмете, как литература, понимание сути, душевные переживания героев его не трогали. И он перестал получать высокие оценки. Вот в этом беда всех вундеркиндов — детей, вырванных из среды ровесников.

На какие-то развлечения у юного дарования времени не было: параллельно со школой он занимался в городской Малой академии наук.

 — Да, мальчик был способный, любознательный, много читал, много знал, — так отзывается о Сереже директор Лидия Дядченко.  — У нас он посещал секцию биологии. На Всеукраинском конкурсе защиты научных работ занимал призовые места, его за это даже премировали компьютером! Только у него не очень получалось с детьми контактировать. А в старших классах он перешел в педагогический лицей «Творчество» и у нас уже не появлялся.

Действительно, Резниченко и во второй гимназии надолго не задержался — мама сообщила, что устраивается в лицей «Творчество» преподавателем английского языка, туда же переводит и сына, чтобы был под присмотром. Однако в лицее «ФАКТАМ» уточнили, что учительницей здесь она не работала ни дня…

Без диктофона и на условиях анонимности многие собеседники деликатно намекали на то, что дома развитие ребенка форсировали искусственно, ожидая от него все больших успехов. И создавалась некая пропасть между желаемым и реальностью. Учителя школ, откуда Сережа-Миша ушел, не раз вспоминали его, строя догадки, как же сложится судьба этого ребенка. Конечно, все надеялись, что он проявит себя, станет известной личностью. Но самые проницательные замечали сложности и опасались, «как бы чего не вышло». Вот только такого финала не ожидал никто…

«На вопрос телеведущей, чего бы ему хотелось больше всего в 35 лет, Сергей ответил неожиданно: «Свободы»

От родного Мелитополя до областного центра, где учился Сергей, 120 километров и всего 2,5 часа езды на электричке. Говорят, что домой он ездил нечасто, потому что семья жила небогато, воспитывая еще двоих младших детишек. К началу февраля общежитие опустело, студенты разъехались на каникулы по домам. Кто-то из соседей видел, что Сергей еще в три часа ночи 1 февраля сидел за компьютером (он проводил за ним немало времени). Но момента, когда он вышел в коридор, разбил сковородкой окно и выпрыгнул вниз, не заметил никто. Его бездыханное тело обнаружили утром пришедшие на работу дворники.

 — Это большое горе не только для семьи, но и для нашего университета, — говорит декан экономического факультета Запорожского национального университета Алла Череп. — Этот юноша мог бы вырасти в руководителя какого-либо предприятия. В школьные годы Сергей был «самым умным», но если брать его учебу в университете, то да — он хороший парень, талантливый, но для того, чтобы чего-то достичь, кроме таланта надо еще много трудиться. Мы проанализировали успеваемость с первого семестра: средний балл у него не 5, а 4.

Может, причиной нервного срыва стало то, что на него возлагали очень большие надежды, а он не смог учиться в университете так, как хотели родители? — перебирает возможные причины Алла Васильевна.  — Но все равно я считаю, что это не повод, чтобы совершать такой поступок.

Папа Сережи был у меня 1 февраля и сообщил, что накануне разговаривал с сыном. У того якобы произошел разрыв с девушкой из Санкт-Петербурга, с которой Сергей познакомился на съемках телепередачи «Самый умный». Они переписывались в интернете, и он вроде собирался к ней ехать, но девушка решила порвать отношения. Не это ли стало причиной? Еще студент пожаловался отцу на головную боль, а затем два дня с ним не было телефонной связи — может, стоило узнать почему?

Его сокурсники говорили, что первые два года учебы Сергей был более общительным, а на третьем-четвертом курсах как-то замкнулся в себе. Мы написали письмо родителям о том, что у их сына есть недопуск до сессии. Так всегда делается, но кто знает, как его родители к этому отнеслись? И все же я сомневаюсь, что учеба послужила поводом для самоубийства. Вот смотрите: 29 января закончилась сессия, после этого студенты имеют право на протяжении трех недель пересдать задолженность! То есть время для пересдачи у этого способного парня было.

На Сережиной страничке социальной сети «В Контакте» среди четырех десятков видеороликов с мультиками-анимашками, трогательными сюжетами о котятах и перлами политиков размещена запись передачи «Самый умный» — «Золотая Лига», состоявшейся 12 ноября прошлого года. В кадре — приятный юноша, который не медлит с ответами, искренне улыбается и слегка щурится, вглядываясь в экран с заданиями. О себе сообщает: «Учусь, стипендию получаю, на жизнь хватает, также работаю в трейдинговой компании на бирже с курсами валют».

На вопрос Тины Канделаки, чего бы ему хотелось больше всего, если бы уже исполнилось 35 лет, Сергей отвечает неожиданно: «Свободы». Поясняет: «В современном мире не свободен, к сожалению, никто. Можно достичь только какой-то меры свободы — от материальных и моральных привязанностей, законов и нужд. То есть современный человек нуждается во многом и не все себе может позволить, и не каждый человек может себе позволить то, что он хочет. А свобода — это выполнение любого желания без каких-либо проблем».

Что еще могло побудить перспективного юношу свести счеты с жизнью? Среди возможных версий — влияние некоей религиозной секты (после гибели в компьютере обнаружили записку со словами на латыни «Я Бог»), хотя никто не смог уточнить, какую религию исповедовал парень с двойным именем. Или же увлечение теорией о переселении душ, реинкарнации (говорят, накануне трагедии Сергей упоминал, что уходящему из жизни прощаются все его грехи и долги). Вроде бы он хотел родиться заново и быть… обычным ребенком.

Милиция, убедившись в суициде, докапываться до истинных причин трагедии не стала. Десять дней работала университетская комиссия. Вывод: «… Имел место несчастный случай бытового характера. Со стороны вуза не было никаких нарушений нормативно-правовых актов, которые могли бы стать его причиной».

Случай с Сергеем, увы, не исключительный. На днях в интернете появилось сообщение о том, что студент Московского госуниверситета покончил с собой, выпрыгнув из окна 28-го этажа знаменитой высотки на Воробьевых горах. По предварительным данным, причиной самоубийства стал несданный зачет. А в ночь на 16-е февраля в Бердянске Запорожской области 20-летний студент одного из местных вузов повесился на территории торговых рядов, где в летнее время продают сувениры. Накануне происшествия он позвонил родителям и сообщил, что больше не собирается быть для них обузой.