События в Ливии по-прежнему находятся в центре внимания всего мира. Несколько европейских стран уже рассматривают вопрос о введении ограниченных воинских контингентов для поддержания стабильности в регионе. В то же время МИД Украины так и не смог пока определиться в своей оценке ливийских событий, о чем заявил на брифинге руководитель пресс-службы министерства Александр Дикусаров.
Ситуацию в Ливии «ФАКТАМ» прокомментировал Виталий Гриценко, который сейчас находится в Триполи, где работает специалистом по наземному обслуживанию эксплуатируемых в этой африканской стране украинских самолетов КБ Антонова.
- Что сейчас происходит в Триполи и в стране в целом?
— В самом Триполи все спокойно — работают банки, магазины. Хотя на первых порах я видел какие-то волнения на уровне «палочных бунтов», по улицам бегали люди с палками, говорили о случаях мародерства. Сейчас порядок обеспечивают полиция и отряды дружинников, а население столицы Ливии полностью поддерживает Каддафи. И только на востоке страны продолжаются бои с мятежниками.
- Насколько украинцы, работающие в Ливии, могут чувствовать себя в безопасности?
— У нас заключены долгосрочные контракты, которые мы обязаны выполнять. Работодатель гарантировал нам быструю доставку на Родину в случае малейшей угрозы нашей безопасности. Правда, в первые дни мятежа украинских сотрудников для перестраховки поселили на военной базе неподалеку от столицы. Но сейчас мы уже спокойно работаем, ходим на рынок, не сталкиваясь с признаками агрессии. Отношение к украинцам в целом очень доброжелательное.
- В СМИ появилась информация об участии украинских пилотов в бомбардировках мирных жителей…
— Это абсурд, в небе находятся только ливийские летчики. Более того, я знаю, что армия Каддафи не ведет боевых действий против мирного населения, которое используется повстанцами как живой щит. Тактика правительственных войск основана не на лобовых ударах, а на взятии противника измором.
- Правда ли, что войска Каддафи состоят в основном из африканских наемников?
— Те военнослужащие, которых мне довелось видеть, были арабами. А вот знакомые, проживающие в прифронтовой зоне, рассказывали, что из взятых в последних боях в плен 60-ти повстанцев не было ни одного ливийца. Все пленные оказались выходцами из соседнего Марокко.
- Как вы оцените предложение Франции запретить полеты над Ливией, пока не поддержанное государствами, входящими в состав Совета безопасности ООН?
— Конечно, отрицательно. Наоборот, западным государствам лучше воздержаться от любого вмешательства в сегодняшнее противостояние, дабы не превратить затухающий конфликт в полноценную гражданскую войну. Ведь это может привести к катастрофическим последствиям для Ливии, да и всего региона в целом. Считаю происходящее внутренним делом ливийцев, которые сами разберутся.
В Ливии, занимающей площадь втрое большую, чем Украина, проживают 5 миллионов 700 тысяч человек. 88 процентов населения живет в городах, в основном в Триполи и Бенгази. Больше трети ливийцев — в возрасте до 15 лет. Плотность негородского населения составляет менее одного человека на квадратный километр.
Сегодня в боевых действиях принимают участие идеологически полярные силы — монархисты, социалисты, традиционалисты и мусульманские радикалы.
Фото AP