«Зодчие из Колумбии представили принципиально новое решение благоустройства 10-километрового туристического маршрута — от Музея истории Великой Отечественной войны до Львовской площади»
Конкурс привлек внимание архитекторов и дизайнеров из 65 стран мира. Из поступивших 50 проектов, представленных специалистами 16 стран, жюри отобрало девять лучших работ архитектурных бюро из Австрии, Великобритании, Колумбии, Нидерландов, Норвегии, России, США и Японии.
На завершающем этапе первое место по праву одержала команда колумбийских архитекторов, второе — присудили специалистам из Великобритании и третье заняли зодчие из Японии.
Часть победившего проекта — это транспортная развязка на пересечении Аллеи героев Крут и Днепровского спуска — Подобное состязание профессионалов, организованное главным столичным управлением градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды, впервые проходило в Украине, — рассказал «ФАКТАМ» член представительского жюри конкурса Игорь Добруцкий. — Его признали престижным из-за участия многих именитых архитекторов. А мы, вооружившись новыми идеями, имеем стратегию развития территории, которая раньше не развивалась.
Перед конкурсантами ставилась первостепенная задача — сохранить уникальную атмосферу, ландшафт, исторические объекты, памятники архитектуры украинской столицы и так обустроить ее центральную часть, чтобы киевляне могли гордиться своим городом, а туристам хотелось посетить его вновь. Больше всего проектанты уделили внимание благоустройству Европейской, Почтовой и Контрактовой площадей, Пейзажной аллеи, Андреевского спуска, берегов Днепра и майдана Незалежности.
— Победители из Колумбии Джулиан Рестрепо и Пабло Фореро, которым вручили премию в 10 тысяч евро (авторам остальных финальных восьми проектов полагается по две тысячи евро), представили принципиально новое решение благоустройства 10-километрового туристического маршрута от Музея истории Великой Отечественной войны до Львовской площади и прежде всего — береговой кромки, — продолжает Игорь Добруцкий. — Во-первых, на границе набережной Днепра и склонов не предусмотрена высотная застройка. Во-вторых, авторы проекта предлагают вытянуть береговую линию за счет своеобразных зеленых «парящих» бетонных плато, созданных для беспрепятственного подхода к воде.
А на берегу, по замыслу архитекторов, — прекрасно обустроенные пляжи, детские площадки, павильоны для досуга, кафе. По проекту шесть перпендикулярных к Днепру пешеходных мостов (над транспортными потоками их удерживают установленные через равные промежутки опоры) «текут» со склонов и гармонично связывают береговую зону с верхним городом, чего не было до сих пор. Для этой же цели послужат и пешеходные дорожки на склонах, а на 10-километровом туристическом пути — улучшенные дорожки для велосипедистов и людей с ограниченными возможностями.
Вторая часть проекта — это транспортная развязка на пересечении Аллеи героев Крут и Днепровского спуска. Пешеходный кольцевой узел со многими функциями призван разрешить проблему перепада местного рельефа и улучшить связь со многими объектами (обеспечив непрерывность и безопасность маршрута), не нарушая ландшафта, не затрагивая памятников истории и уникальности природы в центральной части столицы.
— К Евро-2012 предлагается и множество временных архитектурных городских объектов: пешеходные улицы, концертные площадки, кафе на понтонах, смотровые башни на Почтовой площади, дизайнерский парк-арена для демонстрации новаторских решений специалистов на Арсенальной площади, информационные боксы, а также туалеты, — объясняет Игорь Добруцкий. — Многие проекты достойны внимания. Например, привлекательна работа японского мастера, представившего нестандартное пешеходное кольцо над Европейской площадью.
Нынешние конкурсные проекты — приобретенное богатство города, которым следует разумно распорядиться. Пока они будут экспонироваться в Доме архитектора до 27 мая, а во время празднования Дня Киева и Дня столицы (28 и 29 мая) работы выставят на Крещатике для киевлян и гостей города. Еще предстоят общественные обсуждения проектов, а для их реализации (фрагментарно или полностью), возможно, примут комбинированные решения: что-то воплотят за счет городского бюджета, что-то — из государственного, обязательно будут привлекаться и инвестиционные средства. Не исключено, что тематика архитектурных конкурсов ближайших двух лет — благоустройство и Труханова острова, Гидропарка…
Городские власти тем временем предлагают неравнодушным киевлянам приобщиться к разработке Cтратегии развития Киева до 2025 года. Создана специальная веб-страница, где принимаются предложения, пожелания, конкретные решения по обновлению города. Каждый может принять участие в опросе и высказаться на тему экономического, культурного, архитектурного развития нашей столицы. Темы опросов постоянно будут обновляться. В первом, к примеру, можно поучаствовать уже сейчас: www.kmv.gov.ua/strategy.asp.