Правительство России провело экстренное совещание по вопросу топливного кризиса, который охватил почти все регионы страны. Началось все с острой нехватки бензина в Алтайском крае. Здесь были вынуждены закрыться практически все небольшие АЗС. А заправки крупных компаний (например, «Роснефти») отпускали бензин в ограниченных количествах.
Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию следующими причинами. С февраля в России действует запрет на рост цен на бензин. Это привело к тому, что нефтяные компании резко увеличили экспорт своей продукции, оставив для внутреннего рынка определенный ими самими минимум. В результате за три месяца 2011 года экспорт российских нефтепродуктов составил миллион тонн, в то время как за весь 2010 год было продано за рубеж 3 миллиона тонн.
В апреле основные игроки на российском рынке нефтепродуктов попытались поднять цены. Так, 92-й бензин подорожал почти на 19 процентов, 95-й — на 5 процентов. Генеральная прокуратура России тут же обвинила крупные компании в ценовом сговоре. Антимонопольная служба начала масштабную проверку нефтяных компаний.
Теперь правительство России пошло на новые жесткие меры. Принято решение в мае полностью отказаться от экспорта бензина. Он будет реализовываться только на внутреннем рынке. Об этом заявил вчера замминистра энергетики России Сергей Кудряшов. Таким образом, по мнению министерства, удастся не только ликвидировать дефицит бензина, но и замедлить рост цен на него.
Тем временем в Белоруссии весь апрель прошел под знаком борьбы властей с дефицитом валюты. Купить доллары или евро в обменных пунктах практически невозможно. А все потому, что объявленный курс белорусского рубля — 3045 рублей за доллар — не соответствует его реальной цене. Как заявил бывший председатель Национального банка Белоруссии профессор Станислав Богданкевич, «реальное соотношение на треть выше». «И это по самым оптимистичным расчетам. Впрочем, когда ничего нельзя купить, то и цены нет! Эта неизвестность очень вредит экономике, особенно малому и среднему бизнесу», — уверен он.
Нацбанк обещал в среду провести дополнительную торговую сессию по альтернативному курсу, но в последний момент от этой идеи отказался, заявив, что на данный момент «в этом нет необходимости». Экономисты утверждают, что власти просто испугались тех цифр, до которых добрался «зайчик» (так неофициально называют белорусский рубль) на внебиржевом рынке. Во вторник частные банки зарегистрировали здесь единичные сделки, считая рубль по курсу на 70 процентов выше официального. Нацбанк тут же напомнил, что валютные сделки между частными банками и субъектами хозяйственной деятельности разрешено заключать по курсу, который отличается от официального не более чем на 10 процентов.
В соседних с Белоруссией странах «зайчик» упал примерно на треть. Эксперты считают, что Минск будет вынужден девальвировать национальную валюту. Не помогут даже кредиты от России, которые Нацбанк Белоруссии ожидает со дня на день.