7 марта начинается Великий пост — самый продолжительный и строгий в году
«Прости меня!» — «Бог простит, и я прощаю!» — так завтра, в Прощеное воскресенье, будут виниться друг перед другом православные. А в понедельник (7 марта) начнется Великий пост, который продлится до самой Пасхи (24 апреля). Это наиболее строгий и продолжительный в году пост, ведь воздерживаться от греховных поступков и помыслов, увеселительных мероприятий, походов в гости и, конечно, от скоромной пищи следует семь недель. Правда, на данный период приходится несколько религиозных праздников и дней памяти особо почитаемых святых, так что все же можно будет немного побаловать себя вкусностями…
Чтобы со спокойной душой приступить к говению, люди в Прощеное воскресенье старались помириться с родными и соседями, иначе все семь недель обиды будут смущать постящегося.
Первый день Великого поста - он назывался Жилавий понедiлок — женщины начинали с хлопот по хозяйству. Главная задача — отмыть от жира всю посуду. Наверное, поэтому в центральных областях Украины понедельник именовали еще и Чистым. В домах наводили порядок, люди мылись и надевали свежие сорочки. А на Черкасчине в этот день следили за погодой, чтобы выяснить, каким будет урожай: «Якщо у Чистий понедiлок погода ясна, то й пшениця вродить рясна!»
Кроме того, в понедельник хозяйки пекли пресные коржики на воде — жиляники. Существовало поверье, что твердые коржики придают постящимся силы.
А еще в этот день полагалось помянуть умерших родственников. Для душ усопших хозяйки готовили ритуальное коливо, которое в западных регионах Украины называли «страшна кутя». Коливом и коржиками угощали бедных, чтобы те помолились об умерших.
В Закарпатье мужчины в Чистый понедельник собирались в корчме, чтобы договориться, кто с кем вместе будет работать во время посевной. А на Полтавщине в первый день поста люди не трудились и старались никуда не выходить. Поев на обед коржиков, ложились отдыхать. На Волыни и Киевщине было принято справлять «полоскозуб»: мужчины собирались своей компанией и полоскали рот водкой (пить спиртное уже не разрешалось), чтобы в зубах не осталось ни крошки скоромного. По поверью такой обряд защищает от чертей, которые во время поста стараются отобрать творог вместе с зубами. Кстати, женщины тоже полоскали рот горилкой, только наливали ее для этого не в чарку, а в… крышку от горшка, в котором будут варить постные каши.
Чем же можно питаться во время Великого поста? Из рациона полностью исключаются мясо и птица, рыба, яйца и молочные продукты. Когда-то суровый закон Великого поста распространялся даже на детей. Правда, малышей до семи лет (тех, кого допускают к причастию без исповеди) лишали только сладостей и развлечений. Ныне послабление в посте дают пожилым и больным людям, беременным женщинам, кормящим матерям и подросткам. Но и они должны отказываться от мяса. Воины, путешественники и заключенные не имеют возможности выбирать, что им есть, поэтому не всегда говеют по церковным канонам.
Остальные верующие стараются придерживаться постного меню. Так, первые дни Великого поста — сухоядение. Едят хлеб, соленья, невареные (сырые или печеные) овощи и фрукты, орехи и семечки… По средам и пятницам позволяется вареная пища без подсолнечного масла, а в остальные дни рацион состоит в основном из каш, картофеля, фасоли, грибов и капусты, супов и борщей, заправленных постным маслом.
Рыбу в Великий пост позволяется есть только в большие праздники — Благовещение и Вербное воскресенье. В Лазареву субботу к столу подают икру. Современные православные приспособились разнообразить свой стол в субботу и воскресенье кальмарами, креветками, мидиями, улитками и прочими нерыбными продуктами моря.
Но, конечно, не только в переходе на другое меню состоял пост. Люди чаще ходили в церковь, больше молились. Так, в первые четыре дня поста посещали по вечерам особую церковную службу, на которой читается покаянный канон Андрея Критского. Кроме того, за семь недель старались несколько раз исповедаться и причаститься.
В этом году на первую неделю поста выпадает Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи (9 марта). В народе этот день называли «Обретiння», или «Обертiння», и говорили о нем так: «В цей день чоловiк до жiнки обертається, а птахи з вирiю повертаються». Предки верили, что это святой Иоанн подсказывает птицам дорогу домой. Увидев летящих гусей, дети подбрасывали вверх солому и кричали: «Гуси, гуси, нате вам на гнiздечко, а нам на здоров'ячко!» Мамы собирали эту солому и подкладывали в гнезда под наседок, «щоб курчата водилися».
На вторую неделю поста приходится день памяти преподобной мученицы Евдокии, которую в народе называли Явдохи (14 марта). Хозяйки выходили на огород и со словами «Крiп сiю!» бросали комья земли на грядки. Считалось, что в том месте, куда упадет земля, и без семян взойдет укроп. А еще на Явдохи сеяли капусту для рассады, «бо вона вже не буде боятися морозiв». В этот день не разрешалось вязать и прясть, зато можно было сплести новый или починить старый невод, потому что согласно поверью Явдохиной сетью будет лучше ловиться рыба. В садах срезали сухие ветки на фруктовых деревьях, чтобы урожай был богаче. По погоде в этот день судили о том, когда придет настоящая весна. Так, снег и метель предвещали, что тепло будет еще не скоро. «Явдоха перини витрушує», — говорили люди.
А на третьей неделе поста верующие будут поминать 40 мучеников севастийских (22 марта). Раньше в этот день женщины молились о благополучном возвращении домой их мужей, трудившихся или служивших в дальних краях. Хозяйки пекли к столу 40 пампушек или пирожков с постными начинками: капустой, фасолью, горохом, картошкой, сухофруктами… Также готовили специальное печенье в форме птиц, которое называлось «жайворонки», или «сороки». С этой выпечкой детишки бегали по улице, подбрасывали «птичек» вверх и зазывали весну: «Жайворонки, прилетiте, весну-красну принесiте!»
Четвертая неделя поста называется Крестопоклонной. В старину хозяйки выпекали особое печенье «хрести» с маком и медом. Крестьяне брали его с собой в поле во время первого сева. Перед началом работы съедали по печенью, а одно клали на пашню — «на добрi сходи i щедрий врожай». А на Киевщине существовала традиция на Крестопоклонной неделе печь хлеб в форме креста. Одну буханку сохраняли в кладовой или погружали в зерно, заготовленное для посева. Отправляясь в поле, хозяин брал с собой хлеб — помолившись, отламывал кусочек и съедал, приговаривая при этом: «Дай, Боже, i на той рiк їсти свiй хлiб».
Крестопоклонная неделя — середина поста, и люди верили, что если ночью со среды на четверг выйти на улицу, обязательно услышишь характерный треск — это пост переламывается. Кстати, в нынешнем году пост сломается 30 марта — в день преподобного Алексия, человека Божия. Считалось, что на Олекси теплого щука разбивает хвостом лед. Возможно, поэтому святого особо почитали рыбаки. Они надеялись, что Олекса пошлет им богатый улов. Пасечники тоже с нетерпением ждали этого дня, чтобы первый раз вынести из зимовника на улицу ульи. Если погода была теплой, держали их на свежем воздухе целый день и заговаривали: «Щоб бджоли здоровi були, роїлись, мед носили i з пасiки не втiкали».
Пятая неделя Великого поста — Похвальная, ведь в субботу отмечается Похвала Пресвятой Богородицы. Работать в этот день запрещалось и даже считалось грехом. Кстати, в нынешнем году на пятую неделю поста приходится еще один Богородичный праздник — Благовещение (7 апреля). По традиции 7 апреля можно не только побаловать себя рыбными блюдами, но и выпить немного вина. Трудиться на Благовещение также не полагалось. «Даже птица гнезда не вьет», — говорили люди.
На шестой неделе отмечают день воскресения праведного Лазаря — Лазареву субботу (16 апреля). Когда-то в этот праздник ребятишки шли в церковь на вечернюю службу, неся на освящение веточки вербы. На обратном пути смотрели, у кого ветка длиннее. Ее обладатель считался самым счастливым. Еще в Лазареву субботу селяне сеяли горох, «щоб був рясний».
После Вербного воскресенья (17 апреля) верующим остается провести в покаянии и молитве Страстную неделю и с чистым сердцем встретить Пасху.