Как сообщает сайт издания «Зеркало недели», на заседании группы государств по противодействию коррупции Совета Европы GRECO, которое проходило 24 мая в Страсбурге под председательством Драго Коса, отметили провал Украины в плане законодательного обеспечения борьбы с коррупцией и несоответствие европейским стандартам борьбы с коррупцией по 13 направлениям.
По результатам мониторинга GRECO, в 2009 году Украина не имела невыполненных рекомендаций — были выполненные частично либо находящиеся в стадии решения. Спустя полтора года Украина стала первым государством—участником европейской антикоррупционной инициативы, которому эксперты понизили степень выполнения по трем рекомендациям GRECO.
GRECO увидело в действиях команды президента Виктора Януковича четыре положительных результата.
Прежде всего, это принятие Закона «О судоустройстве и статусе судей». Также важным плюсом GRECO признает создание Высшей квалификационной комиссии судей. Высокую оценку получило вступление в действие Закона «О доступе к публичной информации». Отмечен прогресс при принятии нового Закона «О государственных закупках» 2010 года. Также достижением Украины признан новый Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма».
Однако эти результаты GRECO не признало достаточным свидетельством эффективной антикоррупционной политики в Украине. Целый ряд важнейших антикоррупционных решений, которые уже были разработаны и утверждены, за последние полтора года оказались заблокированы и даже дезавуированы.
Вот на основании каких претензий были сформированы негативные выводы:
Рекомендация №3. Не пересмотрена система административной ответственности за коррупционные нарушения таким образом, чтобы коррупция однозначно признавалась уголовным преступлением.
Рекомендация № 5. Усилить независимость прокуратуры от политического влияния и уточнить ее полномочия, сосредоточив их на руководстве досудебным расследованием и криминальном преследовании.
Рекомендация № 24. Ввести ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, включая эффективные, пропорциональные и действенные санкции, а также рассмотреть возможность создания системы регистрации юридических лиц, которые привлекались к ответственности (т.е. реестр компаний, причастных к коррупционной деятельности). Это одно из принципиальных требований GRECO и один из важных европейских стандартов.
Никаких позитивных изменений GRECO не зафиксировало еще по 10 пунктам антикоррупционных инициатив. В частности, не принят модельный кодекс поведения государственных служащих и не урегулирован вопрос конфликта интересов чиновников, связанных общими родственными либо деловыми интересами с бизнесом.
Не защищены права информаторов — чиновников, сообщающих контролирующим органам о подозрительных и возможно коррупционных деяниях своих коллег. Нет изменений в реформе государственной службы и регулировании статуса работников бюджетной сферы. Не приняты новые правила конфискации и ареста доходов, полученных преступным путем.
Критика Европейской комиссии по результатам отчета GRECO основана на том, что Украина в рамках интеграции с Европой взяла на себя обязательства привести свое антикоррупционное законодательство к европейским стандартам. И сама же не выполняет эти свои обязательства. Причем в Европе создано впечатление, что выполнение программ интеграции для украинских властей является не более чем имиджевой акцией.