Три раза восьмиклассник Вадим Бекетов входил в пылающий дом, чтобы спасти парализованную пенсионерку и двух ее внуков–близнецов
Еще месяц назад о восьмикласснике из села Казачьи Лагеря на Херсонщине Вадике Бекетове никто не знал — он был обычным школьником, к тому же тихим и застенчивым. А сейчас мальчишка нарасхват — о нем снимают фильм, ему пишут письма и шлют подарки совсем незнакомые люди, журналисты приезжают издалека, чтобы сфотографировать Вадика.
— Восьмиклассник спас от гибели маленьких братьев-двойняшек и их парализованную бабушку, причем с крайним риском для собственной жизни, — рассказывают «ФАКТАМ» в центре по связям с общественностью Херсонского областного управления МЧС. — Не всякий взрослый отважится три раза подряд войти в охваченный пламенем дом. Даже спасатели-профессионалы назвали такой поступок настоящим подвигом. Но попал в ленты новостей несовершеннолетний герой еще и благодаря своей очень трогательной личной истории.
Уже два года родные Вадика только и ждали случая, чтобы привлечь внимание к загадочному исчезновению главы их семьи, а тут к ним в калитку чуть не каждый день стучат корреспонденты. И мама мальчишки не устает показывать им фотографии пропавшего мужа. «Как вы думаете, есть надежда, что мы хоть что-нибудь о нем узнаем?» — волнуется женщина.
В день моего приезда сельчане возились на огородах — на улице ни одной живой души.
- Здесь все стараются вырастить и продать рассаду или ранние овощи, чтобы на кусок хлеба заработать, — объясняет Наталья Ткаченко, исполняющая обязанности сельского головы Казачьих Лагерей. — Посмотрите, все участки под пленками, теплица на теплице. Работа, я вам скажу, не для слабых женских рук. Когда муж Ольги Бекетовой не вернулся с заработков, бесследно исчез, а она с сильнейшим нервным срывом попала из-за этого в психиатрическую клинику, причем надолго, идти в парники пришлось 12-летнему Олиному сыну. Трудолюбию Вадика удивлялось все село. Чтобы взять на себя значительную часть домашних забот, мальчишка перевелся в вечернюю школу. За два года он стал таким хозяином, что любой взрослый позавидует — настоящий глава семьи. Обстоятельства заставили паренька рано повзрослеть, научиться принимать важные решения. Поэтому и в опасной ситуации, когда загорелся дом соседей, он сумел быстро мобилизоваться, поступил как мужчина. Слава Богу, есть еще у нас такие люди!
- Так и было, — подтверждает Наталья Кулик, хозяйка сгоревшего дома. — Мои шестилетние Богдан и Саша ходят в садик, но в тот день я оставила Сашу дома — немного приболел. Ближе к ночи у мальчика стала подниматься температура, а в хате, как назло, ни одной жаропонижающей таблетки. Это ж вам не город, где на каждом углу аптека! Побежала к одной соседке, к другой — не могут выручить. Детей, помню, заперла, но особо не тревожилась, потому что мальчики под присмотром свекрови: та хоть и парализована, а все равно внуки слушаются бабушку, не шалят. Кто мог подумать, что именно в закрытой на крючок комнате, в которой находились свекровь с детками, замкнет электропроводка, да еще когда нас с мужем нет дома?
- Дернул входную дверь, у соседей заперто, — говорит Вадик. — Как же в дом пробраться? Кое-как удалось сорвать петли, вошел в коридорчик, а он уже полностью затянут черным дымом. Близнецы обычно играют в комнате рядом с кроватью 74-летней бабушки Люси, она инвалид. Нащупал вход туда и услышал, что малышня совсем в другом помещении. Давай звать их, а в ответ раздался тоненький писк «Помогите!» и хриплый от едкой гари детский кашель. В ту сторону даже глянуть страшно — языки пламени метались по всему пространству. Но мысль, что мои маленькие друзья сгорят заживо, сделала меня храбрым. Если б не знал расположения комнат, не смог бы ничего сделать — вокруг темень. Вернулся обратно и стал шарить в коридоре по полу. Сначала нащупал Сашу и вынес, потом нашел Богданчика. Мальчики в темноте не видели, кто их спасает, но все время повторяли: «Там бабушка!» — требовали, чтобы ввернулся за ней. Вокруг уже пылало вовсю. Старушка сама пробовала выбраться, едва нашел ее. Зацепил под руки и ахнул: «Боже, какая тяжелая!» Испугался, что сил не хватит. Тут еще потолок рядом обрушился — я почти уверен был, что мы не спасемся. Просто каким-то чудом вытянул ее на улицу.
Вадик рассказывает, что оставил бабушку во дворе, а перепуганных малышей решил отнести к себе домой. Но поднять довольно тяжелых мальчиков не смог — обессилел.
- Тут замечаю: у Богданчика ручка в крови, чуть не до кости порезана, — вспоминает школьник. — Когда вспыхнуло пламя, бабушка посоветовала внуку стать на табуретку и разбить стекло в двери, чтобы откинуть крючок и выйти из комнаты в коридор. Ребенок сильно порезался. Мне так жалко его стало! Подхватил обоих братьев — где и силы взялись, — и побежал. Несусь по нашему переулку и улыбаюсь. Это, наверное, самый лучший момент в моей жизни, даже лучше, чем день рождения, — они целехонькие, живые! Что еще нужно? Я их так люблю!
А вот односельчане Вадима не скрывают возмущения, ведь сегодня тысячи населенных пунктов остаются «неприкрытыми» пожарными частями. Вот и получается, что добровольцы-спасатели — насущная необходимость. Когда в Украине дети через день становятся героями, — это лишнее напоминание о том, что они вынуждены решать задачи, которые должно брать на себя государство.
- Когда поступил звонок из Казачьих Лагерей на пульт дежурного в райцентре, была уже ночь, — рассказывает Иван Иванча, командир отделения пожарной части № 12 города Цюрупинска. — До села — километров 30. К нашему приезду школьник не только спас парализованную бабушку и двух ее внуков, но и поднял на ноги соседей. Люди в трусах и ночных рубашках с ведрами бегали возле дома, пытаясь погасить пламя. Строение горело, как свеча. Кстати, Вадик вспомнил, что в охваченной пламенем кухоньке находятся четыре газовых баллона, и организовал их эвакуацию. На редкость сообразительный мальчик! Хватило работы и нам — с огнем сражались до самого утра.
- Муж примчался и с криком «Дети! Где мои дети?!» бросился в проем горящего окна, — говорит Наталья, мама спасенных близнецов. — Люди схватили его, пытались втолковать, что ребятня в безопасном месте, но он будто обезумел — лез в дом искать сыночков.
Сама Наталья Вадику на следующий день призналась: «Если б ты не вынес Сашу с Богданом, я бы в ту же ночь повесилась». Извинялась, что нечем отблагодарить — все сгорело.
- А мне ничего и не надо! — машет рукой школьник.
- Как не надо? — улыбается Наталья Ткаченко, исполняющая обязанности сельского головы. — Семья у Вадика, прямо скажем, полунищая. Когда губернатор Херсонской области подарил юному герою телевизор, а власти райцентра привезли новенький велосипед, парнишка дар речи потерял. «Вот только, — сетовал, — кататься некогда, — потеплело, за огород надо браться». Его день расписан по минутам: теплицы, школа, грядки.
- Областное телевидение посвятило Вадику целую передачу, — рассказывает 32-летняя Ольга Бекетова, мама юного героя. — Ее частенько показывают, я сама раза три уже видела. Как-то раздался звонок, незнакомая женщина говорит: «Хочу помочь вам, денег у меня нет, а вот живности во дворе много — приезжайте, поделюсь». Сосед согласился отвезти меня в село Степановка, расположенное рядом с Херсоном. Оказалось, Людмила Васильевна, 62-летняя пенсионерка, посмотрела сюжет по телевизору и прониклась к моему сыну таким уважением, что не пожалела отдать козу, двух козлят и трех индюков. Вон они во дворе гуляют, видите? Фамилию у Васильевны даже забыла спросить. Мы и сами погорельцы, семь лет назад беда случилась — до сих пор не отстроились, живем без потолка. Да разве только без него? Всего не хватает. Так что коза и индюки пришлись очень кстати. Спасибо добрым людям — тихо, без помпы протянули руку помощи.
Вадик подаркам, безусловно, рад. Но если распорядиться по уму, признается, то выбрал бы себе вместо велосипеда какую-нибудь одежду.
- Посмотрите, — поднимает мальчишка штанину брюк. — Этот школьный костюм мне купили три года назад, он мал уже, тесен. Я же расту
- Говорят, что в вашем доме ты — хозяин, — замечаю я. — Вот и купил бы себе, что захочется. Или мама с сестрой тебя не слушают?
- Когда как, — уклончиво отвечает Вадик.
- А что делаешь, если не слушают?
- Тогда я их слушаю, — смеется. — Знаете, этот пожар помог мне определиться с будущей профессией. Я уже год ломаю голову, что выбрать — учусь нормально, вот только физику не люблю. Где продолжить образование? И тут осенило: буду спасателем! Форму бесплатно выдадут Здорово, правда?
Сотрудники Херсонского областного управления МЧС обещают Вадику всяческое содействие при поступлении в профессиональный вуз и уже сейчас здороваются с ним по-взрослому за руку, как с коллегой.
- Одно меня огорчает, — не может сдержать эмоций паренек. — Здесь, в Казачьих Лагерях, живет мой отец. Когда-то давно он не захотел жениться на моей маме — упрекал, будто ребенок не его. Теперь все видят, что я — чистая копия папки, у нас даже походка одинаковая, но все равно он не признает меня. По улице идет — отворачивается, а если в магазине нос к носу столкнемся, в упор не видит. А тут газеты обо мне пишут, по телевизору показывают.
Надеялся, отец подойдет, руку на плечо положит и тихо скажет: «Молодец, сынок! Горжусь тобой!» Только его отношение совсем не изменилось. Конечно, там своя семья, две дочки, но я ведь тоже не чужой
- Я родила Вадика как мать-одиночка, — склонив голову, грустно говорит Ольга. — Его отец сказал: «Мне еще рано жениться, а ты поступай, как знаешь». Потом я вышла замуж за другого, у Вадика родилась маленькая сестричка Лиза. Когда наш дом сгорел, решили с супругом взять десять тысяч гривен в кредит — дом отстроить, теплицами обзавестись. Чтобы вернуть банку деньги, Саша уехал в Киев на заработки. Присылал домой каждый месяц по четыре тысячи гривен, все время звонил. И вдруг у его мамы случился инсульт. Срочно сообщила мужу, он взял билет на поезд, позвонил прямо с перрона — завтра, говорит, буду. Но не приехал — ни завтра, ни послезавтра, до сих пор нет. За это время свекровь умерла, хоронили ее без Саши. В какие только инстанции мы не обращались! Пишем, звоним, а результата нет.
- Сестра ляжет вечером на папину подушку, плачет: «Не верю, что тебя нет, ты приедешь!» — перебивает маму Вадик.
- А ты, сынок, думаешь, что он живой? — с надеждой вглядывается во взрослеющего мальчишку женщина.
- Скажите, — обращается ко мне хозяйка, — такое у вас бывало, чтобы через газету люди нашли друг друга?
- Конечно, было, — вместо меня авторитетно заявляет Вадик. — Тысячу раз!
Провожая нас, маленький хозяин плотно закрывает дверь хаты и, чтобы мама не слышала, интересуется: «Что, в самом деле через «ФАКТЫ» находились пропавшие без вести? Я так переживаю за маму! Без отчима строить планы на будущее просто смешно. Да, было бы здорово получить высшее образование, хорошую профессию. Но пока не поставлю на ноги младшую сестру, об этом даже думать нельзя».
Прощаемся. И так мне хочется верить, что у маленького главы семьи все образуется: отчим найдется, родители купят ему новые брюки, мама выздоровеет, мальчик из вечерней школы вернется в обычную и со временем поступит учиться «на спасателя». А родной отец однажды подойдет и по-мужски пожмет руку, ведь так здорово, когда твой сын — герой.
Тех, кто где-либо видел пропавшего без вести Александа Бекетова (снимок сделан пять лет назад, когда мужчине было 23 года) или что-нибудь о нем знает, родные просят позвонить по телефону 099-062-4135