Виталия Вульфа называли ангелом-хранителем золотого фонда советского кино. Его телепрограмма «Серебряный шар» о легендарных актерах и актрисах считалась настоящей энциклопедией звезд. Казалось, Вульф знал все о Любови Орловой, Галине Степановой, Олеге Ефремове, Александре Вертинском… Да практически о всех легендарных личностях.
Потомственный юрист, Виталий Яковлевич приехал из Баку в Москву и очень быстро обрел друзей в театральном мире. Вошел в состав художественного совета МХАТа, получил квартиру от театра и стал переводить с английского пьесы. Его личная жизнь всегда была покрыта тайной. Элегантного, с иголочки одетого Вульфа, казалось, волнует только искусство. Друзья говорят, что так оно и было…
Он ушел из жизни на 81-м году. До этого долго и тяжело болел. Последний месяц Виталий Яковлевич провел в Боткинской больнице в Москве. В минувшую субботу состояние здоровья известного искусствоведа редко ухудшилось, его перевели в реанимацию. В воскресенье Виталия Вульфа не стало…
— Мое знакомство с Виталием Вульфом — счастливое стечение обстоятельств, — признался «ФАКТАМ» российский режиссер и актер Андрей Житинкин (на снимке справа). — Я, можно сказать, «коренной» вахтанговец, сначала закончил актерский, а
- А диплом вы защитили?
— Конечно, причем весьма удачно. Потом «Старый квартал» шел в театре у Олега Табакова. Главные роли исполняли Сережа Безруков и Марина Зудина. В театре имени Моссовета я ставил пьесу «Внезапно прошлым летом» с Валентиной Талызиной. Вульф был доволен, что спектакль получился по тем временам безумно скандальный, с откровенным разговором об агрессивности малолеток. Он дарил мне пьесы не только Теннеси Уильямса.
- Дарил?!
— Так в театральном мире называется право первой постановки. Помню, из Америки Вульф привез пьесу Стейна о великом танцовщике Нежинском. Она называется «Нежинский, сумасшедший божий клоун». Я ставил ее в Театре на Малой Бронной. Нежинского играл Саша Домогаров. Думаю, это была его лучшая роль. Действие происходит в Вене. Нежинский уже больной, наколотый анаболиками в психиатрической клинике как будто отматывает назад всю свою жизнь. Тогда Вульф меня очень поддержал. Многие не хотели, чтобы Нежинского играл Домогаров. Никто не верил, что актер справится с этой ролью. Виталий Яковлевич взял инициативу в свои руки и просто сказал: «Все, рискуем. Я уверен, что Домогаров справится». Спектакль имел огромный успех, а Вульф на премьере просто светился от счастья!
- Вы ведь с Вульфом сделали также совместный проект в Малом театре.
— Это была шумная премьера, на которую до сих пор трудно попасть. Виталий Яковлевич предложил мне перевод пьесы Сомерсета Моэма «Любовный круг». В главной роли — Элина Быстрицкая. Играет потрясающе! Несмотря на возраст, кокетничает с мужиками, замечательно двигается, поет и даже забрасывает ножку на спинку кресла. Виталий Вульф сам предложил, чтобы роль леди Кити сыграла именно она. Хотя, признаюсь, в Малом театре до выхода спектакля даже тотализатор был: выпустит Житинкин спектакль или нет. Узнав об этом, Вульф лишь рассмеялся.
- Виталий Яковлевич любил приходить на репетиции?
— Обожал. Он был очень театральным человеком. Входил в худсоветы многих коллективов, дружил с актерами. Любил прийти за кулисы перед спектаклем и что-то приятное шепнуть на ухо главным героям. Более того, если актера что-то не устраивало в тексте, Вульф без разговоров соглашался на изменения. В этих вопросах он был человеком компромисса и, может, многим из-за этого казался слишком мягким. Но на самом деле Виталий Яковлевич иногда мог быть резок. Говорил правду, не стесняясь. Особенно в последние годы признавался, что уже имеет право на какие-то свои суждения. Хотя в том, что касается мира театра, нужно все время быть начеку… Вульф любил бывать на прогонах, когда все понятно со светом, звуком. Приходил на первый спектакль с иголочки одетым. Оставался всегда на банкет и поднимал бокал шампанского, провозглашая тост за актеров. Правда, это не мешало ему через какое-то время, если актер «проседал» в роли, сделать замечание.
- У него были любимчики среди актеров?
— Скорее, друзья. Причем в основном это относилось к актерам ушедшего поколения. Дружил с Олегом Ефремовым. Когда в прессе стали появляться материалы, что Ефремов завел МХАТ не туда и вообще он пьющий человек, Вульф яростно бросился защищать его. Всегда
- Вы бывали у него дома?
— Некоторые мои спектакли именно там и были придуманы. Я помню, как Виталий Яковлевич открывал свой старинный огромный шкаф, и оттуда буквально сыпались пьесы! Он был забит рукописями. В советское время многое из переводов Вульфа нельзя было поставить. Они входили в список не рекомендованных к постановке произведений. На вопрос, почему он все-таки занимается их переводом, Виталий Яковлевич отвечал: «Когда-нибудь придет время, и их поставят». Так получилось, что вся слава и огромное количество постановок пришлось на вторую половину жизни Вульфа.
- Он ведь получил образование юриста.
— Рассказывал, что сделал это по просьбе отца. Даже диссертацию защитил, но потом все равно закинул юриспруденцию. Искусство — странная штуковина. Оно затягивает человека, даже если поначалу он выбрал другой путь. Это то, что называется призванием. Вульф часто вспоминал о своей молодости, хранил все фото. Он вообще был человеком, который берег память. На стенах его квартиры было множество фотографий родителей, актеров, с которыми дружил. Говорил: «Это мои иконы». Его близкой подругой была актриса Мария Бабанова, завещавшая ему свои архивы. Его квартира была как музей.
- Кому все это достанется, ведь у Вульфа не было наследников?
— Он все распределил еще при жизни. В этом смысле как юрист был очень щепетильным человеком.
- Говорят, Виталий Вульф никогда не носил джинсы и футболки.
— Что вы! Я часто бывал у него дома, но при мне он никогда не надел халат. В этом смысле Вульф был строгого воспитания, старая школа адвокатов, аристократов XIX века. Единственное, что он себе позволял дома, — более удобные туфли. Брюки, рубашка всегда идеально выглажены. Не любил яркие цвета. Никто не видел его в оранжевом, зеленом или красном.
- И в еде был эстетом?
— Дома Вульф мог есть совершенно простые блюда. Его слабостью были изысканные рестораны. Как только в Москве открывалось новое заведение, он сразу туда отправлялся. Если «влюблялся» в какой-то ресторан, приводил туда друзей, отмечал дни рождения. Любил русскую и европейскую кухни. Не ел восточные блюда, особенно жирные. В этом смысле он был правильным человеком.
- Личная жизнь Виталия Яковлевича всегда оставалась «за кадром».
— Это правда. У него не было жены. Но были романы, увлечения. Хотя он — человек, полностью отдавший себя искусству. Даже не представлял себя в быту. В доме всегда была какая-то помощница. Обычно это простые тихие женщины. Периодически они менялись, но как-то незаметно. По большому счету, дома Вульф находился мало. Страсти других его волновали больше, чем свои. Но это был его выбор… Он спокойно говорил о том, что скоро уйдет из жизни. Знал о проблемах со своим здоровьем. У него был блестящий ум. Поэтому в последний год Виталий Яковлевич старался успеть сделать как можно больше. Я позвонил в больницу незадолго до его смерти. Голос у него был уже слаб, Вульф все время повторял: «Мне больно, очень больно… » Говорю: «Виталий Яковлевич, чем вам помочь?» — «Да нет, тут уже ничего не сделаешь… »
- Помните последнюю встречу с Вульфом?
— Это было на канале «Культура», где Вульф отвечал за творческий процесс. Мы обговаривали детали, как снять на пленку спектакль «Школа любви» с Людмилой Касаткиной в главной роли. Вульф очень этого желал, говорил, что для потомков важна будет именно эта роль Касаткиной. Не успели… Но я обязательно сделаю это. Вульф не любил пустые слова, для него были важны поступки. На встречу он пришел тогда веселый, энергичный. Вульф сам любил себя в творческом, приподнятом состоянии. Так было, когда он обсуждал спектакль или бывал на премьерах. Театр и был для него жизнью.