Культура и искусство

Карикатурист Анатолий Бабич: «Шаржи на Черновецкого лучше всего получаются»

15:25 — 9 марта 2011 eye 4212

Известный художник готовит к 1 апреля выставку шаржей на известных политиков, спортсменов, звезд шоу-бизнеса

В одном из киевских ресторанов появилась экспозиция шаржей популярного художника-карикатуриста Анатолия Бабича на известных украинских политиков, которая уже наделала немало шума. Говорят, число посетителей заведения прилично выросло. Приятно за чашкой ароматного чая или бодрящего кофе полюбоваться забавными и совершенно не злыми карикатурами на Виктора Януковича и Юлию Тимошенко, премьера Азарова и министра Табачника. Сейчас Бабич трудится над новыми образами и свою экспозицию обещает презентовать в канун Дня смеха. Мы встретились с художником все в том же ресторане. Не успели разговориться, как из-под пера мастера вышел шарж на корреспондента «ФАКТОВ».

- Быстро! И какой ваш личный рекорд времени по рисованию шаржа?

 — Специально не засекал, но, думаю, в среднем минут семь уходит. За час удавалось 13 портретов нарисовать. Можно, конечно, и за две минуты состряпать, но вряд ли оценит эту работу человек, на которого нарисован шарж. Придя домой, наверняка скажет: «Что это за художник, блин!» Меня часто приглашают на вечеринки, корпоративы, где надо рисовать многих людей. Например, на новогоднем маскараде, который устраивала модельер Екатерина Шаховская, нужно было изображать на бумаге гостей три дня подряд по 8 часов, лишь с небольшими перерывами. Думаю, там я запечатлел с полтысячи гостей. Надо было работать на массовку, никакой детальной проработки. Над коллекцией карикатур на украинских политиков работал дольше. Такие шаржи по принципу портрета рисуются, на каждый уходит несколько часов. Кстати, не все политики у меня получаются.

- И кого же не удалось запечатлеть?

 — Не получается Сергей Тигипко! Хотя у него достаточно интересное фактурное лицо, я не понимаю, как его изобразить, чтобы было смешно. Просто похожим — это само собой разумеется, для меня это вообще не проблема. Я много раз пытался нарисовать Тигипко, искал интересные фотки. Снимки, которые журналисты выкладывают на сайтах, не всегда мне нравятся. В основном, там серьезные все лица, деловые.

- А с кем проблем не было вообще?

 — С Леонидом Черновецким — он шикарно выходит, вот уж у кого интересное лицо. У меня есть несколько карикатур на него. Леонида Кучму тоже рисовал. Я был летом на одном мероприятии, где присутствовал и Леонид Данилович. Мне показалось, что он был без настроения… Вот я и попытался его развеселить, нарисовав в подарок шарж. Работа ему понравилась. Он сказал: «Чудово! Дуже добре! Дякую». Мы сфотографировались на память, и этот снимок занимает в моей коллекции почетное место. Бывших президентов ведь не бывает, тем более что он два срока руководил страной — пусть еще кто-то попробует так продержаться.

- Бывают такие, кто обижается на карикатуру?

 — К счастью, крайне редко. Как-то на одном из мероприятий в мэрии я рисовал Евгения Червоненко. Вокруг было много камер, у Червоненко брали интервью, во время которого я пытался работать. Лицо у этого политика очень интересное, совсем не сложное для меня как художника. Возможно, я где-то недоработал, не попал (он все время отворачивался), то ли у него просто не было настроения. Когда вручил шарж, Червоненко сказал: «Не похоже! Это не я».

-  Вы сами себя так окрестили: шаржмен-левша Толян?

 — Да, сегодня я шаржмен Толян, завтра еще как-то буду называться. Я ведь человек творческий, нахожусь в вечном поиске себя, образа… Полгода назад носил усы-бородку, длинные волосы, сейчас — модную короткую стрижку. Постоянно что-то придумываю. А левша потому, что рисую левой рукой. Причем ложку, ручку, молоток держу правой. Даже свои картины подписываю исключительно правой рукой. Почему так, не знаю. Правой тоже могу рисовать, но не очень хорошо. Так что левая рука моя кормилица. Она очень творческая. И это при том, что трижды была поломана. В трехлетнем возрасте у меня был открытый перелом, серьезная операция, я долгое время ходил со спицами.

- На недавней церемонии «Самые красивые люди Украины» имена победителей — доктора Комаровского и Веры Брежневой — не объявляли. Их портреты художник на глазах изумленной публики в течение минуты нарисовал на огромном холсте. Зал аж ахнул!

- Приоткрою секрет, сейчас я как раз готовлю подобное шоу. Но у того художника, о котором ты говоришь (я его хорошо знаю — он из Москвы), это шоу стоит не одну тысячу долларов, а у меня будет гораздо дешевле.

«Карикатуры на знаменитостей уходили с молотка по тысяче долларов»

- И сколько стоит такое удовольствие как карикатура?

 — Все зависит от сложности — от 500 гривен за портрет. Если это корпоративная вечеринка, не менее трех тысяч гривен. Но это ведь колоссальный труд. Нужно отработать несколько часов, нарисовав десятки шаржей.

- А самые дорогие ваши работы сколько стоили?

 — Для благотворительного аукциона я нарисовал шаржи на братьев Кличко, Тину Кароль, Ирину Билык, Андрея Шевченко, а знаменитости оставили свои автографы. Карикатуры уходили с молотка по тысяче долларов! Бывают эксклюзивные работы, когда заказчика не интересует цена, а лишь большой размер, это формат А1 — 60 на 80 сантиметров. Я на таком листе могу целую неделю вырисовывать моего героя, подбирать дорогие рамки.

- Шаржи на злобу дня пишете? После скандала вокруг отборочного тура «Евровидения» изобразили Джамалу, Мику Ньютон?

 — Пока нет, но, думаю, скоро их портреты появятся. Дело в том, что я не слежу за новостями, редко читаю газеты, телевизор не смотрю уже много лет. Просто нет времени на подобные занятия. Но веселые картинки «на злобу дня» — шикарная идея. Я, кстати, часто бываю по работе на закрытых вечеринках, корпоративах, юбилеях политиков, днях рождениях золотой молодежи, детей олигархов.

- Неужели на детские дни рождения приглашают?

 — А как же! Недавно исполнялось пять лет сыну Григория Суркиса. По этому поводу было устроено шикарное костюмированное шоу, настоящий праздник для детей. В одном из развлекательных центров Киева построили огромный «космический» корабль, и пять часов юные любители звездных войн веселились, разгадывали загадки, участвовали в конкурсах, искали какие-то клады. Супер. Я рисовал и одним глазом смотрел на все это. Потрясающе красиво и интересно.

- Что поразило больше всего на закрытых VIP-вечеринках?

 — Свадьбы, где поют Валерий Меладзе, Ани Лорак или Верка Сердючка, меня уже не удивляют. Если что-то и поражает, то только размах мероприятия и бюджет. Запомнилось, как на одной из вечеринок изо льда были сделаны две огромные ракушки. В одну поместили ведро красной икры, в другую — ведро черной (никак не меньше). Меня удивило не количество дорогого деликатеса, а то, что гости (люди небедные) сначала брали эту икру в тарелки ложками, а потом дошли до того, что стали накладывать ее… чайными блюдцами и пиалами. Я был изумлен, ведь икра очень сытная, как же можно столько съесть ее?

«Почти в тридцать лет я пошел в пятый класс детской художественной школы»

- Свою первую карикатуру в каком возрасте нарисовали?

 — Еще в детстве, в классе пятом. Уже тогда хорошо рисовал карикатуры на учителей и одноклассников. У меня все тетрадки были испещрены рисунками. Учителя с этим мирились, ведь рисовал школьные стенгазеты, комсорги напрягали меня по любому случаю. То же самое было и в армии. За художествами не заметил, как служба пролетела.

- Значит, вы с детства знали, что будущее связано с рисованием?

 — Нет, после службы в армии я всерьез увлекся роком и поступил в Сумское культпросветучилище. Несколько лет играл на гитаре, затем женился, пошли дети. Сейчас их у меня трое. 20-летний сын и 13-летняя дочь играют на саксофоне, а младший Степанчик, которому два с половиной года, пока не определился с приоритетами. Так вот, я думал, что в музыке смысл моей жизни. Но это занятие не могло обеспечить семью. Одно время даже начал с братом шить обувь. Представьте, она хорошо продавалась. Но в 2000 году попал в Ялту и увидел, как там на набережной рисуют художники. Бросил сапожное дело и занялся рисованием, причем всерьез. Несмотря на то что мне было почти тридцать лет, пошел в пятый класс детской художественной школы. Учился рисовать натюрморты, гипсовые головы… И это изменило всю мою жизнь.

- У кого из знаменитостей есть ваши шаржи?

 — У российских юмористов Сергея Светлакова и Миши Галустяна, бывшего главы Нацбанка Украины Владимира Стельмаха, Валерия Меладзе. Причем у Меладзе очень много, потому что его портрет трудно давался и надо было набить руку. Ирина Билык не всегда у меня получается. У нее неинтересное лицо для шаржа, хотя она красивая женщина.

- Наверное, таких красоток, как Светлана Лобода с чувственными губами или Памела Андерсон с пышными формами, рисовать легко.

 — Не всегда. Пожалуй, одна из самых легких и улетных карикатур получилась на Савика Шустера.

- Аллу Пугачеву с Софией Ротару пытались изобразить?

 — Алла Борисовна очень колоритная, поэтому легко получается, а вот Ротару надо попробовать. Я с Софией Михайловной никогда не пересекался, хотя летом работаю на ялтинской набережной, а известная певица пару лет назад открыла там свой отель «Вилла София», где периодически появляется. Кстати, моя дочка играет на набережной на саксофоне. Я ее приучаю с детства, что жизнь — не простая штука, надо бороться с комплексами. Поначалу у нее руки-ноги тряслись, но потом прошло. Так вот, как-то Ротару увидела мою дочь Аню, подозвала ее, сказала: «Умничка!» и дала 50 долларов.

- Так у вас на ялтинской набережной семейный подряд: папа рисует, дети играют?

 — Нет, сын стесняется. Наверное, в маму характером.

- На знаменитых иностранцев тоже шаржи рисуете?

 — Есть целая коллекция звезд Голливуда. И Шварценеггер, и Сталлоне, и ван Дамм. Года полтора назад был на вечеринке в одном из столичных ресторанов, когда в Киев приезжал ван Дамм. К сожалению, лично пообщаться с ним так и не удалось. Он все время бегал в туалет. Знаменитый актер наелся каких-то голубцов, украинская еда, видимо, не подошла ему. Репортеры за ним носились туда-сюда.

- На себя пробовали карикатуры рисовать?

 — Естественно, у меня их пять штук. Причем на себе отрываюсь по полной и делаю это беспощадно. Стою перед зеркалом, корчу гримасы и рисую. Таким образом изучаю мимику людей.