Украина

В Черном море, в отличие от Мексиканского залива, скважины бурят на глубине всего 50–70 метров, а значит, добыча нефти и газа здесь намного безопаснее

0:00 — 26 мая 2010 eye 424

Во время инспекционной поездки в Крым министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко проверил, насколько безопасной является добыча газа и газоконденсата на шельфе Черного моря

Месяц назад в Мексиканском заливе у побережья США произошла авария, которую сейчас называют самой масштабной экологической катастрофой в истории этой страны. Несмотря на все усилия специалистов компании «Бритиш Петролеум», и по сей день в море из разрыва в скважине ежедневно продолжает выливаться около миллиона литров нефти. Авария, на ликвидацию которой уйдут годы и десятки миллиардов долларов, заставила правительства нефтедобывающих стран серьезно задуматься о том, насколько вообще может быть безопасным такой способ добычи нефти.

Возможно, не многие знают, что Украина также имеет в Черном море ряд месторождений, правда, добывают там в основном газ и газоконденсат. В конце прошлой недели во время рабочей поездки на Крымский полуостров одно из таких месторождений — «Штормовое» — посетил министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко.

Вместе с министром в инспекционную поездку отправились и мы. Сели в Симферополе в вертолет и уже через час были в открытом море — на плавучей буровой установке «Таврида», находящейся примерно в 75 километрах от западного побережья Крыма. Огромную буровую, где, кроме технической части, есть и жилой отсек для команды, притянули в «Штормовое» на буксире и прикрепили к уже существующей стационарной платформе. Сейчас установка «проделывает» новые скважины, которые приходят на смену тем, что уже выработали свой ресурс.

В среднем за сутки «Штормовое» отправляет по трубопроводу на «большую землю» около 2,2 миллиона кубометров газа. В масштабах страны говорят специалисты, это относительно немного — меньше одного процента от общего потребления. Тем не менее за счет таких вот разбросанных в Черном море месторождений вполне реально обеспечить собственным природным газом по крайней мере Крым. Для региона это задача первостепенная, ведь себестоимость черноморского газа (без расходов на разведку и бурение) в несколько раз ниже «покупного» российского. Но как обстоят дела с безопасностью добычи?

Руководство буровой заверило министра: в Украине столь масштабная катастрофа, как та, что произошла в Мексиканском заливе, невозможна. В Америке скважины бурились на глубине полтора километра, у нас — на 50-70 метрах. Работать на больших глубинах Украине еще предстоит научиться. Каждая наша скважина оснащена системой, которая должна заблокировать ее в случае аварии, но даже если по какой-то причине в море начнет попадать газоконденсат, на дно спустятся водолазы и заткнут пробоину.

Впрочем, министр топлива и энергетики Украины подчеркнул: созданная правительством комиссия детально проанализировала причины произошедшего в Мексиканском заливе и сделала соответствующие выводы. «Мы обсудили меры, которые необходимо предпринять, чтобы у нас не случилось ничего подобного, — заявил Юрий Бойко, — а добыча нефти и газа на Черноморском шельфе была максимально безопасной. Приблизительно 200 миллионов гривен необходимо привлечь с тем, чтобы провести ремонтные работы и закупить новое оборудование. Так мы будем до конца уверены, что выполняются все условия, обеспечивающие безопасность».

Эксперты также признают: пока добыча газа и нефти ведется на «мелководье», Украина ничем особенно не рискует. Но, как известно, уже много лет вынашиваются планы по разработке глубоководного шельфа Черного моря, где запасы углеводородов на порядок больше. Дойдет до реализации этого проекта — и тогда уж действительно придется очень серьезно задуматься о безопасности.