Пять лет назад ушла из жизни советская кинозвезда Наталья Гундарева
Наталья Гундарева — настоящий идеал русской красавицы, хотя жутко комплексовала из-за своей фигуры, далекой от голливудских параметров 90-60-90. В школьные годы Наташа пошла в баскетбольную секцию, хотя рост и комплекция были не совсем подходящими для этого вида спорта. Когда в школе организовали лыжный поход, записалась одной из первых, а ведь никогда не стояла на лыжах. Зимой ходила без шапки, чтобы доказать всем свою морозоустойчивость. Гундарева всю жизнь что-то пыталась доказать себе и окружающим и была очень самостоятельной. Первое слово, которое она произнесла в своей жизни, было «САМА». «С «сама» началась моя жизнь, этим, наверное, и закончится » — повторяла Гундарева.
В июле 2001 года актриса перенесла инсульт. Несчастье случилось на даче. В тот день Наталья Георгиевна долго загорала на солнцепеке, потом купалась в холодной Истре, ходила заниматься на тренажерах. Вечером муж нашел Гундареву на кухне, на полу были разбросаны овощи — супруга готовила ужин. Накануне Наталья Георгиевна играла в спектакле «Любовный напиток». Евгения Симонова вспоминает, что актриса говорила: «Так хочу отдохнуть, сойду с ума, если не отдохну!» Любимица миллионов провела некоторое время в коме, потом пошла на поправку. Занималась физкультурой, стала ходить, говорила практически без проблем. Мечтала вернуться на сцену Театра имени Маяковского, где прослужила всю жизнь. Но не случилось. 15 мая у нее произошел повторный инсульт. Ей было всего 56 лет.
В одном интервью Гундарева сказала: «У нас, чтобы к тебе хорошо относились, нужно по крайней мере умереть. Тогда все начинают говорить, какая ты была хорошая. Все становятся твоими друзьями » К сожалению, эти слова стали пророческими.
Народная артистка СССР Римма Маркова стала экранной мамой Натальи Гундаревой.
- Римма Васильевна, помните, как познакомились с Гундаревой?
- Это было на съемках картины «Сладкая женщина». Ее премьера состоялась 23 мая 1977 года. Впервые увидевшись с молодой начинающей артисткой, очень удивилась ее актерскому мастерству. Это был первый серьезный фильм Гундаревой, но при этом она показала профессионализм высочайшего класса! Наташа играла роль Анны Доброхотовой, которая приехала из села и устроилась работать на кондитерскую фабрику, а я — ее маму. 28-летней Наташе по сюжету пришлось изображать и 18-летнюю девушку, и 50-летнюю женщину. Она справилась с этим заданием просто великолепно.
Помню, нам предстояла сцена, где я привожу ее к профессору и говорю: «Пропишите ее у себя, она беременная » В общем, все очень серьезно. А Наташа перед выходом на площадку сидит и анекдоты рассказывает. Я думаю: боже мой, как она войдет в роль? И вдруг режиссер командует: «Давайте снимать». В ОДНУ секунду она переключилась. Смотрю, а у нее слезы градом. Моментальная возбудимость, я такого не наблюдала ни у кого за всю свою долгую актерскую жизнь! Это по-тря-са-ю-ще! От нее нельзя было оторвать глаз.
- Говорят, у Натальи Георгиевны было потрясающее чувство юмора.
- Абсолютное! Она любила травить анекдоты, да и сама была большая хохотунья. Могла и крепкое словечко употребить. Я всегда следила за ее творчеством и поражалась, насколько она достоверна. Причем везде, могла играть все, что угодно. В конце 70-х мы вместе снимались в телеспектакле «Доходное место», где Наташа играла аристократку Вишневскую! ЦАРИЦА выходила на сцену! Речь замедленная и протяжная. Ей были к лицу роскошные платья. Наталья ведь была красоты неописуемой
- Но при этом признавалась, что комплексовала из-за того, что полненькая.
- Ни-ког-да! Вы вспомните фильм «Труффальдино из Бергамо» или спектакль по пьесе «Проделки Скапена», где Наташа играла вместе с Костей Райкиным. Они, кстати, вместе учились в Щукинском училище. Как она там танцевала. Райкин потрясающе двигается, в нем столько энергии, но даже он признавался, что Гундарева может дать ему фору
- Публика боготворила ее.
- В фильме «Зимний вечер в Гаграх» героиня Гундаревой закатила истерику костюмерше. Говорят, у Натальи Георгиевны тоже был характер не мед.
- Что вы! Я ни разу не была свидетелем проявления у нее звездной болезни. Она постоянно хохотала, всегда в прекрасном настроении! Просто ей ничего не стоило сыграть стерву, вот народ и верил, что и в жизни она такая. Это актриса уника-а-альная! Мне сейчас на ум пришли строки Игоря Губермана: «Опять стою, понурив плечи, не подымая скорбных глаз. Как вкус у смерти безупречен в отборе лучших среди нас!» Это о ней. Господь будто решил: «Хватит вам! Посмотрели на талант и достаточно».
- «Личная жизнь королевы» — так называется фильм по моему сценарию, в котором Наталья Гундарева сыграла одну из последних своих киноролей, — делится с «ФАКТАМИ» известный сценарист и писатель-сатирик Аркадий Инин. — Впервые я увидел Наташу лет тридцать пять назад в спектакле Театра имени Маяковского «Дети Ванюшина». Увидел и был потрясен — столько в выпускнице театрального училища таланта и мастерства, обаяния и очарования, мощи и радости жизни! Я тут же бросился к знакомым режиссерам (надо сказать, что кинорежиссеры в большинстве своем люди дремучие, в театры не ходят) и взахлеб рассказывал им о новой замечательной актрисе, которую надо снимать, снимать и снимать Впрочем, и без моих рекомендаций Наташу стали часто приглашать в кино, порой нещадно эксплуатируя ее талант.
- Вы много вместе работали?
- Думаю, роль многодетной матери была одной из лучших.
- Все началось с того, что я прочел в «Литературке» статью 38-летней матери-героини из Подмосковья Это была совсем не веселая статья, не повод для комедии. Женщина гневно и с болью рассказывала, что все эти пляски вокруг матерей-героинь ничего не стоят. На словах их уважают, ордена дают, а на деле государство совсем не помогает. Мне показалось, что можно об этом рассказать не со слезой, а с улыбкой. Я связался с этой женщиной, но она меня послала подальше. Тогда я пошел в Общество матерей-героинь. Там были 50-60-летние мамаши, уже вырастившие детей. У них было другое отношение к жизни. Они рассказывали смешные байки о своем потомстве. Из всего этого (плюс придуманные истории) получилась картина. Я ее люблю очень. До сих пор плачу, когда смотрю.
- Не жестоко ли было предлагать роль многодетной матери актрисе, которая не могла иметь детей?
- Часто спрашивают, как она сумела сыграть мать-героиню, не имея собственных детей. А вот так! На встрече с работниками химического комбината женщина-каландровщица (цех с чудовищно вредными условиями труда) прислала актрисе записку в стихах, сообщая, что она мать одиннадцати детей. Женщина эта сказала, что Наташа сыграла точь-в-точь всю ее жизнь. Как Наташа, имеющая весьма отдаленное представление о жизни простых граждан, а уж тем более об адских условиях каландровщицы, могла вызвать у работницы ощущение абсолютного сходства? Ответ прост: волшебство таланта великой актрисы!
- Одно время любимая миллионами актриса подалась в политику.
- В середине девяностых она стала депутатом Государственной думы от фракции «Женщины России». Но она не заседала, а моталась по чужим кабинетам, выбивая для людей квартиры, звания, больницы. Для себя никогда ничего не просила.
- Вы были дружны?
- У нее был мужской склад характера, она очень серьезный человек, а с такими трудно дружить. Не могу назвать себя близким другом Гундаревой, как бы мне этого ни хотелось.
- Какой она вам запомнилась?
- Очень много работала, была предельно собрана и точна на съемочной площадке. Мало говорила и много курила, никогда не опаздывала, но и не задерживалась после съемок для расслабления на актерских междусобойчиках. Еще она называла себя помещицей, имея в виду стремление и умение работать в ее деревенском доме, к обустройству которого прикладывала не только свою душу, но и руки. Она умела (в отличие от меня) забить гвоздь.
- О личной жизни Гундарева не любила говорить?
- Единственное, что я могу сказать, это то, что она любила. Много, страстно, самозабвенно, обжигаясь и падая, но поднималась и снова любила У них с Мишей Филипповым были превосходные отношения. Она в конце жизни нашла человека верного, достойного. Ей не везло с прежними мужьями, а Миша был верен ей до конца.
- Наташа даже не собиралась идти в актрисы, — рассказывает актер Виктор Проскурин. — После десятого класса она стала работать в одном из конструкторских бюро чертежницей, так что вполне могла сделать карьеру строителя. Попробовать свои силы и поступить в творческий вуз ее уговорил давний друг — актер Виктор Павлов. С Натальей Георгиевной я был знаком задолго до картины «Однажды 20 лет спустя», где мы сыграли мужа и жену. На съемочной площадке мне было легко с ней работать, свободно и понятно. Я вам открою секрет: если человек играет героя — это не значит, что он может быть героем. Он вам показывает свое воображение по поводу героизма. Так же, как и врач может совершенно спокойно резать, колоть, а поранив себе палец, упасть в обморок. Игра и действительность — разные вещи. Как-то на кинофестивале у нас с Наташей брали интервью и задали вопрос: «Чем вы платите за свой успех?» Так вот она ответила: «Наверное, детьми. У меня всегда была работа на первом месте. Одиночеством в старости, думаю, буду платить».
- Какой Гундарева была в обычной жизни?
- Можете написать — восхитительной! Наташа была человеком с невероятной силой духа и упорством. В середине 80-х она попала в серьезную автокатастрофу. Месяца три не могла играть. Наталья рассказывала, что в тот момент ее очень подбодрили на Одесской киностудии, пригласив на роль в фильме «Подвиг Одессы»: «У нас время военное, нам все равно, что у вас на лице». Самое показательное, что после этого Гундарева снова села за руль.
В одном из своих последних интервью Наталья призналась: «Есть такая тихая надежда, что Бог не оставит своей милостью. Может быть, все произойдет в одночасье, и ты не будешь висеть тяжким грузом на тех, кто останется рядом с тобой, а уйдешь, оттолкнувшись одной ногой от земли». Так и случилось.