Похоже, правительство всерьез взялось за легализацию заработков. Причем к процессу подключилась «тяжелая артиллерия» в виде налоговой службы. С начала года налоговики Киева провели 177 проверок столичных работодателей на предмет выполнения ими условий трудового законодательства. В результате дополнительно насчитано к выплате свыше 2 миллионов гривен налога на доходы физических лиц и штрафных санкций. Кроме того, по факту выплаты зарплат «в конвертах» в Киеве было возбуждено три уголовных дела…
Всего по Украине налоговики уже «отработали» почти пять тысяч проблемных предприятий, чьи руководители начисляли своим сотрудникам зарплату ниже минимальной или на ее уровне. Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Государственной налоговой службы Украины, также была проведена разъяснительная работа с 12 тысячами руководителей предприятий.
В результате всех этих мер 12 с половиной тысяч работодателей повысили зарплату сотрудникам и дополнительно уплатили в бюджет более 19 миллионов гривен налога на доходы физических лиц. Материалы в отношении 6 тысяч 600 предприятий, на которых зарплата выплачивалась ниже законодательно установленного минимума, направлены в прокуратуру.
И это только начало. В пакете правительственных законопроектов, которые призваны вывести заработки из тени, предусмотрено существенное увеличение штрафов (см. таблицу). Например, предлагается ввести штраф для руководителей, которые «забыли» оформить трудовой договор с работником. За каждого нелегального сотрудника будет оштрафовано и предприятие — на 34 тысячи гривен. Кстати, в большинстве европейских стран санкции за уклонение от уплаты социальных взносов еще более жесткие. Так, в Болгарии штрафы достигают 83 тысяч гривен, в Чехии — 100 тысяч, а в Словакии — примерно 2 миллионов гривен.
Как отметил вице-премьер-министр Сергей Тигипко, правительство подготовило три законопроекта по легализации зарплат. Они, по мнению разработчиков, позволят не только вывести зарплаты из тени, но и усилить социальную защищенность самих работников, а в более длительной перспективе — увеличить отчисления в социальные фонды, в частности, в Пенсионный.
Кроме того, законопроекты вводят понятие «гарантированная заработная плата». Это размер зарплаты, ниже которой работник соответствующей квалификации и профессии получать не должен. Гарантированная зарплата будет устанавливаться Кабинетом министров. Также предварительно сказано, что все профессии и специальности планируется разбить на восемь групп и установить для каждой уровень зарплаты, меньше которой работнику данной квалификации платить нельзя. Понятно, что гарантированный минимум для самой низкой квалификации не может быть меньше минимальной зарплаты.
Какие коэффициенты нужно установить для каждого разряда, пока еще обсуждается. В течение ближайшего месяца правительство намерено провести консультации с работодателями и рассмотреть их предложения. Единственное, что пока можно сказать, это не будет простым умножением минимальной зарплаты на номер разряда. И гарантированная зарплата для пятого уровня вовсе не окажется в пять раз выше минимальной.
Необходимость провести зарплатную реформу разработчики объясняют тем, что в настоящее время в теневом секторе экономики сосредоточены колоссальные резервы. По данным Академии наук Украины, почти 145 миллиардов гривен выплачиваются «в конвертах», то есть не облагаются налогом. Это значит, что около 50 миллиардов гривен недополучают наши пенсионеры и другие социально незащищенные слои населения.
Более того, люди, которым выдают зарплату «в конвертах», лишены социальной защиты сегодня и достойной пенсии в будущем, ведь пенсионные выплаты начисляются только исходя из той зарплаты, с которой были уплачены взносы в Пенсионный фонд. И если за апрель 2011 года предприятие не перечислит деньги на пенсионное страхование для всех его работников, этот месяц попросту не попадет в стаж, даже при наличии в трудовой книжке всех необходимых записей.
Те, кто получает минимальную зарплату по ведомости, а остальные выплаты — «в конвертах», все равно будут лишены части пенсионного обеспечения. Ведь пенсию им рассчитают с учетом именно официальной — минимальной — зарплаты, с которой были уплачены взносы.
Кстати, по данным проведенного мониторинга, к концу 2010 года двум с половиной миллионам работников выдавали зарплату на уровне минимальной или даже ниже. Из них один миллион получал низкую зарплату за объективно неквалифицированную работу. А остальные полтора — специалисты достаточно высокой квалификации. Фактически это и есть тот самый теневой сектор. К примеру, зарплату на уровне минимальной в нашей стране официально получают 120 тысяч директоров предприятий с большими доходами.
Именно поэтому, согласно данным Госкомстата, уровень средней заработной платы на частных предприятиях существенно ниже, чем на государственных. Так, за девять месяцев 2010 года средняя зарплата на госпредприятиях составляла 2690 гривен, а в частном секторе — 1778 гривен. Но ведь всем известно, что в частных фирмах зарплата не может быть такой маленькой.
Прежде чем проводить зарплатную реформу, разработчики изучили опыт подобных изменений в других странах. Результаты оказались более чем обнадеживающими. Так, Болгария и Венгрия от внедрения таких механизмов получили увеличение социальных взносов на 20-25 процентов.
Да и у нас уже есть примеры того, как незначительные, на первый взгляд, изменения приводят к существенному увеличению налоговых поступлений. Например, для автоматического возмещения предприятию НДС правительство поставило условие: уровень зарплаты работников должен составлять не менее двух с половиной минимальных зарплат. И благодаря этому, а также комплексу других мер, за первые три месяца 2011 года поступления в Пенсионный фонд, если сравнивать с показателями за этот же период 2010-го, выросли на 22,9 процента.
В то же время работодатели опасаются, что несоблюдение предприятием требований о «гарантированных зарплатах» может послужить причиной более пристального внимания налоговых органов. Поэтому некоторые уже готовятся переписать свое штатное расписание и оформлять высококвалифицированных работников на два-три разряда ниже, чтобы хоть как-то сэкономить на официальных зарплатах. Также есть мнение, что предприятия из-за этих реформ будут вынуждены провести сокращение штатов.
— Данные законопроекты не будут способствовать легализации зарплат, — цитирует УНИАН исполнительного вице-президента Конфедерации работодателей Украины Алексея Мирошниченко. — А, скорее, загонят их в тень. Реформа или сократит количество предприятий, или приведет к увольнению людей.
В целом работодатели уже высказались против предлагаемых высоких штрафов. Профсоюзы же решили обратить внимание государства на то, что сначала нужно разобраться с проблемой долгов по зарплатам, а уж потом увеличивать заработки.
— На сегодняшний день в стране нет реальной ответственности руководителей за несвоевременную выплату зарплаты, — отметил заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Сергей Кондратюк. — Поэтому значительная часть предприятий «маневрирует» заработной платой, не выплачивая ее вообще. Мы считаем, что нужно для начала создать такие условия, при которых работодателям будет экономически невыгодно задерживать заработную плату. И это станет существенным фактором для вывода заработков из тени.
Что касается штрафов, то Сергей Кондратюк подчеркнул важность общественного примера применения санкций к работодателям за нарушение трудового законодательства: «Не важен срок заключения, важны примеры, публичные факты привлечения к ответственности за нелегальные выплаты зарплат».
Как видим, аргументы есть у каждой из сторон. В настоящее время ведется активное обсуждение зарплатной реформы. С законопроектами можно ознакомиться на сайте Министерства социальной политики (www. mlsp.gov.ua). А пожелания и предложения разработчики выслушают по телефону горячей правительственной линии: 0-800-507-309.
В настоящее время | Предлагается |
---|---|
Статья 41 Административного кодекса Украины | |
Нарушение установленных сроков выплаты пенсии, стипендии, зарплаты, выдачу их не в полном объеме и другие нарушения законодательства о труде — штраф от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 гривен) | Нарушение установленных сроков выплаты пенсии, стипендии, зарплаты, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, и другие нарушения законодательства о труде — штраф от 50 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 4250 гривен) |
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда — штраф от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 85 до 170 гривен) | Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда — штраф от 20 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 850 гривен) |
Статья 188-6 Административного кодекса Украины | |
Невыполнение законных требований должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде (инспекторов труда) по устранению нарушений или создание препятствий для деятельности этих органов — штраф от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 гривен) | Невыполнение законных требований должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде (инспекторов труда) по устранению нарушений или создание препятствий для деятельности этих органов — штраф от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 до 3400 гривен) |
Отказ работника от предоставления объяснений должностным лицам специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде (инспекторам труда) — штраф от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 340 гривен) | |
Статья 172 Уголовного кодекса Украины | |
1. Незаконное увольнение работника по личным причинам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде — штраф до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (до 850 гривен);
— или же лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; — или исправительные работы на срок до двух лет | 1. Неоформление трудовых отношений в случае фактического допуска работника к работе, незаконное увольнение работника, а также другое грубое нарушение законодательства о труде — штраф от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 3400 до 8500 гривен);
— или исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
Статья 175 Уголовного кодекса Украины | |
Безосновательная умышленная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии и другой установленной законом выплаты более чем один месяц — штраф от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8500 до 17000 гривен);
— или исправительные работы на срок до двух лет; — или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет | Безосновательная умышленная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии и другой установленной законом выплаты более чем один месяц или начисление и выплата заработной платы в размере ниже установленного законом размера минимальной заработной платы — штраф от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8500 до 17000 гривен);
— или исправительные работы на срок до двух лет;
— или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет |
— За уклонение от оформления трудовых отношений в случае фактического допуска работника к работе и выплату вознаграждения за работу без начисления и уплаты взносов и налогов — штраф в размере 2000 не облагаемых налогом минимумов (34 тысячи гривен) за каждого неоформленного работника.
— За нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, выплату их не в полном объеме — штраф в размере 150 не облагаемых налогом минимумов (2550 гривен) за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение.
— За начисление и выплату заработной платы в размере ниже установленного законом уровня минимальной заработной платы за выполненную работником месячную или почасовую норму труда - штраф в размере 700 не облагаемых налогом минимумов (11 тысяч 900 гривен) за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение.
— За другие нарушения условий законодательства о труде — штраф от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов (от 510 до 1700 гривен).
В то же время владелец предприятия, учреждения, организации имеет право в регрессном порядке взимать с должностного лица предприятия, учреждения, организации 50 процентов от размера наложенных штрафных санкций.
Фото с сайта ua.all-biz.info