Житейские истории

«Я не сбежал из этой страны, а остался ждать суда, чтобы доказать своим детям: «Я не преступник!»

14:22 — 28 марта 2011 eye 1637

62-летний украинский капитан дальнего плавания Сергей Масленников уже восемь лет томится в испанской тюрьме. И даже после тяжелой онкологической операции продолжает добиваться справедливости, объявив бессрочную голодовку

Биография 62-летнего одессита Сергея Масленникова типична для моряка советской закалки: мореходка, армия, Высшее морское училище, пассажирские и торговые суда Дунайского и Черноморского пароходств. В 1988 году стал капитаном дальнего плавания. После распада Союза Сергей Александрович долго не мог поверить, что Украина допустит уничтожение флагмана торгового флота — Черноморского морского пароходства.

Просидев несколько лет без работы, капитан решил в 1997 году попытать счастья под чужими флагами. Крюинговая компания «Юми трейд», находившаяся в Одессе, нанимала тогда экипажи на суда иностранных владельцев. Так и попал Масленников на буксир-спасатель «Zudar Sexto», зарегистрированный на Мальте. Причем контракт с ним подписал именно украинский наниматель — директор «Юми трейда» Кононенко. Эти детали окажутся вскоре решающими в судьбе Сергея Масленникова, ведь главным обвинением против него станет знакомство с владельцем буксира — гражданином России Эдуардом Оруджевым.

Чтобы помочь мужу оплатить хорошего адвоката, Инна продала их квартиру в центре Одессы

Конец 1990-х годов был временем разгула международной наркомафии, и европейские страны, в том числе Испания, объявили ей войну. В 2003-м испанцы начали масштабную операцию по борьбе с русскими наркотрафиками и отмыванием денег в банках своей страны. В сети испанского правосудия попали тогда более 200 выходцев из России, Грузии и Украины. Один из эпизодов их преступной деятельности — транспортировка около семи тонн кокаина судном «South Sea», принадлежащим Эдуарду Оруджеву, как и буксир-спасатель «Zudar Sexto», на котором ранее служил капитан Масленников.

Правда, в момент задержания наркогруза Сергея Масленникова и его команды уже не было на буксире, их перевели на сухогруз, который возил металл из порта Кабо-Верде на острова Зеленого Мыса. Но дотошные стражи правопорядка, отслеживая все связи Оруджева, в число подозреваемых включили и бывших его подчиненных — капитана Масленникова с экипажем в пять человек.

Все это арестованный капитан, конечно, рассказал следователю. Как и о том, что владельца судоходной компании видел лишь пару раз: когда нанимался на буксир в Одессе и в Испании, когда Оруджев нанес несколько визитов на буксир. «Никаких противозаконных приказов от него я не получал, — написал Сергей Масленников в своих показаниях, — так же, как и не подписывал ни одного незаконного документа». Впрочем, в суде от слов капитана осталась лишь первая часть: знаком… Она и легла в основу обвинения в причастности к наркоторговле. В решении суда и сенсационных заголовках испанских газет появилась новая формулировка — «русско-украинская мафия».

Экипаж Сергея Масленникова два года продержали в тюрьме Кабо-Верде без суда и следствия, хотя моряки ни малейшего отношения не имели к задержанному у берегов Испании судну «South Sea» с грузом наркотиков на борту — всего лишь буксировали его в порт Миндело, как и десятки других судов. В октябре 2005-го моряков выпустили, взяв с них подписку о невыезде. Оказавшись в чужой стране без средств к существованию, украинцы всеми правдами и неправдами решили покинуть Испанию. И это им удалось.

Не уехал только капитан. «Это вопрос чести! — сказал он своим подчиненным.  — Я докажу в суде нашу невиновность и добьюсь, чтобы владелец компании выплатил вам зарплату». Бегство из страны означало для него признание собственной причастности к «российско-украинской мафии». Как жить потом с этой обидой и позором? Страх перед неизвестностью и надежда на справедливость боролись в душе 56-летнего капитана: он же ни в чем не виноват, не может суд такой демократической страны оклеветать невиновного! Да и как объяснить родным, детям, друзьям, за что просидел два года в испанской тюрьме?

Как жил в Испании капитан до суда, не знает даже его жена Инна. «Звонил часто, но никогда не жаловался, — тяжко вздыхает она.  — Наняться на корабль он не имел права, перебивался случайными заработками, обитал в каком-то приюте для трудовых мигрантов. Досудебное следствие длилось четыре года — за все это время испанское правосудие даже не предоставило мужу постоянного адвоката! И самое главное — никаких доказательств вины. Следователь твердил одно: вы были знакомы с Оруджевым… Я знаю, что даже в приговоре, несмотря на предоставленные Сергеем документы, было указано, что контракт он подписал в России именно с Оруджевым. Но ведь это неправда! И Сергей в своем последнем слове тоже об этом говорил. Суд, однако, даже не захотел разбираться, все было заранее решено».

Чтобы помочь мужу оплатить хорошего адвоката, Инна продала их квартиру в центре Одессы и переехала жить к маме, в маленькое село на Днепропетровщине. Но и это не помогло. В июле 2009 года испанский суд приговорил украинского капитана Сергея Масленникова к лишению свободы на 9 лет и 1 день, а также к штрафу в астрономической сумме — 69 миллионов 610 тысяч евро.

Все просьбы о медицинской помощи оставались без ответа

«В суде не было доказано ни одного факта моей виновности и моего экипажа в транспортировке наркотиков, — написал Сергей Александрович в письме Президенту Украины, в Комитет по защите прав человека и украинский МИД.  — Главным аргументом судей было: «Мы считаем, что вы принадлежите к банде наркоторговцев». Ладно бы, меня кто-то из экипажа оклеветал или следователи подтасовали факты, тогда бы адвокатам была работа. Но мне вообще никаких доказательств или фактов в суде не предъявили! И это в демократической стране! Суд даже не удосужился рассмотреть судовой журнал и другую документацию, которая велась в соответствии с международными нормами, все просто конфисковали. Конечно, разве «банда» может вести какую-то документацию?!»

Когда Масленников находился в мадридской тюрьме «А Lama», в конце 2004 года у него начались боли в горле. Но все просьбы о медицинской помощи, которые он передавал тюремному врачу, оставались без ответа. С января 2005-го боль стала такой невыносимой, что капитан, после нескольких письменных жалоб начальнику тюрьмы, обратился в украинское консульство. Неоднократные звонки консула тюремному руководству ситуацию мало изменили. Без врачебного осмотра, постановки диагноза заключенному просто передали через охранников таблетки от ангины и антибиотики. Еще целых полгода Сергея Александрович терпел эту муку, затем объявил голодовку. Только после этого, убедившись, что узник сдаваться не собирается, руководство тюрьмы направило его в военный госпиталь. Когда врач обнаружил в горле огромную опухоль, долго качал головой: «Что же вы так поздно обратились?»

«В Испании есть закон о защите бездомных собак, — написал Сергей своей жене.  — Тот, кто их обидит, может лишиться свободы. Но на представителей третьего мира никакие законы не распространяются, даже собачьи».

Впрочем, его все-таки направили в больницу. Чтобы удалить злокачественную опухоль, пришлось сделать два огромных разреза: от левого уха до ключицы и вверх до подбородка. После операции — химиотерапия и облучение… В октябре 2005 года измученного болезнью, обессиленного после операции и процедур Масленникова наконец отпустили из тюрьмы под подписку о невыезде. И даже в таком состоянии капитан решил бороться за свою честь до конца! В декабре 2010-го узник испанской тюрьмы «Мадрид-5» Сергей Масленников подал апелляцию в Верховный суд Испании, но до сих пор даже не назначено время ее рассмотрения.

Изможденный, больной человек уже более месяца отказывается от пищи. Но его апелляцию суд так и не рассмотрел

Пока шло следствие, жена капитана Инна Масленникова вместе с ним верила в правосудие. Как могла, пыталась поддержать мужа во время болезни. Но вскоре поняла, что Сергею вряд ли можно рассчитывать на справедливость. И стала бить во все колокола. Первым откликнулся Фонд помощи морякам «Ассоль», его председатель Анна Муругова обратилась не только в МИД Украины, в Комитет по защите прав человека, но даже в православную церковь Мадрида. Настоятель Христорождественского прихода иерей Андрей Кордочкин навестил Сергея Александровича в тюрьме, принес ему одежду, положил деньги на тюремный счет (заключенные имеют право тратить на личные нужды до 70 евро в неделю).

Заместитель директора консульской службы украинского МИД Анатолий Михоник тоже заверил, что дело Масленникова у них на контроле. Нашего соотечественника навестил в тюрьме «Мадрид-5» консульский сотрудник, встретился с заместителем директора тюрьмы и заручился обещанием предоставлять гражданину Украины медицинскую помощь.

У Инны Александровны уже целая пачка подобных ответов из самых разных инстанций. Анатолий Михоник сообщает: «Посольство Украины в Испании в декабре 2010 года отправило ноту в Министерство иностранных дел Испании, в которой содержится просьба к Министерству юстиции содействовать скорейшему рассмотрению Верховным судом Испании апелляции, поданной адвокатом Масленникова». Украинская сторона выражала уверенность в объективном рассмотрении дела и возможной отмене приговора, вынесенного Центральным следственным судом Мадрида. Но пока длится эта переписка, капитан Масленников медленно умирает в испанской тюрьме. Самое страшное для него — что с клеймом наркоторговца…

Почти 30 процентов заключенных в Испании, сообщает статистика, — граждане других держав. Поэтому мадридская тюрьма, где содержатся иностранцы, переполнена. Насколько невыносимо больному человеку здесь находиться, можно судить только по одному факту, почерпнутому в интернете: в 30-метровой камере тюрьмы Вальдеморо содержится 18 человек. Между тем здоровье капитана с каждым днем ухудшается. После химиотерапии и облучения у него появились язвы во рту, постоянно болят и крошатся зубы. Но помощи медиков он уже даже не ждет.

«Я не врач и не могу сказать, что означают эти симптомы, — написал Сергей Александрович жене, — но мне не то что есть, даже рот открывать больно. Обратиться за помощью здесь совершенно не к кому. Я не могу добиться правды, и мне уже нечего терять. Испанское правосудие уничтожило мою жизнь, жизнь близких мне людей (за время заключения у Масленникова умер сын.  — Авт. ), отняло любимую работу, не побрезговав даже здоровьем. Теперь к этим душевным страданиям прибавилась ежедневная, непрерывная физическая боль. Но я все равно не покорюсь. Потому что считаю себя невиновным».

Международные юристы знают: если иностранец попал в испанскую тюрьму, суд не интересует, совершал ли он преступление. Борьба адвокатов идет исключительно «за» или «против» экстрадиции. Но капитан Масленников от экстрадиции категорически отказывается. Ему не нужно подачек от испанского правосудия, он требует справедливости. И ради этого готов на все!

Чтобы привлечь внимание испанской Фемиды, украинский капитан объявил бессрочную голодовку. Изможденный, больной человек уже более месяца отказывается от пищи. Но его апелляцию суд так и не рассмотрел. Между тем испанские газеты сообщили недавно о том, что из тюрьмы «по гуманным соображениям» освобожден боевик баскской террористической организации «Эта», осужденный за убийство 25 человек. Он оказался на свободе только потому, что объявил голодовку и возникла угроза его жизни. А ведь угроза жизни украинского капитана существует уже давно. Но никого это не волнует.

Для оказания помощи в лечении и адвокатской защите Сергея Масленникова его жена открыла счет в банке, на который все, кому небезразлична судьба капитана, могут перечислить деньги.

Текущий счет № 26209321174200 в АТ «Укрсиббанк» г. Харьков, МФО 351005, код ЕДРФО 2321902062.

Средства можно также перечислить через банк по системе Western Union иерею Андрею Кордочкину: Получатель Andrey Kordochkin, Мадрид, Испания, номер документа, удостоверяющего личность: Х5720026Н. Обязательно сделать пометку «Для Сергея Масленникова». При наличии обратных координат священник готов выслать квитанции о переводе денег на тюремный счет.

Фото из семейного альбома