Апелляционный суд Винницкой области приговорил к пяти годам лишения свободы водителя грузового автомобиля МАН, прицеп которого, оторвавшись от тягача, въехал в микроавтобус и убил десять человек
Жуткое дорожно-транспортное происшествие, случившееся на автотрассе Стрый-Тернополь- Кировоград-Знамянка в селе Райгород Немировского района Винницкой области, унесло десять человеческих жизней и искалечило двух девушек («ФАКТЫ» писали об этом в декабре 2009 года). Оторвавшийся от грузового автомобиля МАН мощный прицеп вынесло на встречную полосу, по которой в это время ехал направлявшийся в Винницу грузопассажирский автобус «Фольксваген-Транспортер» с группой верующих. Из-за лобового столкновения с прицепом микроавтобус буквально разворотило и впечатало в придорожные деревья. Избежать смертельного столкновения водитель «Фольксвагена» не смог.
По факту дорожно-транспортного происшествия было возбуждено уголовное дело, создана группа из опытных специалистов. Расследование причин и обстоятельств резонансного ДТП находилось на контроле Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства транспорта и связи Украины.
В тот вечер верующие возвращались с религиозного собрания, проходившего в городке Ватутино Черкасской области. Обычно по субботам они всегда отправлялись на собрания в разные регионы Украины или принимали братьев и сестер по вере у себя в Виннице. Почитая субботу, всегда много молились в этот день.
До Гайсина ехали двумя микроавтобусами, а когда водитель одного буса, местный житель, остался дома, несколько его пассажиров пересели в другой — желтый «Фольксваген», которым управлял их пастор. Многие уже позвонили по мобильному домой, заверив родственников, что скоро вернутся. До Винницы оставалось всего 40 километров, когда произошла трагедия…
Водитель микроавтобуса и восемь пассажиров погибли на месте происшествия, а вскоре в Немировской районной больнице от травм умер и 21-летний винничанин, мать которого тоже погибла в ДТП. Выжить в ужасном кровавом месиве, в которое превратился микроавтобус с погибшими, посчастливилось лишь двум девушкам — 17-летней Юле и 19-летней Вале Дмитренко, двоюродным сестрам, потерявшим в ДТП своих отцов. Очнувшись в реанимации, обе признались, что совершенно не помнят, что с ними произошло.
На месте ужасной аварии работали медики, спасатели, милиция, представители местной власти. Окровавленные и изуродованные тела укладывали на обочине дороги. Нескольких погибших, зажатых сплюснувшимся металлом, спасателям пришлось доставать с помощью специальной техники.
Тем временем задержанный 39-летний водитель грузовика МАН с прицепом, житель Черновцов Виктор Райляну, подозреваемый в совершении дорожно-транспортного происшествия, сообщил, что перевозил контейнеры с детскими игрушками в Краснодарский край России. Накануне загрузившись в Ивано-Франковске, на следующий день он выехал из Черновцов. Через несколько часов пребывания за рулем остановился в поселке Меджибож Хмельницкой области, немного отдохнул и снова отправился в путь. В Райгороде водитель грузовика обратил внимание на приближавшийся навстречу микроавтобус и как раз в это мгновенье заметил, что габаритные огни по обе стороны его прицепа исчезли и что прицеп движется за автомобилем сам по себе, на непривычном расстоянии. Стал притормаживать, свернув на обочину. А выскочив из автомобиля, обомлел, услышав скрежет металла и увидев, что неуправляемый прицеп столкнулся со встречным микроавтобусом, прижав его к деревьям.
— Я понимал, что в машине, превратившейся в груду металла, пострадали люди, поэтому и стал вызывать по мобильному телефону «скорую», а затем и милицию, — рассказал на суде Райляну. — Остановил проезжающий мимо автомобиль и попросил водителя и его пассажиров помочь мне освободить пострадавших из зажатого прицепом микроавтобуса. Для этого надо было отвести прицеп от буса, и это мне удалось — подъехал грузовиком к прицепу и с помощью троса оттянул его. Затем мы с мужиками толкали бус от деревьев. Из него раздавались такие жалобные женские крики…
Работающие на месте происшествия эксперты-криминалисты установили: прицеп «Кроне» отсоединился от тягача-грузовика МАН из-за разрыва сцепного устройства, на дышле которого были видны следы сварки. И констатировали, что такие ремонтно-восстановительные работы на сцепном устройстве недопустимы, ведь оно несет огромную нагрузку во время движения. Тем более в данном случае автопоезд перевозил 7,5 тонны груза, большая часть которого находилась как раз в прицепе. К тому же в момент обрыва сцепного устройства в нем обязана была сработать система торможения, а значит, он должен был остановиться и не менять траекторию движения. Но система торможения не сработала, и прицеп двинулся на встречную полосу. Не помогли и страховочные тросы — впоследствии оказалось, что конструкцией прицепа они вообще не предусмотрены.
Специалисты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, проводившие металловедческую и автотехническую экспертизы остатков расколовшегося сцепного устройства, пришли к выводу, что «причиной отсоединения прицепа от автомобиля и последующего столкновения с микроавтобусом стало повреждение цилиндрического трубчатого элемента сцепного устройства прицепа вследствие длительного развития в теле данной детали утомленной трещины. Конечная поломка могла произойти под воздействием обычных эксплуатационных нагрузок в любой момент, в том числе и при движении автопоезда в обычных дорожных условиях непосредственно перед ДТП. С технической точки зрения, причиной повреждения трубы можно считать как сам факт проведения сварочных работ, что не предусмотрено техническими условиями предприятия-изготовителя, так и приобретенные внутренние дефекты этой детали, возникшие вследствие некачественного выполнения ремонтных работ».
Эксперты также установили, что водитель или лица, ответственные за проверку технического состояния автопоезда, могли обнаружить следы предварительного ремонта сваркой трубы сцепного устройства прицепа «Кроне» и запретить эксплуатацию автопоезда.
А водитель и не отрицал, что знал о сварочных работах на сцепном устройстве. Впрочем, когда три года назад он приобрел автопоезд у черновицкого предпринимателя, ранее занимавшегося межгосударственными грузоперевозками, тот не предупредил его о проблемах с техническим состоянием автоприцепа. Спустя время Виктор заметил сварочный шов на трубе сцепного устройства прицепа. А вскоре водитель, который раньше управлял этим автопоездом, рассказал, что однажды в дороге прицеп сложился в «ножницы». Чтобы такого не случилось, согнувшуюся трубу дышла сцепного механизма ровняли… кувалдой.
В судебном заседании это подтвердили и водитель автопоезда, и механик частного предприятия, в котором до приобретения автопоезда Райляну проходил его техническое обслуживание. Дескать, было дело, действительно ровняли согнувшуюся металлическую трубу дышла кувалдой. Но ведь никакой трещины в месте удара не образовалось! И сварочные работы на сцепном устройстве не проводились. Кто его «подлатал», так и осталось загадкой. Райляну сознался лишь в том, что покрасил сцепное устройство.
Перед каждым выездом водитель лично проверял надежность узлов и агрегатов обоих транспортных средств. Но на осуществление транспортных перевозок данным автопоездом распространялась лицензия его бывшего владельца, а сам Виктор Райляну как предприниматель не зарегистрирован. Поэтому и заключил с бывшим автоперевозчиком трудовое соглашение и договор о грузоперевозках. В договоре было предусмотрено оказание услуг по обеспечению автомобиля охраняемой стоянкой, передрейсовым и послерейсовым техническим осмотром, медосмотром водителя. Однако
за получением этих услуг Райляну не обращался — утверждал, что со всем справлялся один. Даже выезжая в тот роковой рейс, сам осматривал автомобиль и прицеп. Он же расписался на бланке купленного им в магазине канцтоваров дорожного листа — и за механика, и за медработника, самолично и печать «выезд запрещен» поставил на нем.
К слову, следователи установили, что в договоре Виктора Райляну с бывшим владельцем автопоезда шла речь лишь об автомобиле, а о прицепе — ни слова. И в лицензии на право получения грузовых перевозок значился лишь автомобиль. А ведь грузоперевозки осуществлялись в составе всего автопоезда!
О грузовике-тягаче Райляну и заботился. Незадолго до ДТП установил новые тормозные колодки, тормозные барабаны и амортизаторы, поменял резину. Примечательно также, что и тягач, и прицеп ежегодно проходили техосмотр в черновицком МРЭО, и никаких замечаний к его техническому состоянию сотрудники ГАИ не предъявляли.
— Мы с младшим братом Сашей потеряли в этом чудовищном ДТП маму и папу, — сокрушается 22-летняя винничанка Наталья Ковальчук. — Прошло больше года, но эта трагедия для нас — невыносимая боль. В снах родители просят нас не оплакивать их, не горевать. Мы с братом хорошо знаем, как отнеслись бы они к судьбе виновника ДТП — попросили бы и судью, и прокурора сурово не наказывать его за содеянное, ведь он не хотел, чтобы так произошло. Они бы сказали: надо уметь прощать, придерживаться христианской заповеди побеждать зло добром… Да мы и сами видим, что водитель искренне раскаялся и сильно страдает из-за происшедшего.
Наталья и другие потерпевшие, родственники погибших и искалеченных в ДТП заявили, что… простили водителя. Они обратились в суд с просьбой избрать водителю наказание, не связанное с лишением свободы. Дескать, виновник ДТП и так уже достаточно настрадался, более года ожидая приговора в СИЗО.
Признав Виктора Райляну виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия, Немировский районный суд Винницкой области приговорил его к пяти годам заключения с лишением права управлять транспортными средствами на два года. Назначая наказание водителю, суд учел его искреннее раскаяние в содеянном и то, что потерпевшим возмещен ущерб.
Сам Райляну и его адвокат обратились с жалобами в Апелляционный суд Винницкой области и просили избрать меру наказания, не связанную с заключением, а также не лишать виновника ДТП права управлять транспортными средствами. Ведь он — профессиональный водитель, и только работая, смог бы и далее помогать потерпевшим. Поддерживающая государственное обвинение в суде первой инстанции прокурор в своей апелляционной жалобе, напротив, просила отменить приговор, являющийся, по ее мнению, несправедливым из-за его мягкости.
Однако коллегия судей Судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда Винницкой области оставила апелляции без удовлетворения, а приговор Немировского суда — без изменений. Коллегия судей посчитала, что назначенное судом первой инстанции наказание осужденному является достаточным для его исправления и перевоспитания.
— Это неумышленное преступление, но ужасное и шокирующее своими тяжкими последствиями, — заявил первый заместитель прокурора Винницкой области старший советник юстиции Олег Хоменчук. — Десять погибших, двое искалеченных — таков результат безответственности водителя. За долгие годы работы в прокуратуре не припоминаю ни единого преступления с таким количеством пострадавших. В суде водитель подтвердил, что знал: сцепное устройство прицепа подвергалось сварочным работам. А ведь водитель с 21-летним стажем не мог не знать, что перевозить грузы аварийным прицепом, не соответствующим требованиям стандартов безопасности дорожного движения, нельзя!
Считаю, что назначенное водителю минимальное наказание слишком мягкое и не соответствует тяжести наступивших после ДТП последствий.
По моему мнению, коллегия судей не учла степень общественной опасности и тяжесть содеянного им. Именно поэтому определение коллегии судей Судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда Винницкой области подлежит обжалованию в Высшем специализированном суде Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
Относительно того, что родственники осужденного помогли потерпевшим и теперь они не имеют к нему претензий, замечу: закон обязывает виновников преступления помогать потерпевшим! А загубленных жизней уже не вернуть… Происшедшая трагедия и законное наказание виновнику ДТП должны стать предостережением для всех водителей, продолжающих эксплуатировать аварийные прицепы. Они наконец-то должны понять, что такие прицепы опасны и для окружающих, и для них самих тоже.
Фото предоставлено пресс-службой УГАИ УМВД Украины в Винницкой области