История современности

Ольга Корбут: «У меня несносный характер. До слез хочется того, чего нельзя делать»

0:00 — 15 мая 2010 eye 21178

16 мая четырехкратная олимпийская чемпионка, живущая в США, отметит свое 55-летие

«Чудо с косичками», «любимица публики», «русский воробышек» — так ласково и нежно называли Ольгу Корбут ее поклонники. Советской гимнастке понадобилось всего несколько минут, чтобы влюбить в себя весь мир. На Олимпиаде-72 в Мюнхене 17-летняя белорусская спортсменка с озорной улыбкой стала настоящей суперзвездой, завоевав три золотые медали.

Когда Ольгу ловили на воровстве, она закатывала такие истерики, что приходилось вызывать «скорую»

Вот уже почти 20 лет известная спортсменка живет в США. Накануне 55-летнего юбилея Ольги Корбут «ФАКТЫ» пытались с ней связаться. Но оказалось, что уже больше месяца Ольга лежит в госпитале: сначала у нее была желудочная инфекция, затем врачи планировали удалить аппендикс. По мнению медиков, если бы Корбут обратилась в больницу раньше, то свой день рождения она могла бы встретить в семейном кругу.

- Я вообще никогда не болела, — поведала Ольга Корбут в одном из своих немногочисленных интервью.  — Лишь однажды, на чемпионате Европы в Германии, мое тело отказалось мне служить — не слушалась ни одна мышца. А еще травмированный голеностоп подвел меня на моей второй Олимпиаде — в Монреале: я уже не могла рассчитывать на медаль в личном первенстве.

… Сейчас уже невозможно определить, стала бы Корбут знаменитой без своего тренера Ренальда Кныша. Их взаимоотношения с самого начала не заладились. Но итог этой работы — четыре олимпийские медали и огромное количество наград первенств мира и Европы — превзошел все ожидания. А вот упреков и нареканий в адрес друг друга Корбут и Кныш наслушались предостаточно.

- Корбут пришла к нам в спортивную школу в 1965 году, — вспоминал Ренальд Кныш.  — Мы отобрали ее в числе других пятидесяти девочек, и моя ученица Елена Волчецкая — она уже была в то время чемпионкой страны — начала с ней работать. Прошло примерно полгода. Я присматривался к новичкам: кого бы мне теперь подготовить в чемпионы? И выбор пал на Олю. Уж очень легко она схватывала новые элементы. Я скоро понял, что эта девочка сможет и невозможное… Но если бы мне сразу попалась эта дрянь Корбут и так повыворачивала душу, я бы сразу бросил гимнастику. И навсегда!

Оля с родителями (папой инженером и мамой поваром) и еще тремя сестрами жили в двадцатиметровой комнате. Она была самой младшей и самой любимой. Но, как выяснилось, у девочки был один порок — она воровала. Когда юную чемпионку поймали с поличным, все до одного тренеры спортивной школы потребовали ее отчислить. Но Кныш заступился за свою ученицу. Дело замяли. В школу, правда, о воровстве сообщили. Там этому факту совсем не удивились: дескать, ворует Корбут давно и бороться с этим бесполезно. А когда девочку ставили перед фактом, она закатывала такие истерики, что приходилось вызывать скорую помощь. Стало известно и о том, что учится Оля слабенько, стоит даже вопрос о переводе ее в школу для умственно отсталых детей.

- Уже тогда я понял, что ввязался в нехорошую историю и интуитивно почувствовал, что эта малышка надолго станет моим кошмаром, — рассказывал Ренальд Кныш.  — Ленивая, капризная, непослушная, она как губка впитывала в себя все плохое, совершенно не понимала дружеского отношения и реагировала только на грубость. С ней на самом деле можно было любому озвереть.

- У меня, знаете ли, несносный характер, — признавалась сама гимнастка.  — То мне до слез хочется именно того, чего нельзя делать, то просто не могу перебороть нежелание выполнить какое-то пустячное задание Кныша. И понимаю, что Ренальд Иванович прав, а сама ничего с собой не могу поделать, хоть плачь…

Она первой в мире исполнила уникальный элемент, который вошел в историю как «петля Корбут».

- Как-то Оля баловалась на брусьях и неожиданно сделала что-то невообразимое, — вспоминал Ренальд Кныш.  — Мне пришлось напрячь память, чтобы воспроизвести все заново. Через некоторое время вернулись к этому элементу. Такое рискованное сальто, но Оля молодец — не испугалась.

А вот сама гимнастка этой петли боялась до дрожи в коленках. «Даже освоив петлю до автоматизма, до почти стопроцентной стабильности, я всегда, до самого последнего дня в большом спорте, подходила к брусьям, и сердце мое проваливалось в преисподнюю страха, — писала в своей книге «Жила-была девочка» Корбут.  — Ватные ноги, головокружение, тошнотворная слабость. Мысль о побеге, о позорном побеге под улюлюканье, под свист зала всякий раз принимала вполне реальные очертания. Не знаю, как выходило у других. Я стыдилась расспрашивать. Другое дело, Рен научил меня держать волю в узде».

Став знаменитой, Корбут могла прийти на тренировку пьяной и отказывалась делать упражнения

После Олимпиады в Мюнхене тренер и его звездная ученица пожинали плоды своего триумфа: бесконечные поездки по Союзу и зарубежные турне. «Добро пожаловать, Ольга!», «Корбут и советская сборная впервые в США!», «Мы приветствуем олимпийских чемпионок во главе с блестящей Ольгой!» — такими транспарантами встречали гимнастическую делегацию СССР в нью-йоркском аэропорту. Спортивные комплексы не могли вместить всех желающих увидеть Ольгу. Грандиозный прием советским гимнасткам устроил мэр Чикаго, а один из мартовских дней был объявлен в этом городе Днем Ольги Корбут. Она стала почетным гражданином Чикаго. Незабываемой была встреча в Белом доме с тогдашним президентом США Ричардом Никсоном.

Став знаменитой, Ольга совершенно перестала скрывать свой характер. Одна из бывших работниц белорусского телевидения, приехав на съемки к Корбут, была возмущена поведением олимпийской чемпионки.

- Оля пришла пьяная и стала отказываться делать упражнения, громко возмущалась, грубила, — вспоминал тот случай Ренальд Кныш.  — Я уже давно к этому привык. Просто по инерции попросил ее вести себя прилично. Но поскольку сказано это было при других участницах команды, она вконец взбеленилась и начала орать: дескать, как вы смеете со мной так разговаривать, не забывайте, что я Ольга Корбут, а вы — тренеришка. Причем в ее монологе через каждое слово звучал отборный мат. На этот раз я не выдержал, влепил ей пощечину и молча ушел навсегда. И от Корбут, и из гимнастики.

Олимпиада 1976 года принесла ей лишь одну золотую медаль — в командном зачете. Но гимнастка по-прежнему оставалась популярной. В разгар «холодной войны» Ольга шесть раз с турне выступала в США, где ее именем назвали более двухсот гимнастических залов.

В 23 года Корбут начала новую жизнь, попрощавшись с большим спортом. Пробовала себя даже в конном спорте. Затем вернулась в гимнастику, стала государственным тренером Госкомспорта СССР в Белоруссии.

Со своим первым мужем — солистом ансамбля «Песняры» Леонидом Борткевичем — Ольга познакомилась в 1976 году во время перелета в Америку.

- Наши музыканты и гимнастки организовали веселую компанию, лишь я и Ольга сидели на отшибе, — рассказывал Леонид Борткевич.  — Корбут сказала: «Вижу, вы скучаете. Давайте скучать вместе». Проговорили семь часов, и она записала мой номер телефона. А позвонила… спустя год. К тому моменту мне изменила первая жена, и я с друзьями «заливал» обиду. А тут вдруг Корбут на пороге. Вошла, убралась на кухне, сварила бульончик. На следующий вечер уже я пришел к ней с визитом в гостиницу. А утром позвонил маме и прокричал в трубку: «Я женюсь!» Она в слезы: «Ты еще с первой женой не развелся!»

Ольга стала ездить с нами на гастроли, готовила драники. Мы боялись, что после стольких лет в гимнастике она не сможет забеременеть. Бог услышал наши молитвы, и родился Ричард. Потом на свет должен был появиться его братишка. Мы даже имя уже придумали — Ваня. Но ребенок родился мертвым…

Как и большинство спортсменов, Корбут получала мизерную пенсию. Позже выяснилось, что ей регулярно приходили приглашения из США. Как легенду спорта ее награждали то машинами, то деньгами. Все это присваивали себе советские чиновники. Лишь в 1989 году их семье разрешили отправиться за океан. Ольга сразу нашла чем заниматься — стала учить спортивной гимнастике сотни юных американок и села писать мемуары.

- В 1991 году Ольга пришла ко мне в гости, дала почитать свою рукопись, — вспоминал Ренальд Кныш.  — В этой книге она описала меня как пьяницу и грубияна. Я возмутился, сказал, что если это будет издано, то я напишу свою книгу о ней. Она мне ответила, что я сижу в четырех стенах, меня никто не знает, а ей удастся продать книгу, чтобы купить дом в США. Хлопнула дверью и ушла. После этого хотела еще посадить меня в тюрьму.

Уж не местью ли тренеру было интервью, которое Корбут дала позже одному из американских журналов? По словам спортсменки, Кныш вломился к ней ночью в номер мюнхенской гостиницы сразу после триумфального выступления на Олимпиаде. Он, как утверждает гимнастка, был уже пьян и заставил ее выпить стакан коньяка, после чего стал вытворять с ней такое, о чем она до сих пор вспоминает с ужасом. Благодаря перу журналистов гимнастка в одночасье превратилась в самую известную секс-рабыню.

Кныш назвал высказывания Корбут грязным вымыслом. Но дело было сделано — имя тренера очернено.

Со своим вторым мужем — Алексеем — гимнастка познакомилась, когда ей было 34 года, а ему — 17

В 2000 году Леонид Борткевич вернулся на родину в Белоруссию. После 22 лет совместной жизни гимнастка и музыкант оформили развод. А спустя два года мировые СМИ облетела новость: Корбут арестована по обвинению в краже продуктов из магазина в пригороде Атланты. По решению местного суда спортсменка была отпущена под залог в 600 долларов. Гимнастка утверждала, что просто забыла свой кошелек в машине и пошла за ним, чтобы расплатиться. При этом она намеревалась оставить тележку с продуктами у дверей магазина. «Ольга была уже у выхода, когда сотрудники службы охраны решили, что она пытается вывести тележку с собой», — оправдывался менеджер Корбут.

Незадолго до этого инцидента дом, который спортсменка купила вместе с Борткевичем и в котором жил их 20-летний сын Ричард, был отобран за неуплату. Полиция, прибывшая с ордером на выселение, обнаружила в гостиной пачки фальшивых долларов. Ричард был объявлен в розыск, вскоре арестован и получил трехлетний срок.

На вопрос, что же произошло с ксерокопиями долларовых купюр, найденными в комнате ее сына, и кражей в супермаркете, гимнастка отвечает: «Я сама ничего не могу понять. Мой организм устроен таким образом, что от боли он теряет способность воспринимать происходящее. Чтобы не умереть. Все стерлось из моей памяти. Все переговоры вел адвокат. Мне кажется, полиция пошла на обычную для них уловку: задержали по подозрению в мелком воровстве в супермаркете, чтобы снять отпечатки пальцев и сличить с теми, что были на отксерокопированных долларах. Не поняли сразу, кто я такая и какой резонанс начнется в прессе».

Корбут отошла от гимнастики и занялась фитнесом. Она по-прежнему в отличной физической форме и весит 42 килограмма — столько же Ольга весила и в 1976 году на своей последней Олимпиаде в Монреале.

- Тренерскую работу я не бросила, — отмечает Ольга Корбут.  — Девиз моей фитнес-программы: «Держи свое тело в форме все время». В ней нет ничего сложного, я делаю эти упражнения всю свою жизнь. Но поскольку люди по природе своей ленивы, им проще ходить в зал, чем заниматься самостоятельно. Ведь деньги заплачены. Тем более что в зале мы общаемся, я много рассказываю о диетах и различных секретах правильного питания. Сама я питаюсь большей частью салатами. Просто люблю свежие овощи и фрукты. У меня за годы в спорте так изменилась психология, что уже просто не хочу ничего другого. Но если мне хочется шоколада или хлеба, я ем. Впрочем, это случается крайне редко. Знаете, какой самый простой способ проверить, в какой вы форме? Если вы не ходите, а летаете, вы в отличной форме!

Ольга во второй раз вышла замуж. Супруг Алексей Войнич младше ее на 17 лет. «Я его очень люблю, — признается спорстменка.  — Он моложе меня, и это тоже помогает мне быть молодой. »

- Наши отношения развивались бурно, — рассказывал Алексей Войнич.  — Но тогда Ольга не хотела разводиться. Ричард был еще маленьким, да и ей было 34, а мне — 17, и наша разница в возрасте тогда почему-то больше ощущалась, чем сейчас. А потом, в 1994-м, мы разругались и помирились уже в 1999-м. Когда я приехал к Ольге в Америку, их брака с Борткевичем уже не было.

Сейчас она живет в небольшом городке Скоттсдейл. А вот ее муж — в Москве, где открыл свой бизнес. По словам супругов, они часто видятся и много времени проводят за телефонными разговорами друг с другом. Слава Корбут в Америке померкла, она уже не так популярна, как раньше. На официальном сайте гимнастки можно купить фотографии с автографом Корбут да футболки с ее изображением за 40 долларов. Вот только желающих практически нет…