История современности

31 мая 1946 года Олег Антонов возглавил конструкторское бюро на Новосибирском авиационном заводе

12:40 — 30 мая 2011 eye 1267

30 мая 1631 г.  Во Франции вышла «La Gazette». После этого слово «газета» (мелкая монета, которой венецианцы платили в XVI веке за рукописный листок новостей) вошло в обиход.

 

31 мая 1868 г.  В парке парижского пригорода Сен-Клу прошла первая велогонка. Это событие принято считать датой рождения велоспорта. Победителем гонки на 2000 метров стал англичанин Мур. Самой престижной велогонкой сегодня считается «Тур де Франс» (проводится с 1903 года).

 

1 июня 1926 г.  Родилась американская актриса Мэрилин Монро, ставшая секс-символом Голливуда.

 

1 июня 1996 г.  Из Украины в Россию был вывезен последний ядерный боезаряд. От СССР Украина унаследовала 130 ракет СС-19 и 46 стратегических ракет СС-24. Все они были демонтированы и транспортированы в Россию.

 

3 июня 1965 г.  Американский астронавт Эдвард Уайт вышел в открытый космос. За бортом «Gemini-4» Уайт проработал 36 минут. Продолжительность полета составила четверо суток. Первый в истории выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд совершил советский космонавт Алексей Леонов в марте 1965 года.

 

4 июня 1962 г.  Появился сатирический тележурнал «Фитиль». Он выходил перед показом художественного фильма. Тележурнал высмеивал взяточников, нечестных продавцов, пьяниц и тунеядцев. До 1993 года бессменным редактором тележурнала был Сергей Михалков.

 

4 июня 1972 г.  Поэт Иосиф Бродский эмигрировал из СССР в США (против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве). В Америке Бродский продолжал писать стихи, преподавал в университетах. Он стал первым человеком, не имеющим гражданства, — лауреатом Нобелевской премии в области литературы (1987 год).

 

5 июня 1981 г.  Американский Центр контроля над заболеваниями зарегистрировал новую болезнь — СПИД. В 1987 году Всемирная организация здравоохранения приняла единое название возбудителя этой болезни — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).

«Я на всю жизнь усвоил кредо Александра Яковлева — нужно делать только то, что нужно», — вспоминал Олег Антонов. Антонов участвовал в создании истребителя Як — одного из самых массовых самолетов Второй мировой войны. Решая повседневные задачи в КБ Яковлева, ведущий конструктор Антонов проявлял самостоятельность.

Он начал реализовывать идею создания самолета собственной конструкции — легкого транспортного биплана — машины с двумя параллельными крыльями. Яковлев считал, что такой тихоходный самолет абсолютно не нужен, но препятствовать Антонову не стал и предложил ему организовать собственное конструкторское бюро.

31 мая 1946 года 40-летний конструктор возглавил в Новосибирске не только филиал КБ, но еще и Сибирский научно-исследовательский институт авиации. В институте была аэродинамическая труба (техническое сооружение, необходимое для испытания моделей новой авиатехники). Вокруг Антонова сплотилась небольшая группа энтузиастов. Первым самолетом Антонова был одномоторный биплан Ан-2. Испытание его прошло в киевском аэропорту «Жуляны» в конце июня 1947 года.

Понаблюдав за демонстрационным полетом, руководитель Украины Никита Хрущев пришел к выводу, что такие самолеты очень нужны сельскому хозяйству, и пообещал помочь в организации серийного производства Ан-2. Многие годы «Аннушки» занимались местными пассажирскими перевозками, обеспечивали работу геологических экспедиций, строителей каналов, нефте- и газопроводов, оленеводов в тундре, овцеводов в горных районах.

Со временем Олег Антонов заинтересовался переездом в Киев, чему поспособствовал Хрущев. В полной мере раскрыть свой талант конструктору удалось именно в Киеве. Часть специалистов переехала вместе с Антоновым из Новосибирска, но основу коллектива многие годы составляли выпускники Харьковского авиационного института.

Олег Антонов и его команда создали самолет, не знавший равных в мире, Ан-22 «Антей». Его испытание прошло в феврале 1965 года на аэродроме Киевского авиазавода в Святошино. Первая публичная демонстрация состоялась 15 июня 1965 года во Франции на авиасалоне Ле Бурже. Как написала британская газета «Таймс», благодаря этому самолету СССР опередил все остальные страны в авиастроении на два года. Последним проектом генерального конструктора Олега Антонова был крупнейший транспортный самолет Ан-124 «Руслан».

Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»