Здоровье и медицина

«Катюша, родившаяся весом 500 граммов и ростом 29 сантиметров, могла уместиться на ладони своего отца»

12:37 — 19 марта 2011 eye 8897

Завтра родители Кати Бойко, появившейся на свет гораздо раньше срока, празднуют день рождения дочки — ей исполняется годик. А врачи-неонатологи Донецкого регионального центра охраны материнства и детства решили поделиться радостью: развитие малышки соответствует ее возрасту

В семье Нелли и Юрия Бойко, жителей Дзержинска Донецкой области, Катюша первый и очень долгожданный ребенок. Супруги Бойко прожили вместе 15 лет и всегда мечтали о ребенке. Но, увы, первую беременность Нелли выносить не смогла. Когда же женщина наконец-то забеременела во второй раз, ее материнское счастье вновь оказалось под угрозой. У будущей мамы развилась гипертензия — повысилось артериальное давление, и могли отказать почки. Врачи приняли решение: досрочно, путем кесарева сечения, достать ребеночка из утробы матери на 25-й неделе беременности.

«Девочка уже догнала своих сверстников по всем показателям»

 — Наши коллеги, акушеры-гинекологи, предприняли максимум усилий, чтобы мама могла вынашивать ребенка как можно дольше, — рассказал на пресс-конференции, состоявшейся в Донецком пресс-центре «Комсомольской правды», Дмитрий Бессонов, заведующий отделением интенсивной терапии новорожденных Донецкого регионального центра охраны материнства и детства.  — Все прекрасно понимали: чем меньше срок, тем меньше шансов у ребенка. Но, к сожалению, состояние будущей мамы не позволяло ей дальше вынашивать беременность. И вот к нам в руки попала кроха весом 500 граммов и ростом 29 сантиметров. Катюша могла уместиться на ладони своего отца, а папино обручальное кольцо на ее ручонке выглядело, как массивный браслет.

По словам донецких специалистов по выхаживанию недоношенных детей, за три последних года среди младенцев, родившихся на Донетчине раньше срока, Катя — самая крошечная! Однако такие «рекорды» неонатологи не афишируют даже после выписки недоношенных деток из больницы. Медики осторожно заявляют о достигнутом успехе лишь по истечении первого года жизни малыша, появившегося на свет задолго до положенного ему срока — в том случае, если видят, что ребенок не отстает в развитии от сверстников, родившихся с нормальным весом.

 — Пока нам сложно говорить о достоверных показателях среди выживших деток, родившихся весом менее килограмма, так как у Украины всего три года практики выхаживания таких детей, — поделился своими наблюдениями заведующий кафедрой неонатологии Донецкого национального медицинского университета Юрий Батман.  — Мировая, да и украинская статистика такова: лишь 50-70 процентов маловесных недоношенных новорожденных выживают. Из выживших не все дорастают до годика. И часть деток имеют в дальнейшем проблемы с функциями центральной нервной системы, двигательного аппарата, легких, органов зрения. Поэтому наша Катя уникальна. Сейчас девочке год, и мы можем сказать, что она нормально развивается и уже по всем показателям догнала своих сверстников.

Врачи не скрывают, что выхаживание недоношенных детей, появившихся на свет с экстремальным весом, процесс дорогостоящий: пребывание такого ребеночка в реанимации обходится в сумму более двух тысяч гривен в сутки. Кроме того, необходимые для выхаживания препараты очень дороги — одна ампула того же сурфактанта (для раскрытия легких недоношенного ребенка) стоит порядка шести тысяч гривен.

«Одному-двум специалистам выходить такого ребенка было бы не под силу»

Как только Катюшу извлекли на свет, кроху тут же поместили в инкубатор.

 — В нем, в так называемой имитированной утробе, новорожденному компенсируются те функции, которые такой маленький организм еще не в состоянии адекватно выполнять: это и дыхание, и усвоение пищи, и функция центральной нервной системы, поддержка сердечно-сосудистой системы, — объяснил Дмитрий Бессонов.  — В современном инкубаторе ребенок сам(!) регулирует температуру. Датчик считывает температуру с тела ребенка, и если она опускается ниже 37 градусов тепла, то включается подогрев или же, наоборот, охлаждение. Специальные датчики контролируют также влажность, поддерживая ее на уровне внутриутробной.

 — С каждым днем становилось ясно, что наши усилия не проходят даром: ребенок реагирует на лечение, — вспоминает Юрий Батман.  — Это кропотливый труд, в котором ежедневно была задействована масса специалистов. Я могу смело сказать, что Катя — плод коллективного выхаживания. Одному- двум специалистам выходить такого ребенка было бы не под силу.

 — Лишь спустя 36 суток после рождения, когда уже не требовалось особенной дыхательной поддержки, мы смогли перевести девочку в отделение неонатального наблюдения и лечения новорожденных, весила тогда Катя уже 820 граммов, — рассказал доктор Бессонов.

- Мы продолжили делать то, что начали наши коллеги в отделении реанимации: имитировали ребенку внутриутробную жизнь, — говорит заведующая отделением неонатологического наблюдения и лечения новорожденных Елена Стрюковская (на фото).  — Катя находилась в отдельном кувезе и уже дышала самостоятельно. Но ей все еще требовалась интенсивная кислородная поддержка, которую проводили уже с помощью обычной лицевой маски.

В нашем отделении всегда тишина и приглушенный свет — все, как у мамы в животике. Медсестры и врачи никогда не включают звук на мобильных телефонах, так как знают, что один звонок равен примерно 60 децибелам. Резкий хлопок двери или небрежное опускание купола кувеза — это примерно 45 децибел. Звуки такой силы могут спровоцировать у недоношенного кровоизлияние в мозг. Разрешены лишь негромкие мамины колыбельные или спокойная классическая музыка.

«А по зубам Катя вообще чемпионка. Их у нее уже восемь!»

Когда Катя весила 1200 граммов, ее перевели в палату к маме — прямо в кувезе, вместе с аппаратурой и отдельным постом медсестры. Со временем кроха смогла самостоятельно есть из сосочки и уже находилась в кроватке. А когда Катюше исполнилось три с половиной месяца, ее выписали. К этому времени малышка как раз набрала вес обычного новорожденного ребенка — 2500 граммов. «Родители Кати — настоящие герои. Даже расставаться с этой семьей не хотелось!» — призналась доктор Елена Стрюковская.

Впрочем, Елена Анатольевна и не расстается со своими бывшими пациентами.

 — Я со всеми родителями поддерживаю связь, знаю, как развивается каждый ребенок, — не без гордости говорит доктор Стрюковская.  — У нас есть Надя, родившаяся весом 630 граммов, Соня — 720 граммов, но лидер, конечно, Катя Бойко.

За три года из Донецкого регионального центра охраны материнства и детства выписались 22 ребенка, родившиеся с массой тела до килограмма, качество жизни этих детей удовлетворительное. За всеми этими детьми в течение двух-трех последующих лет наблюдают специалисты, им назначают соответствующие исследования, консультируют. Месяц назад в центр приезжала и Катюша Бойко. Сегодня Катя весит семь килограммов.

 — Ходит она пока еще с поддержкой, зато ловко залазит, куда захочет! — рассказала собкору «ФАКТОВ» Нелли Бойко, мама Кати (на фото).  — Агукает, уже даже произносит что-то похожее на «мама, папа». А по зубам Катя вообще чемпионка. У нее их уже восемь! Это при том, что она еще маленькая. По документам годик ей уже исполнился — Катя появилась на свет 9 декабря 2009 года, но мы будем отмечать ее день рождения 20 марта, когда она и должна была родиться.