Несмотря на то что мировые цены на нефть и нефтепродукты снижаются, в Украине падение стоимости бензина пока только прогнозируется экспертами. А тем временем продолжается… подорожание топлива. За последнюю неделю цена литра бензина А-80 и А-92 в среднем по стране поднялась на 3 копейки, до 9 гривен 46 копеек и 9 гривен 86 копеек соответственно. Бензин А-95 подорожал и вовсе до 10 гривен 28 копеек. Причем на некоторых заправках его стоимость подскочила на 20 копеек. А вот цена дизтоплива осталась на уровне 9 гривен 82 копеек за литр.
Стоит отметить, что экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти, нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Кабинете министров Украины сохранила предельную рекомендуемую цену бензина А-95 на уровне 10 гривен за литр, а дизельного топлива — 9 гривен 60 копеек.
При этом на волне борьбы с подорожанием горючего определенные коммерческие структуры пытаются пролоббировать весьма неоднозначные изменения законодательства. В частности, Министерством энергетики и угольной промышленности Украины разработан законопроект о введении до 31 декабря 2012 года нулевой ставки налога на добавленную стоимость на операции по импорту нефти и сырых нефтепродуктов (компонентов для изготовления горючего).
Прокомментировать нынешнюю ситуацию на топливном рынке «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна:
— Падение европейских цен на нефтепродукты вселяет оптимизм. Ведь в течение девяти месяцев цены только росли. Если ситуация в Европе не изменится, то в июне стоимость топлива начнет снижаться и на украинских заправках. К тому моменту на отечественный рынок поступят более дешевые нефть и нефтепродукты. К сожалению, давать точные прогнозы сложно, поскольку наш топливный рынок зажат правительственным административным регулированием. Именно поэтому даже уменьшение акцизов на нефтепродукты не дало быстрого эффекта. Но я уверен, что при первой же возможности стоимость горючего будет снижена. Это выгодно в первую очередь нефтетрейдерам, так как сейчас падает потребление нефтепродуктов из-за их дороговизны.
Что касается законопроекта о нулевой ставке НДС на операции по импорту нефти и сырых нефтепродуктов, то он создает огромное поле для ухода от налогообложения и создания всевозможных теневых схем с использованием фирм-однодневок, которые будут исчезать одна за другой, унося с собой обязательства по уплате НДС. Все это мы уже проходили в конце 90-х годов. Хочу отметить, что закон не предусматривает полную отмену НДС, а только его отсрочку. То есть налог должен уплачиваться фирмой-импортером после реализации продукции из ввезенного сырья. Но где гарантия, что эта фирма не исчезнет сразу после ввоза крупной партии нефти?
Я считаю, что если законопроект будет утвержден в нынешнем виде, то при сегодняшней цене нефти потери госбюджета от поставок нефти в Украину могут достичь к концу года 8 миллиардов гривен. Хотя сама идея хорошая. Просто нужно указать в законопроекте, что импорт нефти и прочего сырья осуществляется непосредственно нефтеперерабатывающими предприятиями без участия посредников. При этом налоговые обязательства закрепляются налоговым векселем.