Несмотря на заявления правительства, цена горючего так и не снизилась до рекомендованного уровня. Вчера средняя по Украине стоимость литра бензина А-95 составляла 9 гривен 60 копеек, бензина А-76 — 8 гривен 95 копеек, дизельного топлива — 9 гривен 5 копеек. На столичных АЗС литр бензина А-95 в среднем продают по 9 гривен 62 копейки, А-76 — по 9 гривен, дизельного топлива — по 9 гривен 6 копеек.
По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко, для уменьшения цены на топливо есть все основания. Министр утверждает, что правительство предпринимает необходимые шаги по увеличению загрузки украинских нефтеперерабатывающих заводов, что даст возможность поставить больше отечественного топлива на внутренний рынок. По мнению Юрия Бойко, увеличение объемов переработки нефтяного сырья на украинских НПЗ позволит уменьшить внутренние цены на нефтепродукты.
Однако правительство не собирается отказываться от мер силового давления на розничных торговцев. Во всяком случае, премьер-министр Украины Николай Азаров подтвердил свое намерение ввести механизм закрытия автозаправочных станций в случае необоснованного повышения ими цен на топливо.
О нынешней ситуации на топливном рынке «ФАКТАМ» рассказал директор ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн.
— После заседания экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов, на котором был установлен новый ценовой коридор, прошла неделя. За это время ситуация серьезно усложнилась. Дело в том, что, зафиксировав розничные цены на уровне 9 гривен 50 копеек на бензин А-95 и 9 гривен на дизтопливо, чиновники Минэнерго ничего не могут поделать с оптовыми ценами. На импорт они влиять вообще не в состоянии, а украинские производители тихо саботируют поручение снизить отпускные цены. «ТНК-ВР Коммерс» с момента заседания вообще скрывает свой прайс-лист, а «Укртатнафта» демонстративно снизила цены, но не отгружает по ним топливо.
Получается, что владельцы АЗС вынуждены приобретать бензин А-95 в опте по 9,30-9,40 гривни за литр, а продавать по 9,50 гривни. Для данного бизнеса это убыток, так как около 70 копеек с каждого литра необходимо для деятельности заправки: уплатить налоги, сборы, зарплату персоналу, коммунальные и арендные платежи и так далее. Если уж мы говорим о государственном регулировании, то оно должно касаться не только розничных торговцев, но и оптовиков. А пока идет игра в одни ворота: весь груз убытков лег на сравнительно небольшой бизнес украинских автозаправщиков, тогда как гиганты индустрии с зарубежным капиталом остались в стороне.
— К чему может привести нынешняя ситуация?
— Прежде всего есть риск возникновения дефицита нефтепродуктов накануне полевых работ. Когда бизнес чувствует опасность, видит убыточность деятельности, он не создает запасов. Этот процесс мы уже наблюдаем, так как нефтетрейдеры не знают, чего ждать от правительства.
В условиях высоких оптовых цен на заводской продукт и ограниченных сверху розничных цен владельцы АЗС ищут пути удешевления закупки. Неудивительно, что прошла всего неделя, как введено регулирование, а на востоке страны уже полно предложений контрабандного топлива. На заводе литр дизтоплива стоит от 8 гривен 70 копеек до 8 гривен 80 копеек, а у контрабандистов — от 7 гривен 30 копеек до 7 гривен 50 копеек. Ощущается и приток на рынок фальсификата и всяческих суррогатов — еще один традиционный выход из ситуации. Дошло до того, что некоторые общеизвестные «бодяжники» даже пресс-релизы выпускают о выполнении правительственных распоряжений по ценам! Таким образом, неграмотное регулирование стимулирует развитие теневого сектора и бьет по потребителю. Думаю, в ближайшее время Минэнерго придется либо повышать ценовой потолок, либо в апреле мы столкнемся с серьезными осложнениями в обеспечении топливом.