Рост цен на автозаправочных станциях продолжается. За неделю средняя по Украине стоимость литра бензина А-95 выросла на 11 копеек и составила 9 гривен 78 копеек, бензина А-76 — на 2 копейки, до 9 гривен 7 копеек, а дизельного топлива — на 16 копеек, до 9 гривен 29 копеек.
Правительство поняло, что удерживать цены административными методами не удастся. Поэтому экспертно-аналитическая группа по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Кабинете министров Украины повысила предельные рекомендованные цены на бензин А-95 с 9 гривен 50 копеек до 9 гривен 75 копеек, а на дизельное топливо — с 9 гривен до 9 гривен 25 копеек.
Как заявил заместитель начальника Департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства энергетики и угольной промышленности Константин Бородин, этот уровень цен будет действовать около десяти дней, до следующего заседания экспертно-аналитической группы. По словам чиновника, сейчас украинский рынок насыщен, поэтому средняя цена бензина А-95 составляет 9 гривен 71 копейку. Кроме того, стоимость нефти на мировом рынке стабилизировалась, и Национальная акционерная компания «Нефтегаз Украины» вскоре начнет ввозить нефть и перерабатывать ее на отечественных заводах. Эти факторы приведут к стабилизации цен.
Правда, многие эксперты не столь оптимистичны в прогнозах. Даже министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко признал объективность цены бензина А-95 на уровне 10 гривен 20 копеек, но при этом подчеркнул: государство не может допустить такого резкого подорожания.
Эксперты считают, что далеко не все нефтетрейдеры будут придерживаться рекомендованных правительством цен. По словам заместителя
директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, многое зависит от качества бензина. Украинские НПЗ производят А-95 по стандартам 2001 года, а те компании, которые вышли из ценового коридора, продают исключительно импортный бензин А-95 евростандарта 2007 года, который существенно дороже украинского.
Кроме того, специалист утверждает, что ценовые рекомендации экспертно-аналитической группы вовсе не обязательны для исполнения участниками рынка. «Если бы цены были проведены решением Кабинета министров, затем этим постановлением дано указание министру экономики, который ответственен за ценовое регулирование, установить какие-то рекомендации для рынка или границы, это было бы другое дело, — подчеркнул Геннадий Рябцев. — Такой механизм применили в апреле 2005 года. Сейчас статус экспертно-аналитической группы не определен, статус цен не определен, как они рассчитываются, никто не знает».
Между тем правительство ищет и другие методы регулирования стоимости горючего. Кабинет министров и владельцы украинских нефтеперерабатывающих заводов подписали меморандум о взаимном партнерстве, предусматривающий стабилизацию цен и увеличение переработки нефти, а также обеспечение государством необходимых для этого условий. Как заявил премьер-министр Украины Николай Азаров, государство хотело бы увеличить долю отечественных нефтепродуктов на внутреннем рынке до 70 процентов, а часть импорта сократить до 30 процентов. На сегодняшний день доля ввезенного топлива составляет около 60 процентов.
По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, текст подписанного меморандума пока не был обнародован. Но, судя по проекту этого документа, из него исчезла норма о введении пошлины на импортные нефтепродукты, которая могла привести к росту стоимости топлива. Кроме того, государство обязуется отложить до конца 2012 года введение стандартов качества Евро-4 и Евро-5 для украинских нефтепродуктов. Напомним, что ранее наша страна обязалась сделать данные стандарты действующими с 1 июля нынешнего года.
Также настораживают заявления собственников НПЗ. По словам президента российской нефтяной компании «Лукойл», владеющей Одесским нефтеперерабатывающим заводом, Вагита Алекперова, правительству было предложено установить нулевую ставку НДС на поставку сырой нефти для ее переработки на территории Украины. По мнению экспертов, это приведет к созданию неравных условий на топливном рынке и совсем не гарантирует модернизацию НПЗ. Кроме того, по расчетам ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», потери государственного бюджета только в 2011 году могут составить более 15 миллиардов гривен.
— Крупные бизнесмены, владеющие добычей нефти и НПЗ, при полной поддержке со стороны чиновников Минэнергоугля в очередной раз хотят переложить свои проблемы и затраты на простых людей и государство, — считает президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Средства, которые должны идти на пенсии наших родителей, зарплаты учителей и ремонт дорог, по которым мы ездим, пойдут на дотацию бизнеса нефтяных олигархов.
Также правительством подготовлен законопроект о снижении ставок акцизного сбора на нефтепродукты. По мнению Сергея Куюна, такой механизм регулирования цен применяется во всех экономически развитых странах и на сегодняшний день это единственная возможность действенного влияния на стоимость горючего. «По нашим расчетам, в марте доля налогов, включая акциз и НДС, в розничной цене бензина А-95 составляет около 33 процентов, 61 процент приходится на закупочную цену, около 5 процентов — на транспортные и эксплуатационные расходы и 1 процент — на прибыль АЗС, — отметил Сергей Куюн. — Но я думаю, что государство вряд ли решится снизить доходы от акциза, так как эти средства идут на финансирование подготовки к Евро-2012».