Победитель Всеукраинского конкурса «Учитель года-2011» считает, что в стране нет четкого видения, каким должно быть отечественное среднее образование
На днях завершился традиционный Всеукраинский конкурс «Учитель года-2011», организованный Министерством образования и науки, молодежи и спорта. Впервые победителем ежегодного состязания стала представитель столичной школы, учитель киевской гимназии №143 Ольга Невмержицкая. В номинации «Мировая литература» она получила первую премию — пять тысяч гривен. Второй и третий призеры получили соответственно полторы и тысячу гривен, что стало неплохим подспорьем к учительской зарплате. О своих впечатлениях от конкурса, а также о видении сегодняшнего состояния среднего образования в Украине Ольга Невмержицкая рассказала «ФАКТАМ».
— Ольга Федоровна, конкуренция на конкурсе была серьезной? Победа стала для вас неожиданностью?
— Конечно, ведь почему-то не всегда веришь в собственные силы, хоть я и стреляный воробей: уже не раз принимала участие в подобных состязаниях. Правда, они были районного уровня. Участники же нынешнего всеукраинского конкурса прошли отбор на аналогичных районных и городских. В итоге за звание лучшего боролись 27 педагогов — по числу областей — плюс представители Киева и Севастополя. Все мы переживали невероятное напряжение, ведь «соперники» подобрались сильные, эрудированные.
Заключительный этап конкурса проходил в Полтаве, где нам предстояло дать урок (практически без предварительной подготовки), образно говоря, для чужих детей. Ведь ни учителя, ни школьники до этого не были знакомы друг с другом. Накануне все конкурсанты-учителя, как когда-то в студенческие времена, тянули билет с темой урока. Времени на подготовку практически не оставалось, поэтому перед незнакомой аудиторией и одиннадцатью членами жюри нам пришлось выступать, по сути, экспромтом.
— Судя по результатам, вы успешно справились с заданием. Оно было трудным?
— В этом году в школьную программу по зарубежной литературе впервые включили изучение творчества французского писателя Эмиля Золя. Причем данному решению предшествовало длительное обсуждение: нужно ли это делать, как его творчество воспримут дети и так далее. И тут я вытаскиваю билет с заданием провести урок, посвященный именно Золя. Коллеги-соперники вздохнули с облегчением, ведь в учительской среде этот писатель считается «трудным». Более того, я еще не проводила уроки по творчеству Золя даже для своих учеников, хотя и преподаю в школе более 15 лет. Поэтому задание стало для меня своеобразным испытанием на профессионализм: смогу ли я за 12 часов, оставшихся до показательного урока, подготовить его так, чтобы он запомнился ученикам.
— Участникам конкурса разрешали пользоваться конспектами, подручными материалами?
— (Смеется.) Конечно, можно было взять с собой чемодан книг. Но каких? Как угадать, что тебе может понадобиться? Готовясь к урокам, мы, конечно, пользовались интернетом, кроме того, помогали друг другу материалами по темам. Вообще, я бы сказала, что атмосфера была довольно дружественной. Методист из Киева подсказала мне интересный факт из биографии писателя. Оказывается, последние семь лет жизни Эмиль Золя увлекался фотографированием. Тогда, во второй половине XIX века, первые фотокамеры только появились. А известно, что в литературе Эмиль Золя был основателем натуралистического направления. Так вот, его писательский стиль и увлечение фотографией в каком-то смысле пересекаются: проза Золя, по сути, является своеобразной фотографией жизни, в ней практически нет оценочных суждений, моральных оценок тех или иных явлений. Писатель изображал жизнь, ничего не добавляя от себя!
На сопоставлении этих фактов я построила урок для десятиклассников, проиллюстрировав рассказ о Золя его фотографиями, фоном урока шла красивая французская музыка. Ученики внимательно слушали, задавали вопросы, словом, заинтересовались. Более того, после урока ко мне обратились члены жюри с просьбой поделиться материалом, который я использовала. Ведь творчество Золя начали изучать в школе только в этом учебном году и «образцов» уроков, по сути, еще нет.
— Да, с деньгами не густо, вы правы. И жилищные программы для учителей, насколько я знаю, вообще не пред-усмотрены. Но, тем не менее, я не променяла бы свою профессию ни на какую другую, поскольку для меня важна отдача, важно видеть благодарные глаза детей! Хотя с каждым годом дети становятся сложнее…
Что же касается профессии, то я выбрала ее благодаря появлению в моей жизни (тогда — ученицы 8-го класса) учителя русского языка и литературы Марии Филипповны. Она наизусть читала нам «Евгения Онегина» Пушкина и рассказывала о писателях так, что класс заслушивался. Это и определило мой выбор в жизни.
— Вы сказали, что с каждым годом дети становятся сложнее. В чем это проявляется?
— Мне кажется, современных детей невозможно увлечь учебой, школьные предметы их интересуют мало. Зато они с огромным удовольствием изучают разнообразные технические новинки, возможности интернета и мобильных телефонов. Вот, например, у нас в школе традиционно проводится урок по Великой Отечественной войне. К нему я готовлюсь очень обстоятельно, использую, как правило, записи песен военных лет, демонстрирую кадры из кинофильмов, зачитываю стихотворения, посвященные войне. Но дети воспринимают это как должное, как нечто само собой разумеющееся. Учителя это очень обижает, ведь когда слушатели благодарные, то выходишь с урока окрыленным, хочется сделать для детей еще больше.
— Но должен же быть способ заинтересовать учеников?
— Это возможно, только если школа и родители будут заниматься детьми сообща. Усилий одних педагогов недостаточно. Родители должны ежедневно разговаривать с ребенком, объясняя ему, к примеру, что интернет не может заменить книгу.
У меня сложилось впечатление, что равнодушие детей к учебе напрямую связано с поведением их пап и мам. Они, как правило, очень заняты собственными проблемами, общение же с сыном или дочерью в лучшем случае откладывают на потом.
А как может заинтересовать учитель? Привычная мотивация ученика оценкой сейчас не срабатывает. Но можно сказать ребенку: «Вася, прочитай рассказ Чехова. Завтра мы попробуем отправить этот рассказ на какую-нибудь студию для экранизации, поэтому, будь добр, поищи в произведении детали, указывающие на то, как должны выглядеть декорации». А, допустим, Пете можно предложить найти в тексте описание собачки и нарисовать ее. То есть детям надо предлагать задания, выполняя которые они заинтересуются произведением.
— В мое время некоторые ученики не боялись спорить с учителем и отстаивать свою точку зрения на прочитанный роман. Это считалось даже своеобразной крутизной. Сейчас есть такие умники?
— (Смеется.) По поводу того или иного произведения можно спорить с общепринятым мнением, но не с учителем. Ведь профессиональный педагог обязан иметь представление обо всех точках зрения на произведение и доступно изложить материал учащимся. Впрочем, подобные споры меня порой вдохновляют, но при одном условии: ученик должен хорошо знать предмет дискуссии, то есть текст.
Например, очень много споров вызывает роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который проходят в 11-м классе. Он сложен для детского восприятия, ведь проанализировать и почувствовать глубину романа, на мой взгляд, способен только человек со сложившимся внутренним миром, поскольку произведение затрагивает много проблемных, дискуссионных вопросов. Если в классе есть верующие дети, им можно предложить сопоставить «ершелаимские» главы с Библией.
Недавно я прочла интересную статью священника Кураева о романе Булгакова. Автор утверждает, что писатель создавал «Мастера и Маргариту» под грифом «Евангелие от Дьявола», о чем свидетельствует эпиграф — слова Мефистофеля из «Фауста» Гете. По мнению Кураева, христианин, открыв «Мастера и Маргариту» и прочтя эпиграф, не будет читать дальше или отнесется к тексту с крайней осторожностью. При этом священник не отрицает художественной ценности произведения.
— Признайтесь, родители обращаются к вам с какими-то просьбами?
— Вы не поверите, но у наиболее сознательных родителей просьба одна и та же — они просто умоляют: «Научите детей писать по-русски правильно!» Современные дети вопиюще безграмотны! По-русски они пишут с колоссальным количеством ошибок! И для тех родителей, которые окончили еще советские школы, это просто трагедия. Видимо, мы пожинаем плоды решения начинать изучение русского языка не ранее 5-го класса. Правда, в некоторых гимназиях его учат уже в первом.
Ну и, конечно, сказывается то, что дети мало читают, их зрительная память не задействована на запоминание правильного написания слов.
— Ольга Федоровна, как педагог с 15-летним стажем скажите, как вы оцениваете нововведения последних лет в системе школьного образования?
— Есть как положительные, так и отрицательные стороны новшеств. Дети, понимая, что им предстоит внешнее независимое оценивание, учатся на результат. То есть стараются понять и освоить предмет, а не просто зазубрить, чтобы написать контрольную и забыть. Но! Страдают предметы, которые не входят в перечень тестируемых. Из-за отсутствия действенного стимула школьники их, по сути, игнорируют.
Что касается других новшеств, то в последние годы их было столько, что учителя сами здесь путаются. Возобновят обычные контрольные работы или все же введут тесты в средних классах? Трудно сказать. Мне кажется, нет четкого видения, каким вообще должно быть среднее образование в государстве…