Украина

«Ни в одном православном храме нет таких уникальных многофигурных композиций!» (фото)

15:41 — 27 апреля 2011 eye 1638

«ФАКТАМ» первым удалось увидеть законченную роспись центрального придела Успенского собора Киево-Печерской лавры

На склонах Днепра в Киеве теперь не виден знаменитый золотой купол колокольни Киево-Печерской лавры. Каркас, на котором он крепился, сейчас завернут в полиэтиленовую пленку. Сама колокольня стоит, огороженная строительными лесами. Посетители Лавры могут видеть, в каком плачевном состоянии находится каменная кладка жемчужины украинской сакральной архитектуры.

«Нам нужно успеть привести в порядок колокольню к Евро-2012»

 — На колокольне проведены первоочередные противоаварийные работы, — говорит заместитель директора Киево-Печерского историко-культурного заповедника Татьяна Майстерчук. — Научно-исследовательский институт «Укрпроектреставрация» подготовил проект и провел первоочередные работы: сняли купол и укрепили металлические конструкции, на котором он держался.

Реставрировать сам купол уже не было никакой возможности: изрешеченная снарядами после войн ХХ столетия медь пришла в очень плохое состояние и реставрации не подлежала. Медные листы купола (они не были аутентичными) мы описали и сохранили для экспозиции. Реставраторы уже соорудили новый купол. Но у нас закончились деньги. Обратите внимание: каменная кладка колокольни, в особенности ее карнизы, находится в крайне плачевном состоянии. Пока теплая погода, реставрацию необходимо продолжать.

Мы очень боимся не успеть привести в порядок колокольню к Евро-2012. Чтобы завершить работу — вплоть до позолоты купола (и создания в цокольном этаже музейной экспозиции), необходимо 30 миллионов гривен. Мы обратились за помощью к правительству. Лаврские фондохранилища переполнены уникальными экспонатами, потому мы бы хотели завершить и реставрацию четвертого корпуса, чтобы демонтировать часть наших сокровищ.

Но вот защитники памятников архитектуры восприняли происходящее с лаврской колокольней с большим подозрением.

 — У нас есть мнение, что в результате проведенных без письменного разрешения работ изменится вид купола, — говорит общественный инспектор по охране культурного наследия и сотрудник одноименного главного столичного управления Юрий Чуриков. — Я поднимался к новым конструкциям купола с полностью замененной медной кровлей и то, что увидел, насторожило: купол изготовлен по технологии, которая может видоизменить его привычные очертания и облик. Позолота сделает его похожим на купол новостройки. Полная его замена нарушила основные принципы реставрации, главная цель которой — сохранение исторической достоверности объекта, его аутентичности.

Мы ведь не таким привыкли видеть купол Лавры — он имел неровности, шероховатости, наслоения вековых повреждений и их реставраций, напоминал нам историю, события которой не смогли его разрушить, как это произошло с Успенским собором. Уже месяц, как была назначена проверка, но инспекторов на территорию официально не пускают (я прошел туда нелегально, когда объект не охранялся). К чему такая кулуарность? Ведь не частный дом реставрируют! В свое время при проверках легче было пройти в Национальный банк или в Администрацию Президента Украины.

*Руслан Кухаренко: «По акварелям художника Солнцева, который в середине ХIХ века провел полную инвентаризацию живописи собора, были воссозданы все росписи храм»

Но есть и хорошие новости из Киево-Печерского заповедника. Перед Пасхой художники закончили роспись центрального придела Успенского собора и убрали строительные леса. «ФАКТАМ» первым удалось увидеть это великолепие благодаря Руслану Кухаренко, начальнику главного столичного управления охраны культурного наследия, временно отстраненному от работы. После выхода из СИЗО Руслан Иванович получил от настоятеля Лаврского монастыря владыки Павла благословение на работу в соборе. С момента зарождения идеи восстановления Успенского собора и до сегодняшнего дня Руслан Кухаренко был одним из главных руководителей этого трудоемкого процесса.

«Четыре года художники, не получая ни копейки, ежедневно делали свое дело»

 — Наконец вся центральная часть собора расписана, — рассказал «ФАКТАМ» Руслан Кухаренко. — Эта уникальная работа продолжалась четыре года и завершена благодаря подвижничеству художников Пасивенко, Дмитренко, Прядко, Пиатковского, Чернокозенко, Мысникова, Стороженко, Матвиенко, Гончара, мастерской Аллы Ярош. Руководит работами Инна Дорофиенко из института «Укрпроектреставрация».

При полном отсутствии финансирования — годами не получая ни копейки за свой труд, люди ежедневно приходили и делали свое дело.

Возрожденный Успенский собор закрыли на роспись семь лет назад. Первые годы проводилась подготовительная работа. Проект росписи создан институтом «УкрЗападпроектреставрация».

По акварелям художника Солнцева, который в середине ХIХ века провел полную инвентаризацию живописи собора, были воссозданы все росписи храма. Много времени ушло на подготовку стен, эскизов, картонов, перенесение их на натуру. Только в прошлом году выделили деньги и расплатились с художниками.

Кстати, сам собор почти десять лет находился на балансе нашего управления. И лишь в прошедшем декабре Киево-Печерский историко-культурный заповедник наконец принял его под свою эгиду.

Но выполнено только 30 процентов росписей. Предстоит еще работы на три-четыре года. Необходимо расписать несколько приделов (Успенский собор состоит из семи приделов-церквей), алтарную часть, хоры, галереи. В центральном (Успенском) приделе можно уже видеть уникальные многофигурные композиции. Ни в одном православном храме нет таких изображений — всех семи Вселенских церковных соборов. Тут отцы церкви, цари Давид, Соломон, патриарх Исаак и Иуда. Есть и «Лестница Иакова на небеса», и канонические «Троица», Апостольский ряд, в парусах храма — Евангелисты, мученики, в арках — Бог Отец с силами и царями, агнцами и зверями. Сколько ликов! Наши художники проделали поистине титаническую работу! Вся их живопись полностью соответствует оригиналу ХVIII века.

В алтарной части находятся работы школы Верещагина конца ХIХ века. Это уже не украинское барокко, а академизм и немного модернизма. Данные росписи еще предстоит реставрировать. Кстати, при подготовке стен наши художники недавно обнаружили под слоями поздней росписи в алтарной части живопись XVII века. Ее также реставрируют. Напомню, что алтарная часть и часть Стефаниевского придела Успенского собора остались стоять после взрыва собора в 1941 году и во время его восстановления в начале 2000-х годов их удалось встроить в возрождающийся храм. Потому и сохранились древние фрески и часть живописи ХIХ века.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»