Происшествия

В Донецкой области четыре тысячи вкладчиков кредитного союза пытаются вернуть свои средства

17:32 — 22 марта 2011 eye 1313

«Я боюсь поднимать трубку, когда звонит подруга. Что я ей скажу? Что денег, которые она заработала в Израиле тяжким трудом, больше нет?»

Руководитель инвестиционной компании «Злата Рось» Сергей Меркулов в интервью, которые он давал до своего исчезновения, утверждал: «Денег хватит всем». Вкладчики верили. В 2009 году директор с кассой скрылся. А горожане дружно влились в новую общественную организацию «Союз обманутых вкладчиков» и теперь требуют возврата денег у государства, которое, по их мнению, «допустило преступление».

«Он отдал нам по тысяче гривен, сказав: «Я жизнью рисковал, чтобы привезти вам эти деньги»

Стройные ряды людей, тянувшихся во Дворец детского творчества в Харцызске (Донецкая область) в минувшую пятницу, напоминали похоронную процессию. Бывших вкладчиков инвестиционной компании «Злата Рось», идущих на собрание, где должна была отчитываться инициативная группа, интересовал только один вопрос: «Где и когда будет производиться возврат вкладов?» Никто не желал смириться с мыслью, что своих денег они, скорее всего, уже не увидят. Даже если Сергея Меркулова, директора их лопнувшей инвесткомпании, наконец-то поймают и приведут в суд.

Инвестиционная компания «Злата Рось» просуществовала в Донецкой области восемнадцать лет. Такое долголетие на рынке финансовых услуг и привлекло в ее ряды около четырех тысяч вкладчиков. Последний раз свои дивиденды люди получили в январе 2009 года.

 — С середины 2008-го выплачивать дивиденды стали с перебоями, а в начале января 2009 года директор выдал всем вкладчикам (независимо от размера вклада) по одной тысяче гривен, сказав: «Я жизнью рисковал, чтобы привезти вам эти деньги — так спешил, что даже в аварию попал», — рассказывает мне одна из потерпевших Наталья Фоменко (фото).  — При этом на общем собрании вкладчиков (которое состоялось по нашей инициативе) Меркулов страшно ругал нас за то, что мы, забирая свои депозиты, «разваливаем компанию». Убеждал нас перетерпеть мировой финансовый кризис и не забирать свои деньги, на которые «рассчитывают инвесторы». А когда дивиденды платить совсем перестали, сотрудники офиса компании «Злата Рось» все еще продолжали убеждать нас, что деньги нам вернут, как только будет введен в строй и продан крупный объект — то ли молокозавод, то ли рынок в Киеве. Мол, и покупатель уже есть.

Собеседница достает пачку газетных публикаций. В своем интервью под многообещающим заголовком «Денег хватит всем!» директор ИК «Злата Рось» Сергей Меркулов утверждал: «Средства ИК «Злата Рось» и инвесторов вложены в строительный, авиационный бизнес, переработку сельхозпродукции и производство продуктов питания… Мы — серьезный крупный игрок в финансовой сфере, конкуренты многим банкам». Тех, кто требовал свои вклады обратно, Меркулов называл паникерами. В рекламном объявлении (на рекламу компания никогда не скупилась) вкладчикам «в рамках программы лояльности — за доверие и преданность» предлагались бонусы в виде дополнительных двух-пяти процентов. В другом же рекламном объявлении администрация ИК «Злата Рось» убедительно просила «людей с больной психикой, распространяющих лживые и панические слухи… не беспокоить». Напомним, что в январе 2009 года вкладчики видели свои деньги и директора в последний раз.

«Ни в одном лопнувшем кредитном союзе не было стабилизационного фонда»

Армия же «паникеров» тем временем росла. По данным следствия, четырем тысячам вкладчиков «Златой Роси» компания задолжала 16 миллионов гривен, два миллиона долларов и 600 тысяч евро. Сергей Меркулов объявлен в межгосударственный розыск, и уже выдана санкция на его арест.

 — Ни заводы, ни рынки, ни самолеты Меркулов на самом деле не строил, — говорит заместитель начальника следственного управления Донецкого милицейского главка Вадим Лачин.  — Офис, который был обозначен как юридический адрес компании, находился на территории… одного из киевских рынков. Деньги вкладчиков просто похищались. Зачастую «красный уголок» подобной компании или кредитного союза украшает не лицензия, разрешающая оказание финансовых услуг, а ее цветная ксерокопия. «Злата Рось», например, была лишена лицензии Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госкомфинуслуг) еще в 2006 году и после этого сменила вывеску, назвавшись инвестиционной компанией. Но фактически оставалась кредитным союзом, то есть своего рода «кассой взаимопомощи».

По мнению собеседника, сама идея таких «касс взаимопомощи» неплоха: вкладчики кредитуют друг друга, и те, кто дает в долг, наращивают свой капитал, получая проценты по возвращенным кредитам. Но, увы, Закон о кредитных союзах, вышедший в 1995 году, имеет пробелы, которыми пользуются мошенники. Например, не прописана обязательная процедура ликвидации кредитного союза после потери им лицензии. В самих же кредитных союзах отсутствует механизм жесткого контроля как за поступающими средствами вкладчиков, так и за возвратом средств по выданным кредитам. Кстати, проверить наличие лицензии организации, которой вы намерены доверить деньги, можно на сайте «Госкомфинуслуг» http://www. dfp. gov. ua

 — Ни в одном лопнувшем кредитном союзе, по крайней мере, в Донецкой области, не было стабилизационного фонда, тогда как любой уважающий себя банк является членом Фонда защиты вкладчиков, — рассказал майор Лачин.  — Поэтому в банке риск невозврата депозита даже при условии форс-мажора, например, финансового кризиса в стране, все же ниже, чем в кредитном союзе.

По информации Вадима Лачина, следственным управлением Донецкой областной милиции расследуются дела семи кредитных союзов, где имелись хищения денег у вкладчиков. Также изучают деятельность кредитного союза «Добробут» (им занимается Главное следственное управление страны), который имел несколько филиалов в областных центрах Украины. Силами донецких правоохранителей устанавливались потерпевшие, проживающие в Донецкой области. Как оказалось, из 12 тысяч вкладчиков «Добробута» в упомянутом кредитном союзе канули в Лету деньги семи тысяч донетчан.

Расследуя уголовные дела лопнувших кредитных союзов, оставивших после себя армии потерпевших вкладчиков, правоохранители пришли к выводу, что существует два основных способа хищения вкладов.

Первый способ, как рассказал Вадим Лачин, использовался в инвестиционной компании «Злата Рось». Деньги, поступавшие в кассу от вкладчиков, просто выносились оттуда по бухгалтерским документам — выданным под отчет по расходным ордерам, выписанным на имя председателя правления. То есть фактически это пирамида вроде памятной «МММ», где «задние» кормят «передних». Люди получают дивиденды и не изымают своих вкладов из кассы годами, да еще и добавляют средства на свой счет — в погоне за возрастающими процентами. И так продолжается до тех пор, пока не иссякнет кредит доверия и вкладчики не потребуют обратно свои депозиты вместе с выросшими процентами.

Второй способ — оформление фиктивных кредитов на подставных лиц или реальных вкладчиков. Это когда на члена кредитного союза, который брал и честно вернул кредит с полагающимися процентами, снова оформляют кредит — по его же документам, но без его ведома. Правда, от такой беды ни кредитный союз, ни банк не застрахованы.

 — Люди не хотят вчитываться в договоры, которые они заключают с кредитными союзами и инвестиционными компаниями, а ведь часто в этих документах отсутствует даже упоминание о гарантии возврата вложенных средств, — рассуждает Вадим Лачин.  — Некоторые сбежавшие директора развалившихся кредитных союзов уже найдены и предстали перед судом, но у них нет ни имущества, ни денег, которыми можно было бы расплатиться с вкладчиками. Сдавая деньги в кредитный союз, люди не отдают себе отчета в том, что страшно рискуют. Граждан привлекают обещанные им большие проценты по вкладам, которые им выплачивают какое-то время. А из чего «нарастают» эти невероятные проценты, вкладчики знать не хотят. По крайней мере, до тех пор, пока им выплачивают эти нереально высокие проценты.

«Офис располагался рядом с горисполкомом, нашего директора по телевизору показывали. Как же не поверить?»

 — У Меркулова был аэроклуб под Киевом — сама по телевизору видела, — вспоминает обманутая вкладчица Наталья Фоменко.  — Показывали, как он управляет прогулочным самолетом, и говорили, что все эти самолеты принадлежат ему. Компания проработала почти 18 лет, и ее офис располагался рядом со зданием горисполкома. Как же не поверить? Моя мама вложила деньги в «Злату Рось» еще в 2001-м, я — в 2003-м. Всей нашей семье и еще моей близкой подруге «Злата Рось» должна около 50 тысяч долларов.

Когда Наталья Алексеевна вложила свои деньги, по некоторым видам вкладов платили 50 процентов годовых, затем 10-20 — в зависимости от того, в какой валюте вклад и на сколь длительный срок размещен. Эти дивиденды и позволяли потерявшей работу женщине предпенсионного возраста сводить концы с концами. Когда в гости к Наталье Алексеевне зашла ее подруга, приехавшая из Израиля, где она много лет находится на заработках, и спросила, из какого источника Наталья Фоменко наполняет свой бюджет, та не скрывала правды. И землячка приняла решение тоже стать вкладчицей ИК «Злата Рось». Получая денежные переводы от подруги, Наталья Алексеевна в тот же день несла их в кассу «Златой Роси». В этой кассе хранила и, как она думала, приумножала свои сбережения и родная сестра Натальи Фоменко, которая работала в Италии. Сестра уже вернулась на родину — к разбитому корыту, а подруга из Израиля — «на подходе».

 — Для того чтобы уехать в Италию, моей сестричке пришлось в свое время продать квартиру здесь. Она думала, что приедет и на накопленные деньги купит жилье получше, будет жить на проценты, — сетует Наталья Фоменко.  — И подруга из Израиля вот-вот должна вернуться — она там больше работать не сможет, так как попала в аварию и сильно пострадала. Я теперь боюсь поднимать трубку, когда она звонит из Израиля. Что я ей скажу? Что денег, которые она заработала тяжким трудом, больше нет?

Аналогичными печальными историями вкладчики щедро делятся и на своих собраниях, где инициативные группы отчитываются о проделанной работе по возврату вкладов, и на судебных заседаниях — те, у кого процесс по лопнувшему союзу уже стартовал. Также обманутые вкладчики толпами осаждают суды. Хотя вернуть «живые» деньги удается единицам. Вадим Лачин рассказал «ФАКТАМ» об одном таком случае.

Лидер инициативной группы кредитного союза «Славянский», о крахе которого «ФАКТЫ» писали в 2008 году, еще до того момента, как удравшего директора этого союза поймали и дело передали в суд, была избрана председателем правления и правдами-неправдами получила список членов союза, где, в частности, были указаны и заемщики. Женщина, которая всю жизнь проработала бухгалтером, сама проделала колоссальную работу. Она нашла реальных заемщиков, которые были согласны погашать кредит, и в индивидуальном порядке вернула себе вклад, после чего уехала на ПМЖ за границу. А ее товарищи по несчастью остались ни с чем. Поэтому следствие настойчиво предлагает потерпевшим работать с официальными правоохранителями, не уповая на вновь избранных вождей, тем более что большинство лопнувших кредитных союзов никакой бухгалтерской документации после себя не оставили.

Остальные же обманутые вкладчики уповают на ту статью Гражданского кодекса Украины, которая гласит, что имущественный вред, причиненный физическому лицу, возмещается государством, если лицо, совершившее преступление, не установлено или является неплатежеспособным. Вкладчики намерены подавать в суд на государство, потому что сбежавший директор неплатежеспособен — это уже установлено правоохранителями, а государство, по их мнению, не обеспечило им законодательно защиты от мошенничества. В упомянутой статье есть пункт 2: «Условия и порядок возмещения вреда… устанавливаются законом». Пока же в нашем государстве не создан фонд, из которого могли бы возвращаться средства, украденные у вкладчиков. А главное — не определен источник, из которого будет наполняться этот фонд. Зато теперь повсеместно создаются союзы обманутых вкладчиков. Эти формирования, по сути дела, начинают выполнять функции партий. Они уже борются не только за свою первостепенную задачу — возврат вкладов, но принимают участие и в других массовых акциях: например, недавно устроили пикет с требованием повторно провести общественные слушания по вопросу изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Кстати, вкладчики «Златой Роси» сами выпустили развернутую «ориентировку» по розыску Меркулова, где указали телефоны не только милиции — 102 и 0 800 505 102 (все звонки бесплатны), но и членов инициативной группы — они хотят увидеть Меркулова первыми!