У молодых людей к разрушению суставов нередко приводят травмы или перенесенные заболевания. К примеру, бронхиальная астма, при которой человек длительное время принимает гормональные препараты
Когда причина болезни неизвестна, а медикаментозное лечение оказывается неэффективным, остается одно — операция. Сегодня хирурги научились помогать тяжелым больным с обездвиженными суставами, заменяя их новыми, искусственными, созданными при помощи высокотехнологичных методов и оборудования.
- Еще 20 лет назад люди относились с недоверием к замене разрушенного сустава искусственным, — рассказывает директор Городского центра эндопротезирования, хирургии и реабилитации, главный ортопед-травматолог города Киева кандидат медицинских наук Александр Косяков. — Но сейчас, узнав, что человек, которому сделали эндопротезирование, нормально двигается, ходит на работу, к нам обращается все больше пациентов. Суставы разрушаются по разным причинам: после травм (перелом головки или шейки тазобедренного сустава), из-за перенесенных воспалительных заболеваний крупных суставов (в том числе и осложнений некоторых инфекций, например, туберкулеза). Причиной может быть и бронхиальная астма, при которой человеку приходится длительное время принимать гормональные лекарства.
У меня лечилась молодая пациентка. Из-за заболевания крови она многие месяцы находилась на поддерживающих гормональных препаратах. В результате у женщины разрушились оба тазобедренных сустава. К нам ее привезли в инвалидной коляске. Когда колеса коляски наезжали на малейший бугорок, бедняжка вскрикивала от боли. После сложных хирургических вмешательств и замены двух суставов (операции были проведены с интервалом около пяти месяцев) пациентка успешно прошла реабилитацию. Сейчас она вышла замуж, недавно родила ребенка.
- В прошлом месяце вашему центру исполнилось 15 лет. За прошедшие годы появились новые технологии и материалы. Как отразился прогресс на работе хирургов?
- Если в середине 90-х прошлого века у нас проводилось около 40 операций в год, то сейчас делаем до 500. Врачи центра прошли стажировку в Австрии, Швеции, Германии. Теперь мы сотрудничаем с этими клиниками на равных. Некоторые зарубежные методики стараемся внедрять и в нашем центре. Несколько лет назад освоили способ, благодаря которому при тазобедренном эндопротезировании у людей обычной конституции (без ожирения) можно сделать восьмисантиметровый разрез вместо обычного на 12-15 сантиметров.
- Сегодня хирурги применяют однополюсный и двухполюсный эндопротезы. Расскажите, в каком случае используют ту или иную конструкцию?
- Однополюсный эндопротез мы ставим, если хрящ и суставная впадина у пациента не разрушены (чаще при переломе шейки бедра у больных старческого возраста). А тотальный (или двухполюсный) используем при поражении и головки, и впадины сустава. Материалы, которые применяем, — это специальные сплавы металлов, сверхпрочный полиэтилен и керамика, разработанные исключительно для эндопротезирования. Когда 15 лет назад мы только начинали, операции длились по три-четыре часа, у пациентов были серьезные кровопотери. Сегодня хирургическое вмешательство продолжается 40-50 минут, переливание крови не требуется. Уже через три дня больные начинают ходить на костылях с неполной нагрузкой на сустав. А спустя одну-две недели мы их выписываем на амбулаторное лечение.
- Есть мнение, что через 10-15 лет эндопротезы расшатываются и требуют замены. Так ли это?
- В нашем центре освоены искусственные суставы, которые служат 30-40 лет, а то и больше. С такими суставами, к примеру, женщина может спокойно выносить и родить ребенка! Часто мы объясняем пациентам, что не все болезненные и неприятные ощущения в суставе требуют обязательного хирургического вмешательства. Повторная операция всегда в несколько раз сложнее для врача и травматичнее для пациента. Для нее необходимы специальные длинные протезы (ревизионные ножки), дорогостоящая аппаратура. Многим, к сожалению, это просто не по карману.
- Какого возраста ваши пациенты?
- В основном к нам обращаются люди старше 60 лет. Но есть и совсем юные пациенты. Когда донимают сильные боли, нужно готовиться к замене сустава, невзирая на возраст. Нередко приходят молодые мужчины, которые до этого и слышать не хотели, что курение — враг суставов. Есть такое заболевание — асептический некроз головки бедра. Болезнь развивается очень быстро. 20-летние парни становятся глубокими инвалидами — не могут ходить, с трудом передвигаются на костылях.
Молодые женщины обращаются с врожденными вывихами или диспластическими коксартрозами (тазобедренный артроз при неправильно развившемся суставе). Многим из них едва за 30. Дисплазию считают проблемой младенческого возраста. Она излечивается, если родители вовремя покажут малыша ортопеду и будут следовать его рекомендациям. Часто нужно просто отказаться от тугого пеленания новорожденного, регулярно разводить ему ножки, делать зарядку. А при необходимости надевать стремена. Дисплазия особенно опасна для девочек, потому что патология передается генетически от мамы к дочери. У женщин обострение наступает после беременности и родов. Организм будущей мамы, чтобы пропустить плод родовыми путями, в последние месяцы беременности вырабатывает гормон, делающий хрящи (не только таза, а все) мягкими. Через два-три месяца после родов хрящи вновь станут плотными.
Хотелось бы порекомендовать будущим мамам: перед тем, как планировать семью и думать о рождении ребенка, не забудьте проконсультироваться у грамотного ортопеда. Возможно, кому-то он порекомендует кесарево сечение, и уж точно всем посоветует примерно два месяца до и после родов соблюдать щадящий режим, чтобы уберечь суставы от нагрузок.