Девушка-вундеркинд дала «ФАКТАМ» эксклюзивное интервью
В 2005 году «ФАКТЫ» рассказали об одаренной девочке Свете Нижегородовой. Тогда восьмилетняя одесситка успешно перешла в седьмой класс общеобразовательной средней школы. Сегодня 14-летняя Светлана — первокурсница Киевского национального лингвистического университета. Первую сессию она сдала на «отлично», в том числе и сложнейший экзамен по китайскому языку. Вошла в тройку лучших студентов факультета и десятку — университета.
Со Светланой и ее отцом мы беседуем у них дома — в Одессу девушка старается вырываться по выходным дням.
- Трудно было привыкать к студенческому коллективу? — спрашиваю у студентки-подростка.
— Если честно, среди однокурсников впервые почувствовала себя в своей тарелке, — говорит Светлана Нижегородова. — В школе частенько меня не понимали. А здесь не обращают внимания, что мне 14 лет. Взрослые однокурсники меня поддерживают и говорят: «Раз ты поступила в университет, значит, уже не маленькая… »
Во время вступительной кампании, вспоминает отец Светланы Игорь Нижегородов, при входе в университет висело объявление: «Родителям абитуриентов вход запрещен!» Его пропустили в «порядке исключения». Когда сдавали документы, секретарь приемной комиссии признался, что у них 14-летних студентов еще не было (университет основан в 1948 году). Сегодня в состав университета входит Институт восточных языков (где изучают китайский, японский, корейский, турецкий, арабский и персидский языки), куда и поступила Светлана.
— Китайский — наиболее сложный и в то же время самый перспективный и востребованный язык, — замечает Игорь Нижегородов. — Я изучал коньюнктуру, тенденции мирового рынка, на котором уже сегодня Китай — в числе неоспоримых лидеров.
— За первый семестр мы выучили 650 иероглифов, — рассказывает Света. — На первый взгляд может показаться, что это немного. Но ведь каждый иероглиф надо запоминать. Он состоит из своего рода «ключей». Если знаешь «ключи», то запомнить гораздо легче. Наш преподаватель — коренной китаец — говорит, что обычный житель Китая знает 300 иероглифов. Те, кто хорошо окончил школу — порядка 1000-1200, после университета — три тысячи, и только профессор знает пять тысяч иероглифов.
Специальность у нас — филология, китайский язык и литература. Вторая специальность — зарубежная литература. Потому, естественно, необходимо хорошее знание английского.
— Читать и считать дочь начала сама в четыре с половиной года, — рассказывает Игорь Нижегородов. — Английским мы стали заниматься, когда ей было без малого пять лет. Сначала по пятнадцать минут в день, потом — по тридцать и, наконец, — по сорок пять минут. Методику занятий подсказала сама жизнь. Однажды, гуляя с дочкой на детской площадке, разговорился с женщиной, которая апробировала на своем сыне новую систему обучения. Я загорелся этим. Но когда приступил к практическому воплощению, чего только не наслушался от родных и близких! Дескать, я — деспот, изверг, душегуб… Моя мама, в прошлом учительница английского языка, была категорически против «экспериментов на ребенке». Все же я настоял: три «пятнадцатиминутки» иностранного в день, со значительными перерывами, чтобы ученица не уставала.
Скоро Света начала «шпарить» по-английски так, что иные профессионалы диву давались.
— Помнится, пришли с ней на курсы, где практикуют оксфордскую методику обучения — хотелось, чтобы дочка усовершенствовала свои познания, — продолжает отец Светланы. — Когда ее протестировали, сотрудники сказали, что ничего подобного не видывали: у девчушки словарный запас не меньше четырех тысяч слов и знания на уровне их выпускников.
Дома мы осилили программу начальной школы и пятого класса за год и 11 месяцев. Режим обучения был такой: подъем — около 10 утра, отбой — в 23 часа. Плюс завтрак, обед и ужин, а также прогулки, игры с подругами, телепередачи.
- Вот и весь секрет?
— Что вы! Это — лишь малая часть так называемого экстерната. Основной фигурой стала замечательная учительница одной из одесских школ — Алла Александровна Прокофьева. Преподаватель от Бога. Формально Света числилась за школой, фактически же — осваивала индивидуальную программу, что не мешало дочке участвовать от школы во Всеукраинском смотре-конкурсе художественной самодеятельности «Таланты твои, Украина», где дважды завоевывала первые места в конкурсе чтецов.
Когда Света экстерном прошла пятилетнюю программу обучения, директор школы наотрез отказалась принять необычную ученицу в шестой класс.
— Перевели Свету в другую школу, самую близкую к нашему дому, — продолжает Игорь Нижегородов. — В классе 35 человек, где девочкам было уже по 12 лет. У них — кавалеры-десятиклассники, и юные барышни, конечно, начали Свету попрекать: «Ты, малявка, ничего не понимаешь в жизни». Дочка сделала замечание одной из соучениц. После этого в классе ей стало неуютно. И я добился, чтобы у дочки было свободное посещение. В основном, Света занималась дома, раз в неделю ходила на индивидуальные уроки по математике, физике, химии, дважды — на украинский язык. С десяти лет начала изучать второй иностранный — немецкий. Знает его хорошо, не забывает и по сей день. Ее приоритетом стала гуманитарная сфера. В 10-11 классе дочка написала очень серьезные работы по английскому языку, которые отметили в Малой академии наук. Два года подряд занимала призовые места на областных олимпиадах. Темы были очень сложные. Например, в 11-м классе — «Стилистические средства в пьесах Оскара Уайльда». Подобные темы изучают на четвертом курсе университета.
Мы с женой Аллой гордимся и старшей дочерью Светой, и младшей десятилетней Любашей. Она, кстати, тоже очень способная девочка.
- Света, как ты отдыхаешь? - интересуюсь у 14-летней студентки.
— В субботу приезжаю в Одессу, этот день у меня полностью выходной, — говорит она. — Вместе с мамой ходим к морю. Я люблю гулять по пляжу, когда там пустынно и ветрено. Мне нравится фотографировать, кататься на коньках и рисовать. Общаюсь с друзьями — открытыми и жизнерадостными людьми. А вообще, я просто обожаю свой город! В воскресенье снова сажусь за учебники.
Недавно Света серьезно увлеклась рисованием — пишет копии с картин знаменитых художников. Краски предпочитает масляные — говорит, они придают «живинку». Глядя на копию голландского натюрморта ХVIII века, которую девочка сделала за считаные часы, сложно поверить, что это работа ребенка, ни одного дня не учившегося в художественной школе.
- А сейчас у тебя есть какое-нибудь хобби?
— Серьезного нет, времени не хватает, — говорит Света. — Даже телепередачи не смотрю. И не потому что в Киеве на съемной квартире нет телевизора. Просто предпочитаю вечером часок посидеть в интернете или почитать.
- А что любишь читать?
— Чехова и Грибоедова. Моя любимая чеховская пьеса — «Чайка». С удовольствием читаю хорошие стихи. Возможно, потому, что занималась в школе актерского мастерства и сценической речи при Одесской киношколе имени Веры Холодной.
- Не собираешься за год перешагнуть сразу два курса?
— Нет. Во-первых, мне очень нравится коллектив моих однокурсников. А во-вторых, зачем?
- Чтобы еще в какой-то вуз поступить.
— Может быть, когда получу первое высшее образование, попытаюсь поступить в театральный институт. Но всему свое время, — с улыбкой отвечает Светлана.
Фото автора