В Украине с участием ведущих мусульманских и иудейских лидеров состоялась международная конференция, посвященная борьбе с религиозной нетерпимостью и экстремизмом
Киев впервые стал одной из тех редких площадок, на которой представителям ислама и иудаизма удалось конструктивно обменяться мнениями и достичь согласия по важным вопросам. Организатор состоявшейся 12 мая международной конференции на тему борьбы с религиозной нетерпимостью и экстремизмом, народный депутат Александр Фельдман, считает, что Украина может стать центром глобального диалога между мировыми религиями.
— Александр Борисович, незадолго до этой конференции в Киеве проходил международный форум, в котором приняли участие Иерусалимский Патриарх Теофил III и Патриарх УПЦ МП Владимир. Как взаимосвязаны эти события и почему гостями ваших мероприятий становятся религиозные лидеры, а не эксперты и политики?
— Во всем мире люди интересуются не только политикой. Надоело уже слушать эти избитые фразы о «валютных войнах», «глобализации» и «последствиях экономического кризиса». Гораздо полезнее обратить внимание на волнующие всех гуманитарные вопросы, на то, что вселяет в людей веру, надежду и оптимизм.
Последняя наша конференция с участием иудейских и мусульманских религиозных лидеров — это логическое продолжение работы Киевского международного межконфессионального форума, который станет ежегодным местом общения представителей абсолютно всех мировых религий. В промежутках между ежегодными мероприятиями будем проводить конференции по конкретным актуальным проблемам. Сегодня мы обсудили вопросы противодействия исламофобии и антисемитизму, в будущем планируем затронуть тему взаимоотношений между светскими и религиозными традициями, проблемы сосуществования религиозных меньшинств и «большинств». Эти вопросы привлекают внимание широкого круга людей во всем мире, и мы хотим, чтобы местом их обсуждения стала Украина.
— Почему центром подобных дискуссий становится именно Киев, а не, скажем, такие города, как Давос или Брюссель?
— Подобные мероприятия поднимают международный статус Украины как европейского государства, как интеллектуального и гуманитарного центра. Украина может стать местом глобального диалога между мировыми религиями — разве это плохо?
— Главная тема нынешней конференции — исламофобия и антисемитизм. Насколько эти угрозы актуальны для современной Украины?
— Исламофобия и антисемитизм — это крайние формы религиозной нетерпимости и это глобальные проблемы. Слава Богу, что эти проблемы не являются самыми острыми для Украины, хотя и имеют место в нашей стране. Современная Украина является достаточно успешным примером сосуществования христиан, иудеев и мусульман. Мы — одна из немногих стран, где представители различных религий могут сесть за общий круглый стол и обсудить то, что их беспокоит.
— Открытый диалог между мусульманами и иудеями — это уже само по себе большое достижение, учитывая остроту накопившихся противоречий. Каковы конкретные итоги такого диалога?
— Самое важное то, что лидеры мусульман и иудеев публично осудили религиозную нетерпимость, проявления исламофобии и антисемитизма. Было продемонстрировано, что основной конфликт сегодня существует не между лидерами определенных религиозных общин, не между верующими людьми, не между религиозными и светскими ценностями, а между теми, кто хочет мира и взаимопонимания, и теми, кто сеет ненависть. Это очень ценный посыл.
Второй важный итог: мы увидели общую заинтересованность в продолжении и расширении диалога. Это самое главное.
— Каким образом Украина может найти решение собственных внутренних межконфессиональных противоречий внутри православия?
— Вы знаете, нет ни одной мировой религии, в которой не было бы внутренних противоречий, различных конфессий, идейных течений в рамках отдельных конфессий и так далее. К этому нужно относиться достаточно спокойно, с пониманием. В конце концов, на все — и даже на это — есть воля Божья.
Организовывая наши форумы и конференции, мы можем предоставить площадку для диалога, но не можем навязать сам диалог. На последнем совете лидеров религиозных общин с участием Президента Виктора Януковича было успешно положено начало сближению между Московским и Киевским патриархатами. Процесс будет длительным и нелегким, но его начало — это уже большой прогресс.
— Не кажется ли вам, что попытки поднять на высокий уровень диалог между лидерами различных религий в Украине идут вразрез с общеевропейской тенденцией к ограничению прав религиозных меньшинств?
— Ну, во-первых, от налаживания диалога между мировыми религиями может быть только позитив для Украины, для религиозных общин и для самих верующих. А во-вторых, не нужно упрощать проблему сосуществования в современном обществе религиозных и светских ценностей. Эта проблема приобрела такую актуальность не потому, что есть глубочайшие и непреодолимые противоречия, а потому, что она новая для правительств, для экспертов и для СМИ. Я уверен, что решения этих вопросов обязательно найдутся.
— В последние десятилетия в мире наблюдается заметный подъем религиозности. Все больше людей приходит к вере, больше открывается храмов и издается религиозной литературы… Почему, на ваш взгляд, это не приводит к снижению количества вооруженных конфликтов, преступлений, агрессии?
— Для того чтобы делать такие далеко идущие выводы, важно понимать, что мы с вами смотрим на эти процессы субъективно, в очень узком временном разрезе, а фундаментальные тенденции и процессы в религиозной сфере протекают в течение долгих столетий и тысячелетий.
Действительно, религиозные ценности сегодня выдвигаются в центр политических, геополитических и культурных процессов, но мы пока не можем оценить конечный результат. Возможны два варианта: либо религиозные факторы будут усиливать социальные, этнические и политические противоречия, либо же вера станет фактором интеграции и сближения людей. Я оптимист и верю во второй путь.
Лейтмотивом уже второй нашей конференции является всего один тезис: не нужно привносить религиозную окраску в вопросы конкуренции между людьми, партиями и государствами. В этом христиане, иудеи и мусульмане едины.