В старейшем театре Финляндии, в городе Турку, в рамках Международного театрального фестиваля была показана пьеса известного украинского режиссера
Говорят, самый взыскательный и строгий зритель — финский. Живущие по соседству шведы не идут с финнами ни в какое сравнение. Театр в стране на берегу Балтийского моря возведен в ранг мест, обязательных для посещения. Раз в неделю, обычно в пятницу или субботу, нарядные и сдержанные финны идут на очередной спектакль. Театров в стране огромное множество. В одних — спектакли идут на финском, в других — на шведском языках. Впрочем, в Финляндии как ни в какой другой стране много гастролеров. Тем более в этом году. Именно 2011-й стал для Турку (первой столицы Финляндии) знаковым годом. Турку вместе с Таллином объявлены культурными столицами Европы. Это значит, что на протяжении двенадцати месяцев концерты в этих городах будут следовать один за другим, а количество фестивалей и вовсе не сосчитать. Самый долгожданный для жителей Турку — театральный. Впервые на него был приглашен украинский коллектив — Черкасский драматический театр имени Тараса Шевченко с постановкой Андрея Жолдака «Ленин love. Сталин love».
Андрея Жолдака в Финляндии знают и любят. Он произвел впечатление еще в 2004 году, во время первых гастролей Харьковского драматического театра имени Шевченко, художественным руководителем которого был в течение трех лет. Показал свой спектакль «Один день Ивана Денисовича» на ежегодном международном фестивале в Тампере. Предложения о сотрудничестве посыпались на Жолдака одно за другим. Уже через полгода режиссер ставил спектакли в Германии, потом в Румынии, России… Зимой прошлого года в городском театре Турку состоялась премьера его постановки «Анна Каренина», которая в марте 2011 была признана лучшим спектаклем 2010 года, получив престижную театральную награду «Талия». Андрей Жолдак был приглашен в Турку с работой «Ленин love…». Кстати, премьера спектакля по роману Василия Барки «Желтый князь» состоялась ровно три года назад в Национальной опере Украины.
Спектакль о трагедии украинского народа в 30-х годах прошлого века в репертуаре Черкасского театра до сих пор считается одним из самых кассовых. Актриса Вера Климковецкая вот уже несколько лет подряд исправно приезжает из Киева в Черкассы, чтобы выйти на сцену в одной из главных ролей.
Массивные декорации хранятся в специальных контейнерах. Двадцать пар валенок и сорок костюмов было пошито для актеров. Два мешка чернозема и кукурузы, купленных в Финляндии, рассыпают на сцене за время представления. На монтировку сцены с двумя бассейнами ушло три дня! А в день показа перед входом в театр был выстроен длинный деревянный туннель, обшитый красной тканью. Правда, даже пройдя по нему и попав в зал, зрители не предполагали, что на спектакле им придется плакать.
Финские зрители пунктуальны до неприличия. Если кто-то не успевает к семи часам вечера, в театр даже не заходит, зная, что двери в зал уже закрыты. В антракте зрители с маленькими подносиками чинно выстраиваются в очередь в буфет, чтобы купить кофе, бокал вина и свежую выпечку. Разговоры в кулуарах ведутся полушепотом, а на спектакле слышны лишь восторженные вздохи или всхлипывания. Последних во время «Ленин love…» было гораздо больше. Леденящая душу история из жизни небольшого украинского села, практически полностью вымершего в голодные 30-е годы, поразила даже искушенного финского зрителя. Особенно сильный — финал, в котором герой изо всех сил бьет ведром с грязной водой по огромным портретам Сталина и Ленина…
— Я признательна Андрею Жолдаку, что он дал нам возможность прикоснуться к украинской истории, — сказала генеральный директор городского театра Турку Райя-Лииза Сейло, потрясенная увиденным. — Признаюсь, подобного шока после спектакля я давно не испытывала…
Специально для украинских актеров после окончания представления была организована классическая сауна — в небольшом деревянном домике, стоящем на берегу Финского залива. Таких строений вдоль побережья большое количество. Сначала настоящая парилка и купание в прохладной воде, затем традиционный лососевый суп со сливками. Рыбу вылавливают тут же — финны буквально помешаны на всем натуральном и экологически чистом.
— За время работы в Финляндии я уже привык к здешним традициям, — признался Андрей Жолдак. — Такую вкусную рыбу я не ел ни в одной стране в мире. А о пользе местной сауны нечего и говорить — надо просто получать удовольствие. Особенно после трудного дня…
— Мне показалось или ты действительно плакал на показе «Ленин love…»?
— Я и правда смахнул слезу. Потом подумал: наверное, я просто очень устал, перенапрягся. А после спектакля ко мне подошла наша художница Тита Димова и призналась: «Андрей, я плакала во втором акте…» Думаю, ну слава Богу, значит, я не сумасшедший. Когда спектакль долго не видишь, забываешь какие-то эмоциональные моменты. Поэтому на премьере в Турку я реагировал на происходящее на сцене как обычный зритель.
— И думал: Боже, какой же я все-таки гениальный!?
— Да нет, конечно, я понимаю, что это шутка. Но актеры играли на пределе своих возможностей, очень трогательно. Вокруг меня сидели финны (а это очень сдержанные зрители), некоторые из них плакали. Наверное, у нас получился абсолютно честный спектакль.
— Он один из твоих любимых?
— Занимает в коллекции моих спектаклей особое место. А любимый… Мне дорога первая постановка «Идиота» в театре на Подоле в Киеве. Люблю румынский спектакль «Жизнь с идиотом». «Ромео и Джульетта» мне стоила много сил. Люблю «Медею», которую ставил в Берлине. Очень доволен «Анной Карениной». Кстати, ее премьера состоялась здесь, в Городском театре Турку, а недавно этот спектакль получил финскую театральную премию. Знаешь, спектакли для меня как детки. Ты разве можешь сказать, кого больше любишь — сына или дочку? Так же и я…
— Судя по тому, что твои постановки в основном делаются на Западе, Украины в планах нет?
— Пока нет. Но я люблю свою страну, Киев. Просто сейчас я успокоился, уже не дергаюсь, как раньше, из-за того, что у меня нет театра, не зовут на Родину. Наверное, потому, что я «вырос» и многое увидел. Ставлю в России, Румынии, Германии, Швеции, Финляндии, Швейцарии. Все это обогащает меня. Сейчас поступило много предложений от европейских театров. Конечно, я смотрю в сторону Киева и по-прежнему считаю, что хотя бы раз в два года надо делать спектакли дома.
— Твоя последняя постановка была, если не ошибаюсь, три года назад.
— Да, в 2008-м. Это были спектакли Черкасского драматического театра «Войцек» и «Ленин love…». Две премьеры одновременно. Следующие двенадцать месяцев буду очень занят. Осенью в Упсале (Швеция) запланирована премьера моего спектакля «Мефистофель» по Клаусу Манну. Потом покажем в Хельсинки «Дядю Ваню». Только сыграли премьеру «Идиота» в Германии. Кстати, его репетиция занимала около восьми часов. Спектакль получился огромный, и буквально перед премьерой мне пришлось сократить его до четырех часов. В декабре уезжаю в Петербург, где начинаю работу над оперой Шнитке в Михайловском театре.
— Ты давно мечтал об опере.
— Я много раз вел переговоры с Национальной оперой Украины о постановке, но всегда получал мягкий отказ. Говорили, приходите в следующем сезоне. А Михайловский театр сам меня нашел. Туда пришел новый продюсер, который готов вкладывать деньги в постановки. Что я буду делать — пока не имею права говорить, но премьера оперы должна состояться в феврале 2012 года. Потом — снова в Турку.
— Финны от тебя в восторге!
— Сейчас театр в Турку предлагает мне сделать постановку «Вишневого сада». А Национальный театр Хельсинки зовет ставить «Три сестры». Родной Киев по-прежнему молчит…
— Твои дети и жена живут в Берлине, ты мотаешься между странами.
— В перерывах, конечно, заезжаю домой. С сыновьями провел пасхальные каникулы в Испании. Понятно, хотелось бы видеть семью чаще, но… театр — моя любовь. И ничего с этим не поделать.
— Ты счастлив?
— Я спокоен. А это очень много значит. Пребываю в состоянии гармонии, когда уже сам могу выбирать и решать, что мне делать, как планировать жизнь. Недавно на фестивале в Петербурге встречался с легендарным режиссером «Таганки» Юрием Любимовым. Почувствовал, что он заинтересовался мной. Со Львом Додиным постоянно общаюсь. Процесс идет, и мое имя хоть и медленно, но завоевывает свое место в театральном мире. Знаешь, от меня будто отлипает какая-то шелуха, все ненужное. Раньше я был скорее провокатором, как Сергей Параджанов. Публика, критики реагировали на такой подход к творчеству моментально. А потом как-то само собой получилось, что это перестало быть для меня главным.
— Может, пришла мудрость?
— Наверное. Мне уже нет смысла что-то кому-то доказывать, важнее просто сидеть, наблюдать за течением реки и создавать образы. Нет, я не отказываюсь от денег. Но они — не главное в моей жизни. Как и мнение обо мне окружающих. Моя «рука» работает сама по себе. Как самописец. Я получил уникальный опыт, работая во многих странах мира, сталкиваясь с огромным количеством актеров.
— Вот этим бы надо делиться.
— Возможно, уже и пора…