В 1970-х годах после выхода на экран фильмов «Тени забытых предков» и «Саят-Нова» Сергей Параджанов стал культовым кинорежиссером. Но в жизни мэтра были не только лавры. В декабре 1973 года Параджанова арестовали по сфабрикованному делу и посадили на 5 лет. Часть своего тюремного срока Сергей Иосифович провел в Луганской области — в Перевальской исправительной колонии под Алчевском.
Даже в заключении режиссер изыскал возможность заниматься творчеством: он создавал панно, писал картины, делал чеканки и резал по дереву. Большинство его работ того периода потерялись, но энтузиастам кое-что все же удалось разыскать и даже создать единственный в Украине музей Сергея Параджанова. При армянской диаспоре Алчевска действует поисковый отряд, по крупицам собирающий все, что связано с именем великого режиссера.
— Экспозицию пока расположили в школе поселка Васильевка, — говорит директор музея Флюр Карачурин. – Но, надеемся, что в будущем, когда экспонатов станет больше, будем иметь отдельное помещение. У меня есть полный список всех работ Параджанова, созданных в колонии.
— На след этой уникальной работы наши поисковики вышли еще лет пять назад, — рассказывает Флюр Саярович. — «Голова идола», как оказалось, никогда не покидала пределов города, а все эти годы преспокойно висела на стене офиса одного из местных предпринимателей. Но тот разорился, продал здание и в Алчевске бывал лишь редкими наездами. И хоть был не против передать шедевр музею, за ним пришлось буквально «охотиться», чтобы застать в нужное время в нужном месте. На днях маска наконец-то «прописалась» в музее.
Бывший владелец маски когда-то работал в той самой колонии, где отбывал срок Параджанов, и, вероятно, вынес ее тайком от начальства. Ведь Сергей Иосифович раздаривал свои шедевры не только заключенным, но и охране и обслуге. Художник считал, что таким образом его творения, выйдя за «колючку», обретут свободу.
— Работы Параджанова, сделанные в «зоне», сегодня есть в экспозиции дома-музея Параджанова в Ереване, в Москве и даже в Париже в «Русском обществе», — говорит директор музея. – Кстати, на недавнем аукционе «Сотбис» конверт, подписанный рукой Сергея Иосифовича, ушел за 5 тысяч долларов. Так что мы прекрасно понимаем, сколько может стоить такая маска, и обеспечим ей надежную сохранность.
И хотя на деревянной маске нет автографа гения, в музее ни на йоту не сомневаются – это рука Параджанова, у него был особый почерк резьбы. Кроме того, в идоле, по замыслу самого мастера, приносящем удачу владельцу, объединены две традиции резьбы – восточная и славянская.
Фото предоставлено Флюром Карачуриным