История современности

На Масленицу состоятельные люди навещали бедных, стариков, вдов и сирот

13:40 — 26 февраля 2011 eye 726

С понедельника начинается Сырная неделя — последние семь дней перед Великим постом, — когда верующим позволяется есть вареники с творогом, рыбу и пироги, пить горилку и от души веселиться

Завтра, 27 февраля, мясопустное воскресенье, или нiжкове пущення, — день, когда православным и греко-католикам еще позволено есть мясные блюда. А уже с понедельника, 28 февраля, согласно церковным традициям, мясо нельзя будет есть вплоть до самой Пасхи. По старинной традиции к пущенню нужно сварить холодец из свиных ножек, до утра успеть доесть его. И в понедельник с новыми силами встречать Масленицу — последнюю неделю перед Великим постом (в нынешнем году он продлится с 7 марта по 24 апреля). А поскольку семь недель сурового воздержания — это испытание серьезное, то наши предки на Масленицу старались основательно повеселиться, выпить и закусить.

На Слобожанщине готовили кашу и оладьи, в Центральной Украине пекли гречневые блинчики, а на Буковине делали галушки и кукурузную кашу — бануш

С давних времен Масленица в народе считалась проводами зимы, и в нынешнем году Сирний тиждень начинается в последний день февраля. А раз так, нужно постараться и прогнать со двора стужу, печаль и уныние — пригласить гостей и от души угостить их блинами и варениками.

Кого позвать в дом? Конечно же, тещу. Ведь в старину зять был обязан три раза в году принять в своем доме маму жены. Первые два случая представлялись ему сразу после Рождества. Добрую тещу встречали обычно на второй день Святок, а злу та язикату — на третий. Как правило, третий визит в дом дочери и зятя теща совершала в пятницу на масленичной неделе. Правда, тещу сначала нужно было официально пригласить — зять посылал ей сладости, новый платок и бутылку настойки или горилки.

Получив гостинец, теща отправляла молодым все необходимое для приготовления блинов: сковороду, посуду для замешивания теста, ложки, поварешки и лопатки. Тесть тоже собирался в гости, а потому покупал на блины и вареники муку, молоко, масло, яйца и другие продукты.

Пренебречь этой традицией — навлечь на семью осуждение всей сельской громады. Ведь блинные посиделки были не просто застольем, а своеобразной передачей опыта. Молодежь приглашала старших, чтобы научили, як жити слiд.

К слову, вопреки поговорке «первый блин комом», этот блин старались испечь ровненьким и красивым. Ведь, во-первых, он символизировал весеннее солнце, во-вторых, предназначался для умерших родственников. По традиции блины сначала выносили на улицу и раздавали беднякам, чтобы те помолились за спасение душ усопших. А уж потом пекли блины для всей семьи.

Правда, в Украине на Сырной неделе ели не столько блины, сколько вареники и другие молочные блюда. Так, на Слобожанщине обязательно готовили кашу и оладьи, в Центральной Украине — гречневые блинчики и вареники с творогом и сметаной, а на Волыни и Галичине делали еще и бануш (кукурузная каша, приготовленная на сметане), а также галушки с брынзой и грибной юшкой. Во всех регионах не отказывали себе в разнообразных рыбных блюдах.

А еще с помощью вареников выясняли… кто в селе ведьма. Согласно народным поверьям, чтобы увидеть настоящую колдунью, нужно на Масленицу взять творог из последнего вареника, завязать его в холщовую тряпицу и положить в рот. Держать там до утра. А спозаранку (если ночью узелок с творогом случайно не был проглочен) отправиться в церковь и отстоять всю службу, ни разу не пошевелившись. Теперь творог можно вынуть изо рта, спрятать в кошелек и хранить возле денег аж до Пасхи. В день Светлого Воскресения нужно достать узелок, положить за пазуху и идти в церковь. Стать на паперти и ждать: какая женщина первой подойдет, та и ведьма! К слову, у того, кто сохранит творог из последнего масленичного вареника, есть возможность увидеть и домового. Для этого достаточно в день Пасхи до рассвета влезть на крышу своей хаты — там домовой якобы и должен сидеть.

Существовало поверье: чем дальше с горы съедут сани, тем выше в этом году вырастет лен

Однако Сырная неделя (а также Масниця, Заговини, Запусти, Загальницi и Колодiй) — это не только богатый стол, но и веселые гулянья, катание на лошадях, вечорницi и песни. Считалось, что человеку, который проведет Масленицу голодно и скучно, не будет везти в течение всего года.

Поэтому женатые люди постоянно организовывали разные посиделки. Мужчины собирались в шинке, чтобы в кругу друзей хорошенько закусить и немного выпить. Вечером компания перемещалась к кому-нибудь домой, туда приходили жены, и веселье продолжалось уже семейным кругом. На посиделки собирались и жiночки. Так, существовал масленичный обычай справляти колодку. В понедельник с самого утра замужние женщины приходили в шинок, одна из них незаметно выкладывала на стол колодку и восклицала: «Колодка народилася!» Подруги по очереди заворачивали деревяшку в пеленки. После пеленания брались за руки и трижды обходили вокруг стола, пританцовывая и напевая: «Вже наше дитя народилося, а вже дитя на свiт Божий та й з'явилося!» К слову, каждый день Масленицы был повод отметить какое-нибудь событие из «жизни» колодки: родини, хрестини, весiлля и даже похорони с поминками. Естественно, колодку никто не оплакивал, напротив, угостившись горилкой, женщины весело пели:

«Масляна, воротися!

До Великодня простягнися,

Вiд Великодня до Петра,

А вiд Петра та до тепла».

Кстати, в старину считалось, что, чем больше женщина выпьет на масленичной неделе, тем плодовитей и здоровее будет домашний скот. Поэтому жiночки старались изо всех сил и искали новые поводы, дабы опрокинуть чарочку. Например, привязывали колодку и мужчинам, желавшим присоединиться к их посиделкам, и холостякам, и бездетным супругам, и родителям, не женившим детей в течение прошедшего мясоеда (пока не было поста), а также мужчинам, у которых в этом году родились внебрачные дети. Снять полено можно было исключительно за магарыч.

Молодежь тоже не отставала от родителей. Парубки и девчата в складчину организовывала вечорницi. Так, хаты для этого арендовали девушки и платили хозяевам хлебом, мукой и крупами. Парни допускались на посиделки с условием: они должны были нарубить дров, принести воды и гостинцев для девчат. Если на вечорницi хотел прийти хлопец из другого села, он выставлял местным парням магарыч.

А еще на Масленицу наряжали соломенное чучело, которое называли «стара баба». С нею ходили по дворам, танцевали, катали ее на санях. Существовало поверье, что, чем дальше с горы съедут сани, тем выше в этом году вырастет лен. Поскольку «баба» символизировала зиму, в конце Сырной недели ее сжигали или топили в реке, чтобы таким образом прогнать холода. В последний день Масленицы на смену «бабе» плели и возили в санях «старого дiдуся» — чучело, символизирующее наступающий Великий пост. «Масляна, Масляна, яка ти мала! Якби ж тебе сiм недiль, а посту одна», — шутили люди.

В последний день Масленицы нужно было попросить у родных и соседей прощения за все обиды

В последний день Масленицы с самого утра нужно было навестить родных и соседей, чтобы попросить прощения за все обиды и, если близкие враждовали, обязательно помириться. Состоятельные люди навещали бедных. У стариков, вдов и сирот просили прощения и одаривали их постными продуктами — крупами, сухими и солеными грибами, овощами и растительным маслом.

Особенно усердно настраивались на Великий пост пожилые люди. Старики даже ходили на кладбище, чтобы повиниться перед умершими родственниками. Ведь приступать к покаянию полагалось со смирением и чистым сердцем. Поэтому воскресенье накануне Великого поста назвали Прощеным, или Пущенням. В старину пожилые люди верили, что когда-нибудь именно вечером этого воскресенья состоится Страшный суд. Посему, вернувшись домой, они молились, вспоминали свои грехи, ни в коем случае не пили алкогольных напитков, а особо набожные уже в этот день отказывались от скоромных блюд.

Остальные члены семьи до самой ночи доедали рыбу, вареники и пироги. В некоторых областях Украины существовал забавный обычай настраивания на пост. Каждый домочадец брал сваренное вкрутую яйцо, разбивал его о свой лоб, после чего быстро переступал порог хаты и на улице съедал яйцо. Делалось это для того, чтобы суровый пост прошел так же быстро, как человек перешагивает через порог.

Блины нежные

Для приготовления потребуется: 1 стакан воды, 3-4 яйца, муки — сколько возьмет, соль и сахар по вкусу.

В стакан воды положить желтки и тщательно размешать. Добавить соль, сахар и муку, доведя массу до консистенции жидкой сметаны. Понемногу вводить в нее взбитые белки, так чтобы пена не опала. Выпекать блины на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

Бануш по-закарпатски

Для приготовления понадобится: 200 граммов мелкой кукурузной крупы, 400 миллилитров домашней сметаны, 1 яйцо, 1 столовая ложка сливочного масла, соль, брынза, 2 столовые ложки растительного масла, 1 луковица.

На медленном огне довести до кипения сметану (можно добавить несколько столовых ложек воды), затем всыпать кукурузную крупу. Варить около 30 минут, постоянно помешивая. В конце посолить, добавить яйцо и сливочное масло, перемешать. Готовый бануш посыпать брынзой и поджаренным на растительном масле луком.