Культура и искусство

Любовь Руденко: «Гундарева безумно хотела детей. Она даже была беременна, но родить так и не смогла»

16:20 — 13 мая 2011 eye 6594

Шесть лет назад ушла из жизни народная артистка России, звезда советского кино

В фильмографии Натальи Гундаревой 60 картин, среди которых полюбившиеся зрителям «Сладкая женщина», «Одиноким предоставляется общежитие», «Зимний вечер в Гаграх», «Осенний марафон», «Небеса обетованные», «Петербургские тайны». Актриса прожила короткую жизнь — всего 56 лет, тридцать из которых прослужила в театре имени Маяковского. Сразу после Щукинского училища ее пригласил туда художественный руководитель Андрей Гончаров. В этом театре актриса встретила и свою самую большую любовь — Михаила Филиппова.

В июле 2001 года у Гундаревой случился инсульт. Четыре года Наталья Георгиевна боролась с болезнью. Собиралась снова выйти на сцену, но, увы, повторный инсульт — и в мае 2005 года актрисы не стало. Но она все равно с нами — в любимых фильмах, в воспоминаниях коллег и друзей. Накануне шестой годовщины смерти Гундаревой «ФАКТЫ» пообщались с близкой подругой Натальи Георгиевны — актрисой театра и кино Любовью Руденко.

«Для мужчин Наташа прежде всего великая актриса, а не просто женщина»

— Люба, вы с Гундаревой дружили?

 — Наташа была достаточно закрытым человеком, но я счастлива, что мне удалось поддерживать с ней приятельские отношения. Началось все в 1986 году на съемках фильма «Жизнь Клима Самгина». Мы вместе снимались в нескольких сериях, ездили в экспедицию в Питер и Прибалтику, где очень сблизились, как модно было тогда говорить, закорешились. Я общительная, некорыстная, у меня никогда не было камня за пазухой, а Наташа человек очень тонкий и понимающий, поэтому видела во мне эти качества. Помню, на съемках я в очередной раз обратилась к ней по имени-отчеству, а она вдруг сказала: «Какая я тебе Наталья Георгиевна? Я что, бабушка русского театра и кино?! Зови меня просто Наташа».

Еще до совместных съемок мы делали спектакль «Виктория?..» об адмирале Нельсоне и леди Гамильтон, где я играла Франческу, служанку Гундаревой. По сюжету Франческа была просто служанкой. Режиссер Андрей Гончаров, мой учитель, так поставил спектакль, что я стала подружкой главной героини, с которой она секретничает и доверяет ей душевные тайны. То же случилось между мной и Гундаревой в жизни. У нас с Наташей были любимые моменты в спектакле. На сцене стояла ширма, за которой я переодевала свою хозяйку для следующего действия, и пока на сцене играли наши коллеги, мы секретничали.

Так у нас началось довольно близкое, искреннее общение. Конечно, тайн, которые она мне поведала, я не раскрою. Наташи нет, а я могла бы это сделать только с ее разрешения. Но могу сказать точно — до того, как она встретила Михаила Филиппова, случались в ее жизни моменты, когда она была счастлива. Правда, недолго, поскольку, к сожалению, мужчины часто ее использовали. Их больше интересовала не женщина Наташа, а актриса Наталья Гундарева — звезда.

Это, кстати, беда многих актрис. При всем своем внешнем благополучии, востребованности, богатстве они несчастны и одиноки. Но это один из плюсов сильных женщин, которые никогда не покажут, что им плохо. Наташа как раз из их числа. Я тоже думала, что у нее все хорошо. На самом же деле она безумно хотела детей. Когда одному из своих мужчин сказала: «Я хочу тебе родить», он, даже не задумываясь о том, что произносит, сказал: «А зачем? У меня уже есть дочка!» Ему и в голову не приходило, какая это честь для него, что такая великая женщина говорит: «Я хочу тебе родить ребенка». Это была, наверное, главная драма ее жизни…

«Ради роли Наташа похудела на 20 килограммов»

— В фильме «Однажды двадцать лет спустя» Гундарева потрясающе сыграла мать-героиню.

 — Самое интересное, что в молодости она была беременна. Тогда у нее был страшный токсикоз. Наташа рассказывала, что не могла дойти до театра, по пути от дома кланялась каждой урне. Видимо, полная несовместимость была с человеком, от которого она забеременела, Наташа признавалась: «Меня просто выворачивало наизнанку…» Я не знаю, сделала Гундарева аборт или случился выкидыш, что вполне естественно, поскольку организм отторгал плод.

Был среди ее поклонников очень состоятельный человек, который хотел, чтобы она родила, но Наташа сказала: «Понимаешь, дорогой, у твоих детей есть отец и полноценная семья. А почему у моего ребенка буду только я? И никогда не смогу сказать, кто его папа».

А когда встретилась с Михаилом Филипповым, Наташе было уже за сорок. Рожать в таком возрасте уже поздновато. Хотя детей она безумно любила. На всех гастролях вокруг нее толпилась детвора, потому что она удивительно веселый и остроумный человек. Могла создать вокруг себя потрясающую атмосферу.

Вспомнилась история, когда мы гастролировали по Прибалтике. В Юрмале я осталась с тремя детьми: моим Толей, сыном Игоря Костолевского и Леры Романовой Лешей, дочкой Гали Беляевой и Сережи Дойченко Анечкой. Мои подруги играли в спектакле, а детей оставили на меня. И мы отправились гулять. Мне надо было покормить Анюту. Я умоляю: «Анечка, ну еще кусочек…» Мимо идет Наташа: «Любань, что происходит?» Я жалуюсь: «Да не могу ребенка накормить!» — «Сейчас мы быстренько». Наташа присоединилась к нам и тут же придумала какую-то игру, откуда-то достала игрушку, начала рассказывать смешные истории и скормила Ане целую пиццу. Она умела легко управляться с детьми, стала бы великолепной матерью. Наташа любила повторять: «Мои роли — это мои дети».

— А говорили, что у нее тяжелый характер.

 — Ничего подобного. У нее характер мощный. А это совсем другое.

— Правда, что Наталья Георгиевна была лихим водителем?

 — Шумахер! Помню, отыграли мы трудный спектакль. Выходим в одиннадцатом часу вечера на улицу, идет снег, я говорю: «Натулечка, по домам?» — «Ну что ты? Я сейчас поеду на ночную съемку. Два часа езды, работа, а завтра обратно на машине приеду». — «Наташ, ты сошла с ума, разве нельзя было попросить, чтобы за тобой машину прислали?» — «Неудобно. У меня ж своя машина есть!» Я просто обалдела, покрутила пальцем у виска и говорю: «Наталья Георгиевна, соображаешь, что делаешь? Ты безумно устала, и сейчас ночью в гололед?» — «Да ничего. Мне в удовольствие. Я люблю водить!» Так она ночью ездила на съемки за город, в санаторий какой-то, где снимали фильм «Райское яблочко», она играла директора правительственной дачи. Причем были у нее тогда «Жигули», иномаркой еще не обзавелась.

— Это ведь один из последних ее фильмов.

 — Позже сыграла еще в сериале «Ростов-папа», ради которого похудела.

— Специально худела?

 — Да, помню, приходим на открытие очередного театрального сезона, а у нее 20 килограммов как не бывало. Я зашла к ней в гримерную: «Наташ, колись, как?» Я тоже всю жизнь занималась тем, что худела. Фактура такая, что никуда не денешься. Она говорит: «Знаешь, мать, честно тебе скажу: ничего не делаю, только после шести вечера не ем. В июне начала, потом два месяца отпуск. И вот за три месяца сбросила». Это очень сильную волю надо иметь. Она ведь диетами себя мучила не просто так. Муж ее любил любой, впрочем пышная фигура Наташу никогда не портила. Дело в том, что в новом сериале у нее должны быть какие-то эротические сцены, а она смущалась из-за лишних килограммов.

— Переживала из-за веса?

 — Экран добавляет килограммов 8, и в телевизоре Наташа казалась крупной женщиной. Но когда народ приходил в театр и видел Гундареву на сцене, удивлялся, что она такая маленькая. Была мелкой, на голову ниже меня.

— Не скрывала, что делала пластику?

 — Чуть-чуть по кругу сделала легкую подтяжечку лица, и выглядела превосходно.

«Гундарева не хотела, чтобы ее видели больной, немощной»

— В газетах писали, что из-за пластической операции у нее начались проблемы со здоровьем.

 — Ерунда! Я никогда с этим не соглашусь. Сколько актрис делают пластику, и ничего с ними не случается. У Наташи другое — она была слишком перегружена работой. Долго делали ремонт в новой квартире. Наташа жаловалась: «Представляешь, заказали спальню из Италии, привезли не тот шкаф, надо менять, очень долго ждать». Причем не хватило денег, она говорила: «Придется пахать. Надо еще на парочку концертов съездить, чтобы заработать на эту мебель. Ты не представляешь, сколько все стоит!» На зарплату актрисы театра Маяковского особо не разгонишься. Я жила тогда в квартире у мужа и даже не интересовалась, какие цены. Когда Наташа начала рассказывать, что почем, у меня был шок. После ремонта я была у них дома, никакой особой роскоши там не было.

Сейчас достаточно попасть в сериал, и через год человек квартиру может купить. Тогда таких фильмов не было и заработков тоже. Народной артистке Гундаревой надо было та-а-ак пахать, практически без продыху, чтобы сделать приличный ремонт в квартире.

Мало кто знает, но Наташу подкосила и неприятная история, связанная с театром Табакова. Помимо Маяковки, Гундарева играла в антрепризном спектакле у Тани Догилевой и репетировала у Табакова «Кабалу святош». Наташе могли позвонить в десять или в одиннадцать вечера и сказать: «Вас беспокоят из репертуарной части МХАТа, у вас завтра в 11 утра репетиция». Она возмущалась: «Простите, но сейчас десять вечера, а у меня на завтрашний день уже все распределено, я физически не могу поменять свои планы. А почему вдруг репетиция?» — «Олег Павлович неожиданно освободился, и он может завтра репетировать!» И хоть ты умри, но должен быть. После того как Наташа не смогла приехать на репетицию, ей через какое-то время перестали звонить. Тогда она сама позвонила: «Здравствуйте, вас беспокоит Гундарева. Скажите, пожалуйста, у меня сегодня нет репетиции с Олегом Павловичем?» — «Простите, кто его спрашивает?» — «Наталья Георгиевна Гундарева». — «А как вас представить?»

Какая-то ничтожная сявка, сучка, не побоюсь этого слова, из режиссерской части посмела вякнуть такое! Великой актрисе, которую знала вся страна. Наташа совершенно спокойно сказала: «Актриса театра имени Маяковского, народная артистка России Наталья Георгиевна Гундарева». — «Нет, у вас сейчас нет репетиции». И повесили трубку. Вскоре после этого Наташа узнала, что ее роль репетировала другая актриса. Представляешь внутреннее состояние человека, который практически подготовил спектакль к премьере! Плюс работа без отдыха долгое время… Организм ведь не железный.

Я думаю, у Наташи тогда был перехлест эмоциональных переживаний. Возникли проблемы с мамой, которая была достаточно старенькой, больной, и Наташа не знала, с кем ее оставлять. Мама, конечно, могла высказаться: «Вот, ты меня бросила». Наташа очень переживала по этому поводу, но ничего не могла изменить. А тут еще лето, жара… Груз этих проблем и свалил ее с ног в прямом смысле этого слова. Она упала без сознания у себя на даче.

— Во время болезни Натальи Георгиевны вы общались?

 — Нет, я не смогла. Дело в том, что Наташа знала, как безумно я ее любила. И любила ее сильной. Она сама мало кого хотела видеть, не могла предстать перед посторонними слабой, немощной. С ней даже не было телефонной связи. Я передавала ей подарочки, термальную воду освежающую, вентилятор игрушечный. Какую-то фигню, одним словом, потому что у нее было все необходимое.

Не один раз собиралась проведать Гундареву, но я человек очень эмоциональный. Понимала прекрасно, если увижу ее без косметики, без прически, больную — не выдержу и разрыдаюсь. А это очень плохо бы на нее подействовало.

Когда я узнала о смерти Наташи, в сомнамбулическом состоянии приехала в театр. Уже ее привезли, гроб стоял на сцене… Я очень хорошо помню, как зашла, поднялась на сцену. И вот тут я первый раз за пять лет, пока она болела, посмотрела на нее. Увидела ее в гробу и начала падать в обморок. Ребята меня подхватили и говорят: «Люба, тебе здесь делать нечего. Иди-ка ты отсюда»…