Исключив из Налогового кодекса под давлением предпринимательского майдана все положения, касающиеся реформы упрощенной системы налогообложения, создатели документа оставили только один пункт, но самый важный: с 1 апреля предприятия не смогут относить к расходам деньги, перечисленные на счета «упрощенцев». Это существенно остудило экономический интерес большинства фирм к сотрудничеству с такими предпринимателями…
По замыслу составителей кодекса, данное ограничение должно будет поломать устоявшиеся схемы минимизации налоговых обязательств предприятий. Какие именно? Об этом «ФАКТЫ» спросили заместителя главы Государственной налоговой службы Украины Александра Клименко, попросив также рассказать, что делать тем предпринимателям-»упрощенцам», чья работа с юридическими лицами с 1 апреля поставлена под угрозу.
— Согласно данным налоговой службы, сегодня в Украине на упрощенной системе налогообложения работают 1 миллион 100 тысяч предпринимателей, — рассказывает «ФАКТАМ» Александр Клименко. — Из них 700 тысяч человек никогда не сотрудничали с юридическими лицами. Это почти две трети «упрощенцев». Так вот, в их работе с 1 апреля абсолютно ничего не изменится.
- Но ведь есть еще 400 тысяч предпринимателей, которые с юридическими лицами сотрудничают…
— Проанализировав деятельность предприятий, сотрудничающих с «упрощенцами», налоговая служба обнаружила, что 170 тысяч предпринимателей оказывают услуги той же фирме, в которой работают. То есть они фактически являются наемными работниками, которых руководители предприятия зарегистрировали плательщиками единого налога с одной целью — сэкономить на налогах и сборах. Чаще всего такие схемы используются в розничной торговле, а также при предоставлении аудиторских, бухгалтерских и консультационных услуг. Это первая схема минимизации, которую мы с апреля, я надеюсь, поломаем.
- Много недоплатили предприятия, экономя на налогах и сборах?
— Считайте сами: 15-17 процентов зарплаты уходит в казну в качестве налога на доходы физических лиц, кроме того, предприятие начисляет около 37-38 процентов социальных сборов… По нашим подсчетам, из-за такой схемы бюджет потерял более 1 миллиарда гривен налога на доходы физических лиц за год и около 2 миллиардов гривен социального сбора.
- Вы сказали «первая схема минимизации». Есть и другие?
— И не одна. Например, предприятие продает свою продукцию не напрямую, а при участии одного или нескольких посредников-»упрощенцев». Казалось бы, ну и что? Но есть маленький нюанс: фирма продавала «упрощенцам» товар по заниженным ценам (уменьшая таким образом свои прибыль и налог), а те потом перепродавали его по настоящей стоимости. Ведь у них налог от выручки не зависит, в любом случае платят в бюджет максимум 200 гривен.
- Я уточню: с 1 апреля фирмы по-прежнему смогут выплачивать деньги «упрощенцам», но лишаться возможности отнести эти суммы к расходам, а значит, будут платить с них налог на прибыль?
— Да. Кстати, напомню, что с апреля ставка налога на прибыль снизится с 25 до 23 процентов.
- Еще вопрос: нельзя включать в расходы деньги, выплаченные только «упрощенцам»-предпринимателям? Или «упрощенцам»-предприятиям тоже?
— Речь идет лишь о средствах, перечисленных физическим лицам, работающим на упрощенной системе налогообложения.
- А предприятие, которое платит единый налог, может перечислять деньги частным предпринимателям-»упрощенцам»?
— Конечно! Любое предприятие может перечислять деньги «упрощенцам». Работает ли оно на едином налоге или на общей системе… Речь идет о том, что с 1 апреля эти деньги будут облагать налогом на прибыль.
Ну а для предприятий, работающих на едином налоге, ничего не изменится. Они будут платить те же налоги и сборы, что и сейчас.
- Говорят, от такого новшества многие люди свернут свое дело и в результате сильно обеднеют местные бюджеты, куда поступает единый налог…
— А я вам на то отвечу простой статистикой. Во-первых, на сегодняшний день в сумме доходов местных бюджетов налог на доходы физических лиц составляет 74 процента, а единый налог — 1,6 процента. Так, за январь-февраль 2011 года в местные бюджеты поступило 7 миллиардов 300 миллионов гривен налога на доходы физических лиц и около 160 миллионов единого налога.
Во-вторых, хочу сказать пару слов по поводу сворачивания бизнеса. По оперативной статистике Государственной налоговой службы Украины, если к 1 января 2010 года в Украине было зарегистрировано 2 миллиона 650 тысяч предпринимателей, то на 1 января 2011 года их число даже немного увеличилось — до 2 миллионов 700 тысяч.
Кроме того, как я уже сказал, из 400 тысяч «упрощенцев», работающих с юридическими лицами, 170 тысяч фактически являются наемными работниками, которые с 1 апреля просто перейдут в штат предприятия. Из их зарплаты работодатели будут платить не 200 гривен единого налога, а полноценный подоходный налог. А также все социальные сборы. Поэтому их так называемое закрытие, наоборот, принесет местным бюджетам дополнительные деньги, а самим наемным работникам — социальную защищенность.
Как видите, фактически данное новшество коснется только 230 тысяч оставшихся предпринимателей. Но это же не значит, что они должны будут свернуть свою деятельность, просто они смогут выбрать другую систему налогообложения. И продолжать работать.
— Что значит «другую систему»? Какой вообще выход у этих «упрощенцев», если с ними откажутся сотрудничать фирмы?
— Я скажу так: если этот предприниматель получал прибыль только от участия в схемах минимизации налоговых обязательств, то с 1 апреля ему нужно будет искать другую сферу деятельности. Ну а если предприниматель реально предоставлял услуги разным юридическим лицам и желает продолжить это сотрудничество, у него как минимум два выхода. Во-первых, он сможет перейти на общую систему налогообложения как физическое лицо и платить 15-процентный налог. Причем не с доходов, а с полученной прибыли. А во-вторых, он может создать свою фирму.
- Предположим, человек решит остаться частным предпринимателем, но уйти с упрощенной системы. Какие налоги ему придется платить?
— Если он решит заниматься предпринимательской деятельностью как частное лицо, то с него будет взиматься обычный налог на доходы физических лиц. В размере 15 или 17 процентов.
- Как его считать? Предпринимателю нужно будет подавать декларацию? Как часто — по итогам года или раз в квартал?
— Я уже сказал, что налогом на доходы физических лиц облагается полученная предпринимателем прибыль. То есть если он предоставит в налоговую службу документы о полученных доходах и о понесенных расходах, то налог ему придется платить только с разницы.
Что касается механизма уплаты такого налога предпринимателями, то он вносится ежеквартально.
- Четыре раза в год? Это же каждый раз нужно считать свою прибыль! Сложно…
— Вовсе нет! Как бы попроще объяснить?.. Предприниматель платит налог авансом. И на протяжении года ему не нужно делать никаких промежуточных расчетов.
- Как же он тогда узнает размер аванса?
— Авансовые платежи рассчитываются предпринимателем самостоятельно, и их размер составляет 25 процентов суммы уплаченного налога с чистого дохода за прошлый год.
- То есть если я за 2010 год по итогам своей предпринимательской деятельности (не будучи «упрощенцем») заплатила 4 тысячи гривен налога, то в 2011 году делю это сумму на четыре и плачу по тысяче каждый квартал в виде авансовых платежей?
— Совершенно верно, хотя и упрощенно. А уже по итогам отчетного года предприниматели подают декларации о доходах. Производят окончательный расчет налогового обязательства за год с учетом уплаченных авансовых платежей.
Но если человека не устраивает такой вариант, то, как я уже отметил, он может создать свое предприятие и работать на том же едином налоге. Просто уже как юридическое лицо.
Мы сейчас, в канун внедрения новых норм Налогового кодекса, проводим семинары, консультации, тренинги для предпринимателей, чтобы рассказать им о разных схемах налогообложения и вариантах перехода на них. Кроме того, при Государственной налоговой службе Украины и в регионах работают бесплатные консультационные телефонные линии.
- Допустим, человек вообще решит завершить свою предпринимательскую карьеру. Но ведь и это сейчас непросто, люди ждут месяцами, чтобы налоговая провела положенный при закрытии аудит. А еще нужна справка из Пенсионного фонда…
— Где это люди ждут месяцами? Есть установленный законом срок — десять дней, в течение которых должен быть проведен налоговый аудит закрывающегося предприятия. И если налоговые органы на местах затягивают с этим, тогда предприниматель может обратиться в вышестоящие инстанции. В конце концов, есть телефоны доверия. И мы гарантируем оперативную реакцию на каждый подобный звонок. Для нас очень важны партнерские отношения с налогоплательщиками. Мы сделаем все возможное, чтобы наше общение было максимально комфортным. Поэтому, если у предпринимателя возникает проблема из-за каких-то бюрократических препон или халатности сотрудников налоговой службы, примем самые жесткие меры для ее решения.
- Кстати, о партнерских отношениях… К 20 марта возле налоговых инспекций начали выстраиваться очереди: люди пытались сдать декларации по налогу на доходы физических лиц. В том числе предприниматели, у которых наемной силы нет. И самое страшное, что такие декларации предписано сдавать каждый месяц!
— Я понимаю ваш вопрос, но могу сказать, что в ажиотаже есть и доля вины самих предпринимателей, которые бросились сдавать декларации под конец срока. Действительно, это новое положение обязывает всех работодателей, даже потенциальных, ежемесячно до 20 числа подавать в налоговую службу декларации по налогу на доходы физических лиц.
В марте, после введения в силу Налогового кодекса, такие декларации сдавались впервые. Причем сразу за два месяца — январь и февраль. Понятно, что не все поняли, что им тоже нужно подавать отчеты, и обратились в налоговую службу уже к концу срока. Поэтому к 20 марта и возникли очереди. Но мы оперативно решили проблемы. Налоговые инспекции работали в выходные дни, а последний день приема отчетности был понедельник, 21 марта. Также, в соответствии с переходными положениями Налогового кодекса, штрафные санкции за нарушение сроков подачи такой декларации за прошлые налоговые периоды (январь-февраль 2011 года) не применяются. Это связано с тем, что приказ ГНА Украины, которым утверждена декларация по налогу на доходы физических лиц, вступил в силу только с 18 февраля 2011 года.
Кроме того, мы проанализировали ситуацию, поговорили с предпринимателями, посоветовались и постараемся в дальнейшем сделать все возможное, чтобы подобное не повторилось.
- Отмените декларации для тех, у кого нет наемных работников?
— Уже отменили. Учитывая поручение Президента Украины, которое он дал 21 марта, чтобы избежать возможного социального напряжения, а также дополнительной нагрузки на налогоплательщиков, связанной с заполнением и подачей отчетности, было принято решение: налоговые агенты, которые не имеют наемных работников и не проводят начисления (предоставление, выплату) доходов физическими лицам в отчетном месяце, могут не подавать к налоговому органу такую декларацию за соответствующий отчетный период.
- Уточню: за те месяцы, когда предприниматель не нанимал работников, он декларацию может не подавать?
— Именно так. Это было сделано для создания благоприятных условий по ведению налоговой отчетности в нашей стране, как шаг к установлению партнерских отношений между налоговой службой и налогоплательщиками.
Консультационная горячая линия Государственной налоговой службы Украины (с 8. 00 до 20. 00, кроме субботы и воскресенья) | 0-800-501-007 |
Консультационная горячая линия Государственной налоговой администрации Киева (с 9. 00 до 18. 00, кроме субботы и воскресенья) | (044)461-77-00 |
Телефон доверия Государственной налоговой службы Украины (круглосуточно) | (044)272-24-89 |