Цены на заправках пока остаются стабильными, но большинство экспертов утверждают, что это затишье перед бурей. Нестабильная политическая ситуация в странах северной Африки и Ближнего Востока привела к резкому подорожанию нефти. Сегодня баррель черного золота на мировых биржах уже стоит 113 долларов. Естественно, что дорожает и горючее. О нынешней ситуации на топливном рынке Украины факты попросили рассказать директора ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергея Куюна.
— Несмотря на нынешнюю стабильность розничных цен, ситуация на топливном рынке очень тревожная, — предупреждает эксперт. — Такого роста стоимости нефти на мировом рынке никто не ожидал. В комплексе с повышением ставок акцизного сбора на нефтепродукты это приведет к существенному подорожанию горючего в Украине. Сегодня стоимость тонны бензина А-95 на мировом рынке уже достигла тысячи долларов. Такой цены не было с 2008 года.
Кроме того, большую тревогу вызывают процессы, происходящие внутри Украины. Правительство приняло весьма странную стратегию определения ценового коридора для нефтепродуктов — без учета возросших ставок акцизного сбора. При этом государство вынудило нефтетрейде-ров удерживать цены на бензин А-95 не выше 9 гривен за литр. Это привело к формированию отложенного роста цен. И чем больше дорожает нефть, тем больнее скачок розничных цен на горючее ударит по украинским автомобилистам. На сегодняшний день себестоимость поставки нефтепродуктов составляет около 9 гривен 20 копеек за литр. Если нынешняя цена на нефть продержится еще неделю, то реальная розничная стоимость горючего составит 9 гривен 70 копеек. А пока поставщики горючего работают «с колес». То есть больших запасов никто не создает из-за странной государственной политики искусственного регулирования цен.
Вместо того чтобы стоимость постепенно менялась в зависимости от конъюнктуры рынка, мы в итоге получим резкий скачок цен на горючее. Когда это произойдет и насколько вырастут цены, будет зависеть от правительства. Кроме того, возникла серьезная угроза дефицита топлива накануне посевной кампании. Если правительство и дальше будет регулировать рынок в ручном режиме, получится такая же ситуация, как в 2005 году. Тогда вмешательство правительства Тимошенко привело к возникновению дефицита горючего.